Конспект урока истории "Коренной перелом в войне"; 10 класс
Тема урока: Коренной перелом в войне
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, партизанское движение, советский тыл, тыл немецкой армии.
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Учебная проблема: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Этапы поиска решения учебной проблемы
№ и название пункта в учебнике |
Факты, содержащиеся в тексте параграфа, которые можно использовать для решения проблемы. |
За фронтами воющих армий |
Вместо «развала советской системы» - объединение граждан СССР: - не удалось расколоть многонациональный народ, натравить русских на коммунистические власти, людей одной национальности на другую, верующих на атеистов – самоотверженность и готовность сражаться с захватчиками; - возникновение партизанского движения (в ответ на геноцид «Оста») – нарушение снабжения немецких войск, оттягивание сил; - советский тыл производил технику, боеприпасы и т.д. быстрее и лучшего качества; - помощь союзников в вооружении и продовольствии. |
Победа над Сталинградом |
Преимущества красной Армии под Сталинградом и Курском: - лучшее планирование операций; - превосходство в числе и качестве сил; - лучшая работа разведки; - искусство бойцов всех родов войск; - мужество и упорство. |
Курская дуга |
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
Работа с источниками после параграфа.
Учитель: Что немецкие генералы и офицеры считали причинами своего поражения в войне с СССР?
Ученики:
Огромная территория СССР.
Суровые погодные условия - «генерал Мороз».
Большая численность советских солдат и офицеров - «масса муравьев против слона».
Учитель: Какого мнения придерживается английский историк А. Кларк о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?
Ученики: Главная причина - мужество и твердость обычного русского солдата.
Учитель: В чем противоречия между источниками?
Ученики:
1-й источник |
2-й источник |
Причины победы: |
|
огромная территория «мороз» |
твердость и мужество советских солдат |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Актуализация знаний
Учитель: Вспомните основные этапы Второй мировой войны: назовите хронологические рамки и краткими фразами охарактеризуйте их сущность.
Ученики:
1939-1941 (июнь). Начало Второй мировой войны, подчинение Германией почти всей Европы.
1941-1942 (лето). Вступление в войну СССР и США. Образование антигитлеровской коалиции. Успехи стран-агрессоров.
1942 (осень) - 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне, успехи стран антигитлеровской коалиции.
1944-1945 (май). Победа над фашизмом (фашистской Германией).
1945 (май - сентябрь). Разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны.
Учитель: Разделите изученную вами историю Великой Отечественной войны на этапы и выделите крупнейшие сражения в каждом из них.
Ученики:
1941 г. (июнь - конец года). Оборонительные сражения Красной Армии: оборона Ленинграда, Киева и других городов. Оборона Москвы (конец сентября - начало декабря). Начало контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря).
1942 г. (начало года – ноябрь). Контрнаступление под Москвой (декабрь 1941 г. – январь 1942 г.). Общее наступление красной Армии на всем советско- германском фронте (январь-апрель). Неудачные наступления под Харьковом и в Крыму. Прорыв немецких войск на юге и прорыв к Волге и Кавказу (лето и осень). Начало контрнаступления в Сталинградской битве (19 ноября).
Учитель: На какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы найти решение проблемы урока?
Ученики: Нам нужно будет выяснить:
Предпосылки коренного перелома.
Важнейшие события коренного перелома и их значение в ходе Великой Отечественной войны.
Открытие нового знания
Учитель: Чтобы выяснить предпосылки коренного перелома, нужно представлять не только ситуацию на фронте, но и обстановку в тылу. Почему важен тыл во время войны?
Ученики: Тыл поставляет вооружение, одежду, питание, резервистов для армии, морально поддерживает ее и т.д.
Учитель: Какая же была обстановка в тылу немецко-фашистских войск? (Текст учебника, с. 239.)
Ученики: В тылу у немцев на оккупированной территории развертывалось партизанское движение.
Учитель: Какую роль играло партизанское движение в годы войны?
Ученики: Партизаны вели разведку, сообщали добытые сведения советскому командованию, пускали под откос вражеские эшелоны с техникой и людьми. Немцы были вынуждены снимать целые дивизия для борьбы с партизанами.
Учитель: Почему надежды немецких генералов на поддержку советских граждан оправдались лишь частично?
Почему большинство советского населения, военнопленных в фашистских концлагерях, белоэмигрантов в оккупированных странах Европы было настроено против фашистов, принимало участие в борьбе с ними? (Текст учебника на с. 237-239, иллюстрации и текст к ним.) |
Ученики: Любовь к Родине, верность ей. Политика геноцида против целых народов (евреев, цыган, славян), нечеловеческого обращения с пленными, грабежи оккупированных территорий, выкачивание людских ресурсов.
Учитель: Какая же обстановка была в советском тылу? Какой вклад вносили советские люди в достижение победы над фашизмом? (Текст, с. 240.)
Ученики:
Неимоверно тяжелый труд женщин, подростков на предприятиях по выпуску военной техники.
Сельские жители - женщины, старики, подростки - делали все, чтобы дать армии и городскому населению продовольствие.
Ученые разрабатывали новое оружие.
Деятели культуры выступали с концертами на фронте.
Сбор населением средств на создание танков, самолетов.
Учитель: Что было главным достижением советского тыла для
обеспечения коренного перелома в ходе войны?
Ученики: Производство вооружения в СССР в 1942 г. превысило военное производство Германии. Более половины вооружения составляла военная техника.
Учитель: Как решалась проблема дефицита ресурсов для производства вооружения в СССР?
Ученики: Поставки материалов американскими союзниками.
(Можно построить работу учащихся по советскому тылу несколько иначе: сразу поставить вопрос о достижениях советского тыла, затем - вопрос о том, что позволило добиться превосходства над Германией в производстве вооружения.)
Ученики: Героический труд советских людей, ученых, поставки материалов американскими союзниками.
Учитель: Какую политику проводили Сталин, советское руководство по подъему патриотического духа советского народа? (Текст, с. 241.)
Ученики: Примирение и сближение Советской власти с Русской православной церковью, с духовенством других конфессий. Избрание Патриарха Московского и всея Руси (1943 г.).
Прославление в искусстве героического прошлого русского и других народов.
Роспуск Коминтерна - «штаба мировой революции» (раньше лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», теперь - призыв к единству всех стран, народов к общей борьбе с фашизмом вне зависимости от характера их общественного строя).
Учитель: В качестве вывода по вопросу об обстановке в тылах немецкой и советской армии учащиеся перечисляют предпосылки коренного перелома.
Ученики: Патриотический подъем советского народа. Превосходство СССР над Германией в производстве вооружения в результате героического труда советских людей и поставок американских союзников. Партизанское движение, борьба советских людей в тылу немецких армий.
Примечание. Коллективную работу всего класса можно заменить групповой: одна половина учащихся работает по вопросу об обстановке в тылу немецкой армии, другая - по вопросу об обстановке в советском тылу.
Вывод о предпосылках коренного перелома в ходе войны делается всем классом.
Работу учащихся с военными событиями, ознаменовавшими коренной перелом, можно организовать по группам.
1-я группа работает с материалами «Победа под Сталинградом», 2-я группа - с материалами «Курская дуга».
Задание 1-й группе: Выделите причины и значение победы советских войск под Сталинградом (используется текст учебника, с. 241-242, 243, карта-схема Сталинградской битвы, документальный материал: письма немецкого и советского солдат возлюбленным). Используйте свои знания по Новейшей истории. Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
Причины победы:
Уверенность советских бойцов и командиров в победе. Патриотизм.
Истощение сил немцев, упадок их морального духа в результате тяжелейших боев в Сталинграде.
Военное искусство советских полководцев: талантливо разработанный план Г. Жукова, А. Василевского и его осуществление.
Изменение позиции Сталина: поддержка им полководцев по осуществлению плана «Уран».
Значения:
Впервые окружена крупнейшая вражеская группировка (22 дивизии - 300 тыс. человек).
Уход немцев с Северного Кавказа, из Донбасса, Черноземах,освобождение советскими войсками Краснодара, Воронежа, Ростова, Курска.
Рост надежд в мире на разгром фашизма, освобождение оккупированных территорий.
Подъем движения Сопротивления в оккупированных странах, партизанского движения на занятых немцами территориях.
Прорыв блокады Ленинграда
Задание 2-й группе: Выделите причины победы на Курской дуге (используется текст учебника, с. 243-246, таблица «Соотношение силв Курской битве», карта-схема Курской битвы).
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
Умелая работа советской и английской разведок (получениеинформации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
В завершение работы учащихся можно предложить им выполнить задание 4.
Учитель: Попытайтесь описать мысли и чувства двух советских военнопленных, один из которых соглашается идти во «власовскую армию», а другой - отказывается. Дайте название поступку одного и второго и подробно объясните свое решение.
Это задание может быть предложено для домашней работы, тогда оно выполняется по желанию и в письменной форме в виде сочинения.
Домашнее задание
Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?
Проверьте свои предположения - прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якубинская Алевтина Михайловна
→ Алевтина3751 08.11.2017 0 9342 357 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы