Конспект интегрированного урока истории и литературы "Александр Сергеевич Пушкин"; 8 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»
Интегрированный урок по истории и литературе в 8 классе
по теме «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»
разработали:
Зыбинская Е.М. (учитель истории) и Аринишина Елена Федоровна (учитель литературы)
Цель: познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчеством поэта А.С. Пушкина, который своими произведениях прививал любовь к истории России, к ее людям; изображал красоту родной природы.
Задачи
Образовательные: показать гражданскую позицию А.С. Пушкина; подчеркнуть, что А.С. Пушкин посвятил свои произведения самым интересным историческим событиям, видным личностям России; показать А.С. Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.
Развивать познавательные способности учащихся через вовлечение в различные виды деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство глубокого уважения и любви к личности А.С. Пушкина и его творчеству.
Коррекционные: коррекция зрительного восприятия на основе просмотра презентации; коррекция логического мышления на основе осмысления произведений А.С.Пушкина; коррекция долговременной памяти через заучивание и чтение наизусть стихотворений поэта.
Основные термины и понятия
Лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян;
поэма — большое поэтическое произведение;
дуэль - поединок двух человек из-за нанесенной обиды или оскорбления;
цензура - просмотр произведений, предназначенных для печати, для постановки на сцене с целью надзора.
Оборудование и материалы
Репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина»; презентация «А.С.Пушкин. Семья. Лицей. Творчество»; эпиграф к уроку: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»; толковый словарь С.И. Ожегова; раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, воспитанников |
|||||||||
Орг. мог-момент |
Сообщение темы урока: «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». |
|
|||||||||
Актуализация знаний, объявление новой темы |
Слово учителя литературы. Работа с эпиграфом. Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Рассказ о создании портрета Пушкина кисти О.А.Кипренского. В первой половине XIX века жил и творил великий русский поэт, который оставил неизгладимый след в развитии русской культуры. Обратимся к личности поэта, к условиям, которые сформировали Пушкина- поэта. |
Слушают учителя. Рассматривают портрет А.С. Пушкина.
Записывают тему урока в тетради. |
|||||||||
Изуче- ние нового материа- ла |
1.Показ презентации по теме урока. 2.Словарная работа по ходу материала. 3.Заполнение таблицы учащимися по карточке.
В детстве у Пушкина была няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему много русских народных сказок: про золотую рыбку, про обманутого попа, про прекрасную царевну Лебедь. Когда маленький Александр подрос, он записал все сказки своей няни. И затем написал их в стихах: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...» и многие другие. В своих сказках Александр Сергеевич рассказывает о русских богатырях, о смелых купцах, отправляющихся в дальние плавания, о чудесах света. Русские красавицы и злые волшебники, бесстрашные русские воины и злые правители — это герои сказок Александра Сергеевича Пушкина.
|
1.Слушают, смотрят. Выступают с индивидуальными сообщениями. 2. Знакомятся со значением новых понятий. Работают с толковым словарем С.И. Ожегова. 3.Работают по учебнику истории, чтения. Называют произведения Пушкина. Составляют таблицу в тетрадях. 4.Читают наизусть стихотворения Пушкина. 5.Читают выразительно стихотворения по учебнику «Чтение».
|
|||||||||
Физкультмиинутка |
Гимнастика для глаз. Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Гимнастика для шеи (снятие напряжения). Делать наклоны головы по пять раз, вверх – вниз, в право – в лево.
|
Учащиеся выполняют зарядку вместе с учителем. |
|||||||||
|
4. Полтавской битве. Чтение учителем литературы отрывка из поэмы «Полтава». Пушкин очень любил Россию и русскую историю и поэтому посвятил самым интересным историческим событиям свои произведения. Он написал поэму «Полтава», в которой рассказал о подвиге русских воинов во время Полтавской битва. 5. Слово учителя истории о восстании под предводительством Е.Пугачева. Учитель литературы кратко знакомит с содержанием повести «Капитанская дочка». 5. Слово учителя истории о декабристах. Мы с вами переходим к следующему этапу урока: влияние декабристов на творчество Пушкина. В то время, когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге происходит восстание декабристов. - Кто такие декабристы?
Восстание декабристов было подавлено, а многих из них сослали в ссылку в Сибирь. Некоторые друзья Пушкина участвовали в восстании. Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской площади – в рядах восставших». |
Слушают. Слушают. Отвечают на вопросы, делятся впечатлением.
Читают стихотворение «Во глубине сибирских руд…», отвечают на вопросы. |
|||||||||
Закрепление нового материа- ла |
Составляет с помощью учеников синквейн (нерифмованное стихотворение из 5 строчек, написанное по заданной схеме) 1.Существительное, выражающее тему синквейна. 2.2 прилагательных, выражающих главную мысль. 3.3 глагола, описывающих действия в рамках темы. 4. Строка, фраза, несущая определенный смысл. 5.Заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом. Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим событиям, до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но достойным гражданином и патриотом своего Отечества.
|
Участвуют в беседе. Подбирают слова для синквейна, записывают в тетрадь. 1.Пушкин 2. Великий, русский (талантливый, свободолюбивый) 3.Писал, творил, восхищал (любил, жил, увековечил, сочинял) 4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт) 5.Гений (поэт)
|
|||||||||
Подведение итогов |
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке. |
Слушают комментарии учителя. |
|||||||||
Домаш- нее задание |
Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, заполнит до конца таблицу. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение 1
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зыбинская Елена Михайловна и др.
→ Публикатор 05.12.2017 0 6051 209 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы