Конспект урока обществознания "Экспресс-подготовка к ОГЭ по обществознанию"; 9 класс


Экономическая сфера общества.

Экономика (греч.Аристотель) –искусство ведения домашнего хозяйства.

Экономика (как хозяйство) – это способ организации деятельности людей направленный на создание благ необходимых для потребления.

Экономика как хозяйство состоит из сфер: производство-промышленные предприятия, фирмы; потребление-население и организации; распределение-налоговая служба, банки; обмен-рынок.

Эко­но­ми­ка (в пе­ре­во­де с лат.) — ис­кус­ство управ­ле­ния до­маш­ним хо­зяй­ством.

 

Эко­но­ми­ка:

1) наука;

2) си­сте­ма хо­зяй­ство­ва­ния.

 

Эко­но­ми­ка — об­ласть об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний по по­во­ду про­из­вод­ства, об­ме­на, рас­пре­де­ле­ния, по­треб­ле­ния ре­зуль­та­тов че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, а также эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния ре­сур­сов


 

Весь набор необходимых человеку благ создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

Процесс создания материальных благ и услуг называется производством.

Характерные черты

  1. Материальное производство – изготовление вещественных благ: производство товаров(промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказание материальных услуг (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

  2. Нематериальное производство-создание духовных и нравственных ценностей: идеи, теории и оказываются услуги (образовательные, медицинские и т.д.)


 

Благо –

это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.


 

Свободные Экономические

(природные, даровые) (производимые людьми различные предметы)

Морская вода, солнечный свет, лесной воздух мебель, книги, бытовая техника и т.д.

Об­ще­ствен­ные блага — это со­во­куп­ность то­ва­ров и услуг, ко­то­рые предо­став­ля­ют­ся на­се­ле­нию на без­воз­мезд­ной ос­но­ве, за счет фи­нан­со­вых средств го­су­дар­ства.

 

ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫЕ БЛАГА – блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния ко­то­ры­ми не­раз­де­ли­мо рас­пре­де­ле­на по всему об­ще­ству не­за­ви­си­мо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли при­об­ре­тать это благо.

Об­ще­ствен­ные блага опла­чи­ва­ют­ся за счет об­ще­го на­ло­го­об­ло­же­ния, а не по­ку­па­ют­ся от­дель­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром об­ще­ствен­но­го блага слу­жит си­сте­ма на­ци­о­наль­ной обо­ро­ны, по­сколь­ку ка­са­ет­ся всех и каж­до­го в рав­ной сте­пе­ни.

 

Экономика (как наука) - наука изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.Эко­но­ми­че­ская тео­рия как наука (т. е. си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ное зна­ние о сущ­но­сти эко­но­ми­ки)

  1. Макроэкономика – это наука о хозяйстве, вцелом об экономическом здоровье страны и мира: безработица, экономический рост, денежная система,инфляция, внешняя торговая ВВП и др.

  2. Микроэкономика – это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях: экономика семьи, рынка, региона, фирмы, факторов производства.


 

В процессе производства люди вступают между собой в отношения, которые обычно называют Производственными отношениями.

Эко­но­ми­че­ская сфера — об­ласть про­из­вод­ства, об­ме­на, рас­пре­де­ле­ния, по­треб­ле­ния то­ва­ров и услуг. Для того чтобы про­из­ве­сти нечто, не­об­хо­ди­мы люди, ин­стру­мен­ты, стан­ки, ма­те­ри­а­лы и т. д. — про­из­во­ди­тель­ные силы.

В про­цес­се про­из­вод­ства, а затем об­ме­на, рас­пре­де­ле­ния, по­треб­ле­ния люди всту­па­ют в раз­но­об­раз­ные от­но­ше­ния друг с дру­гом и с то­ва­ром - про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния. Про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния и про­из­во­ди­тель­ные силы в со­во­куп­но­сти со­став­ля­ют эко­но­ми­че­скую сферу жизни об­ще­ства:

1) про­из­во­ди­тель­ные силы — люди (ра­бо­чая сила), ору­дия труда, пред­ме­ты труда;

2) про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния — про­из­вод­ство, рас­пре­де­ле­ние, по­треб­ле­ние, обмен.


 


 

Развитие экономики тесно связано с наличием тех или иных ресурсов в стране.


 

Ресурсы- это источники (ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов), которые могут использоваться для зарабатывания денег. Их так же называют факторами производства.

Ре­сур­сы- име­ю­щи­е­ся у об­ще­ства воз­мож­но­сти для про­из­вод­ства благ и удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей.

Во­вле­чен­ные в про­из­вод­ство ре­сур­сы на­зы­ва­ют­ся фак­то­ры про­из­вод­ства.


 

Факторы производства (это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Это ресурсы, которые используются людьми для создания жизненных благ.

  1. Земля (Природные ресурсы) – это земля и все что на ней произрастает и находится внутри (леса, реки, полезные ископаемые,моря, океаны, растительный и животный мир природы)

  2. Труд-это так называемый « человеческий капитал» вклад в процесс производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических условий.

  3. Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», - это деньги вкладываемые в средства производства- здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

  4. Предпринимательские способности-умение людей соединять все факторы производства для создания товаров и услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

  5. Информация –продукт мыслительной деятельности информации –знания, сведения, сообщения и т.д.

Примеры:Леса, поля - земля;

фаб­ри­ки, за­во­ды, - ка­пи­тал;

ком­пью­тер­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние на­уч­ные раз­ра­бот­ки - ин­фор­ма­ция.


 


 

Факторные доходы-

то, что для владельцев факторов производства является прибылью, для покупателей является издержками.

Для владельцев рабочей силы зарплата является доходом.

Владельцев земли – рента – это доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала.

Владельцев капитала – процент -1. Процент кредитный –плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями.2. процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определенный срок.


 

Фазы экономической деятельности.

  1. Производство – это процесс создания экономических благ и услуг.

  2. Распределение – это разделение производственного продукта между участвующими в производстве.

  3. Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта получают деньги или другой продукт.

  4. Потребление –процесс использования произведенного продукта.


 

Главные вопросы в экономики.


 

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Как распределять?


 

Типы экономических систем.


 

  1. Традиционнаяоснована на традициях, передающихся из поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом.(такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах).

Характерные черты:

-земля, капитал находятся в общем владении;

-ресурсы распределяются в соответствии с традициями;

-экономические роли людей определены наследственностью и сословием;

-основа экономики аграрное производство(сельское хозяйство);

-слабая связь с рынком;

-слабое развитие техники и технологий производства;

-мелкотоварное производство;

-однотипность и устойчивость производительности продуктов;

-уравнительное распределение продуктов;

-главные экономические вопросы не стоят.

 

  1. Командная или централизованная экономика

-основана на государственной собственности;

-главные вопросы экономики решает государство;

-централизованное распределение трудовых ресурсов;

-централизованное планирование (каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определённые ресурсы).

 

 

Ко­манд­ная эко­но­ми­ка — это си­сте­ма, ос­но­ван­ная на го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти и цен­тра­ли­зо­ван­ных ме­то­дах управ­ле­ния.

Ко­манд­ная эко­но­ми­ка стоит на трех «китах»: цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства, цен­тра­ли­зо­ван­ное сна­бже­ние ре­сур­са­ми и цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние.

 

 

 

  1. Рыночная экономика

-частная собственность;

-развитие на основе рыночных законов спроса и предложения;

-экономическая самостоятельность производителей;

-ограниченная роль государства в экономике;

-свободная конкуренция при существовании монополии.

 

 

 

Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка ос­но­ва­на на прин­ци­пах:

1) пред­при­ни­ма­тель­ства;

2) мно­го­об­ра­зия форм соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства;

3) ры­ноч­ное це­но­об­ра­зо­ва­ния;

4) до­го­вор­ных от­но­ше­ний между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми (лю­дь­ми, пред­при­я­ти­я­ми и т. д.);

5) огра­ни­чен­но­го вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность.

6) при­сво­е­ния при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти.

 

Ос­нов­ные функ­ции го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке:

 

1. Уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние со­блю­де­ния пра­во­вых основ ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, в том числе, прав част­ной соб­ствен­но­сти.

2. Под­дер­жа­ние ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции и за­щи­та прав по­тре­би­те­лей.

3. Ре­ше­ние во­про­сов, свя­зан­ных с внеш­ни­ми эф­фек­та­ми: из­держ­ка­ми и вы­го­да­ми.

4. Предо­став­ле­ние об­ще­ствен­ных то­ва­ров и услуг

5. Сти­му­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ско­го роста и ста­би­ли­за­ция эко­но­ми­ки.

6. Рас­пре­де­ле­ние и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние на­ци­о­наль­но­го до­хо­да за счет на­ло­го­вой по­ли­ти­ки и обес­пе­че­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской под­держ­ки.

7. Уча­стие в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

 

  1. Смешанная экономика

В большинстве современных развитых странах существует смешанная экономика.

-использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей;

-предприниматели и рабочие перемещаются из отросли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам;

-государство осуществляет антимонопольную, социальную, фиксальную (налоговую) и другие виды экономической политики.

Рынок и рыночные отношения.

Рынок- это сфера взаимодействия производителей и потребителей в масштабе региона, государства или мира.

1.Функции рынка:

-информационная

-распределительная

-санирующая(терапевтическая)

-стимулирование технического прогресса

 

2.Виды рынка:

- по экономическому назначению: товаров и услуг, недвижимости, труда, ценных бумаг, капитала;

-по географическому положению: местный, национальный, мировой;

- по отраслям: рынок земли, зерна, автомобилей, компьютеров и т.д.

 

Рынок и рыночные механизмы.

 

Рыночные отношения регулируются двумя объективными экономическими законами: законом спроса и предложения, законом стоимости.

 

Спрос-это потребность покупателей в данном товаре или услуге выраженная в их покупательной способности.

Величина спроса – это количество товара и услуги, которую покупатели готовы купить по данной цене в определённое время, в определённом месте.

 

 

Фак­то­ры спро­са: цена то­ва­ра (для спро­са цена то­ва­ра или услу­ги почти все­гда яв­ля­ет­ся ре­ша­ю­щим фак­то­ром, при про­чих рав­ных усло­ви­ях, ве­ли­чи­на спро­са на товар об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на цене — по­ку­па­те­ли же­ла­ют и спо­соб­ны при­об­ре­тать боль­ше по низ­ким, а не по вы­со­ким ценам, в слу­ча­ях, когда товар уце­нен или вы­став­лен на рас­про­да­же, или по­ку­па­те­ли и про­дав­цы при­выч­но тор­гу­ют­ся, вер­ным из­ме­ри­те­лем цены слу­жит ре­аль­но упла­чен­ная сумма, или цена сдел­ки, но не за­пра­ши­ва­е­мая цена); ка­че­ство то­ва­ра; вкусы и пред­по­чте­ния по­тре­би­те­лей; доход по­тре­би­те­лей; цены на род­ствен­ные то­ва­ры; ожи­да­ния по­тре­би­те­лей; ко­ли­че­ство по­тре­би­те­лей и ча­сто­та по­ку­пок; тор­го­вая марка; ре­кла­ма.

Куль­тур­ные тра­ди­ции об­ще­ства — важ­ный фак­тор спро­са, на­при­мер в му­суль­ман­ских стра­нах спрос на мини-юбки вряд ли будет вы­со­ким.

 

По­тре­би­тель­ский спрос — обес­пе­чен­ный де­неж­ны­ми сред­ства­ми на­се­ле­ния спрос на то­ва­ры и услу­ги. По­тре­би­тель­ский спрос яв­ля­ет­ся ве­ду­щим фак­то­ром эко­но­ми­че­ско­го роста ин­ду­стри­аль­но раз­ви­тых стран. Ак­тив­ный по­тре­би­тель­ский спрос яв­ля­ет­ся пред­по­сыл­кой для уве­ли­че­ния за­ня­то­сти, так как почти все­гда ос­нов­ная масса ра­бо­чей силы со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на пред­при­я­ти­ях, эко­но­ми­че­скую де­я­тель­ность ко­то­рых сти­му­ли­ру­ет спрос на­се­ле­ния.

По­тре­би­тель­ский спрос огра­ни­чен це­на­ми на то­ва­ры-за­ме­ни­те­ли.

(Из­ме­не­ние спро­са за­ви­сит от не­сколь­ких фак­то­ров: пола, воз­рас­та, ожи­да­ния по­тре­би­те­лей, до­хо­да по­тре­би­те­лей, цен на то­ва­ры-за­ме­ни­те­ли, до­пол­ня­ю­щие то­ва­ры, ре­кла­мы и др.)

 

 

Неценовые факторы влияющие на спрос.

  1. Уровень доходов покупателей

  2. Вкусы и предпочтения потребителей

  3. Сезонность

  4. Реклама

  5. Цены на взаимозаменяемые, взаимодополняемые товары

  6. Ожидание будущего изменения цены

  7. Изменение числа покупателей на рынке

 

Предложение- это количество товара или услуги, которое производители готовы поставит на рынок в зависимости от цены на данные товары.

Предложение –желание производителя предложить свой товар к продаже.

Величина предложения – это то количество товара или услуги, которое продавцы способны или готовы продать по определенной цене в определённое время, в определённом месте.

 

Неценовые факторы предложения:

  1. Цены на производственные ресурсы

  2. Технологии – методы производства товаров

  3. Число продавцов на рынке

  4. Налоги и субсидии государства

  5. Цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов

  6. Ожидание в будущем изменения на данный товар.

 

Существует большая зависимость между спросом и предложением. Если растет спрос, то растет и предложение. Но когда растет предложение, не всегда вырастает спрос. Поэтому существует рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – это когда спрос соответствует предложению и равновесной цене.

 

Равновесная цена – это цена при которой количество товара или услуги предлагаемого продавцами совпадает с количеством товара или услугу которую готовы купить покупатели.

 

 

Постоянные и переменные издержки

Затраты (издержки производства)–это расходы на приобретения всего объема ресурсов, которая фирма использовала для организации производства определенной продукции.

Экономически издержки – это общие издержки фирмы на производство товаров и услуг, включая как прямые денежные издержки, так и альтернативные (упущенная выгода от использования ресурсов фирмы).

 

  1. Внутренние (не явные) – это стоимость собственного ресурса, это денежные выплаты, которые могли бы быть получены за самостоятельно использованный ресурс.

  2. Внешние (явные, бухгалтерские)- это все выплаты осуществляемые поставщикам ресурсов (трудовые услуги, материалы, топливо)

Внешние издержки делятся на :

  1. Постоянные: арендная плата, обслуживание оборудования, зарплата управленческого персонала, коммунальные услуги, амортизация.

  2. Переменные: оплата труда работникам, электроэнергия, комплектующие, транспортные услуги, упаковка, тара.

 

Прибыль (экономическая) – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

 

Прибыль (бухгалтерская) – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.

 

 

 

Предпринимательство в экономике.

 

Предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

 

Человек, который хочет заниматься предпринимательской деятельность должен обладать определенным набором качеств: инициативой, способностью рисковать, быть лидером, организовывать работу, решительностью, независимостью экономического мышления, самостоятельностью в суждениях и принятии решений.

 

Предприниматель организует свою деятельность таким образом, чтобы получит как можно большую прибыль. Для этого он:

-определяет стратегию (концепцию достижения целей) и тактику (пути и методы достижения целей)

-внедряет в свое производство новые технологии и формы организации.

-рискует.

 

Предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку или совместно с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

Рыночное предпринимательство строится на «трёх китах»

 

Индивидуальное частное (единоличное)всеми средствами владеет один собственник.

 

Товарищество-объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела. Каждый участник вносит сумму денег (вклад, долю) у ставной капитал (фонд) фирмы, имеет права и несет ответственность в зависимости от этой доли.

 

Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе денежных средств посредством продажи акций. (акция – ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество и подтверждающая право на получение части его прибыли). Совладельцами этой организации являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. В случае разорения этой фирмы ее совладельцы могут лишиться суммы, потраченной на покупку акций.

 

Фирма-это предприятие –коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг используемых на рынке.

Мо­но­по­лия (в эко­но­ми­ке) [monopoly] — си­ту­а­ция на рынке, когда фирма, на­зы­ва­е­мая «мо­но­по­ли­стом», пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет пред­ло­же­ние опре­де­лен­но­го блага (то­ва­ра или услу­ги) и для по­ку­па­те­ля не су­ще­ству­ет более или менее близ­ко­го вза­и­мо­за­ме­ня­е­мо­го то­ва­ра, что ведет как пра­ви­ло к ухуд­ше­нию ка­че­ства то­ва­ров и уве­ли­че­нию цен.

 

Экономические цели и функции государства

Экономическое развитие –это координальные изменения в хозяйстве жизни страны преобразование в структуре экономики (применяется для развивающихся стран «Юг»).

 

Экономический рост-увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.

 

Экономический рост приводит к социальному и научному прогрессам.

 

Достижение экономического роста возможно двумя путями:

  1. Экстенсивный – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы).

  2. Интенсивный рост – это увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышение их эффективности.

 

Экономический цикл-это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.

 

 

Фазы экономического цикла:

  1. Экономический подъем (пик) – почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.

  2. Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

  3. Экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, топчется на месте.

  4. Экономически застой

  5. Экономическое оживление- постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

 

 

 

Причины циклического развития экономики.

 

  1. Внутренние (эндогенные):

-манитарная (денежная) политика государства: инфляция

-сокращение производства вызванного затовариванием

-изменение совокупного спроса и предложения

2. Внешние (экзогенные)

-войны

-внешние факторы такие как: «нефтяной шок»

-крупные нововведения (железные дороги, автомобили)

-пятна на солнце

-методы анти циклического регулирования.

 

 

Черты циклического развития.

 

  1. Позитивные –позволяют привести в соответствие спрос и предложение, выявить наиболее жизнеспособные фирмы, продолжить развитие экономики на новой технической основе.

  2. Негативные – безработица, инфляция, кризис.

ВВП (валовый внутренний продукт)-это стоимость конечной продукции,произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранца (не имеющим гражданства этой страны).

 

Государство использует различные методы регулирования экономической жизни.

  1. Правовые методы – законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры (антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, поддерживая, таким образом, разнообразную структуру производства)

  2. Финансово-экономические методы:

-налоги: увеличиваю или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его;

-денежная политика: управление денежной массой и кредитами через государственный банк;

-таможенные пошлины на импортные товары, чтобы они были дороже отечественных.

3. Экономическое программирование – планы развития экономики на некоторый период и

носят рекомендательный характер.

 

Безработица.

 

Рынок труда (рабочей силы) – это совокупность экономических и юридических взаимоотношений позволяющий людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны предоставлять в обмен на эти услуги.

 

Рынок труда (рабочей силы) – организация, сфера деятельности, которая способна дать оценку стоимости рабочей силы, определяет условия её найма (величину заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т. д.)

 

Рабочая сила – это способность человека трудиться и выполнять определенные виды работы.

 

Спрос на труд – это объем услуг труда, который фирма готова приобрести при существующих ценах на труд.

 

Предложение труда – это объем услуг труда, который работники готовы предложить при существующих ценах на труд.

 

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

 

Без­ра­бо­ти­ца — на­ли­чие лиц, тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, не име­ю­щих ра­бо­ты, при­год­ных к ней и ищу­щих её.

 

 

Виды без­ра­бо­ти­цы:

 

1. Фрик­ци­он­ная — са­мо­сто­я­тель­ное пе­ре­ме­ще­ние ра­бот­ни­ка с од­но­го места на дру­гое.

2. Струк­тур­ная — свя­за­на с пе­ре­ква­ли­фи­ка­ци­ей ра­бот­ни­ков и струк­тур­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в эко­но­ми­ке.

 

Фрик­ци­он­ная + струк­тур­ная = есте­ствен­ная без­ра­бо­ти­ца или пол­ная за­ня­тость.

 

3. Цик­ли­че­ская — в усло­ви­ях кри­зи­са.

4. Се­зон­ная в опре­де­лен­ное время года ра­бо­та от­сут­ству­ет, при­мер в зим­ний пе­ри­од в ку­рорт­ных зонах.

5. Скры­тая — пе­ре­ход на со­кращённый режим ра­бо­ты.

 

Виды и причины безработицы

 

  1. Структурная – связана с научно-техническим прогрессом и невозможностью найти работу в связи с данным уровнем квалификации. Изменение потребительского спроса на товары и услуги. (применение новых технологий, свертывание старых производств, совершенствование рабочих мест. Например, всего два десятка лет назад профессия инженер была одной из востребованных производством, а потом возрос спрос на специалистов таких профессий , как менеджер, экономист, программист и т.д.)

  2. Фрикционная-от работы до работы. Связана с поиском или ожидание получения рабочего места гражданином. (Например, выпускник вуза может числиться безработным, пока не найдет места, соответствующего его специальности и уровня подготовки.Или специалист вынужден поменять работу (поиск лучших условий труда)).

  3. Циклическая – связана с циклическим развитием экономики и в результате спада производства. (Причина)Спад производства.(Он характеризуется сокращением производства и потребления.С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест).

  4. Сезонная(например, в сельском хозяйстве или в сфере культуры (курорты, лагеря) в связи с сезонным характером деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия безработицы.

 

  1. Позитивные:

-формируется мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производств.

-усиливается трудовая мотивация работающих.

2. Негативные:

-снижение уровня жизни населения

-потеря профессиональных навыков и знаний

-моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркотикам и т.д.

-усиление конфликтной ситуации.

Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

 

Роль государства в обеспечении занятости:

1.Создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников(деятельность центров профориентации, учебных центров)

2. Предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства).

 

Налоги.

 

Налоги- это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

 

Обя­за­тель­ные, пре­иму­ще­ствен­но не­воз­врат­ные пла­те­жи, взи­ма­е­мые с граж­дан и ор­га­ни­за­ций в целях фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства, на­зы­ва­ют на­ло­га­ми.

 

Субъект – тот, кто платит (Налогоплательщики) -физические и юридические лица.

Объект – то, за что платят: доходы и имущество.

 

Виды налогов:

 

Прямой Косвенный

(подоходный, на прибыль, на имущество, на (таможенные пошлины, акцизные марки

недвижимость, на дарение, на наследство, НДС, налог с продаж, на экспорт, на

на финансовые операции) добавленную стоимость)


 

Отличия прямого от косвенного налогов:

Прямой: характеризуется фиксированной ставкой (суммой или процентом) на доход и имущество, т.е. налогоплательщик знает величину налоговой выплаты.

Косвенный: налог учтён в общей стоимости товара или услуги, т.е. налогоплательщик не знает величину.

Виды налогообложения:

1.Прогрессивный налог – ставка прямо пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. При повышении дохода плательщика растет и налоговая ставка.(это означает, чточем выше доход, тем выше налог).

2.Регрессивные налоги–это налоги, у которых налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. Это означает, что при повышении дохода плательщика налогоая ставка уменьшается.

3.Пропорционнальные налоги–это налоги, у которых налоговая ставка не зависит от дохода плательщика. Существуют установленные пределы, при которых выплачивается определенная налоговая выплата.


 


 


 

Функции налогов:

  1. Распределительная – перераспределения материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от богатых к бедным слоям общества;

  2. Регулирующая или социально-воспитательная – регулирование экономических отношений общества;

  3. Фиксальная – пополнение государственного бюджета за счет взимания налогов с плательщиков;

  4. Стимулирующая – взимание налогов направлено на поддержку каких-либо общественных нужд.

  5. Конкретно-учётная.


 

Типы налогов.

1.Федеральный: на добавленную стоимость(НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на покупку валюты.

2.Региональный: лесной налог, на имущество предприятий, плата за воду и т.д.

3. Местные налоги: земельный, на рекламу, курортный и т.д.


 

Государственный бюджет

Государственный бюджет- это сводный план сбора дохода и использования полученных средств на покрытие расходов.

Государственный бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период.


 

Г осударственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей:

Доходы государства Расходы государства

-налоги -на национальную оборону

-государственная поддержка различных

отраслей экономики

-поддержание правопорядка и безопасности

-содержание органов государственного управления

- погашение государственного внешнего и внутреннего долгов

-финансирование государственных предприятий социальной

сферы(здравоохранения, образования, социального обеспечения)


 

До­хо­ды:

1. На­ло­ги.

2. Не­на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния.

3. За­им­ство­ва­ния.

Рас­хо­ды:

1. За­тра­ты на соц. сферу.

2. За­тра­ты на хо­зяй­ствен­ные нужды.

3. Ад­ми­ни­стра­тив­но-управ­лен­че­ские рас­хо­ды.

4. Обо­ро­на и внеш­няя по­ли­ти­ка.

5. Платы по гос. долгу.


 


 


 


 

Виды бюджетов

1.Сбалансированный – доходы равны расходам.До­хо­ды = рас­хо­ды – сба­лан­си­ро­ван­ный бюд­жет

 

2. Профицит – доходы превышают расходы.До­хо­ды > рас­хо­дов – по­ло­жи­тель­ное саль­до или про­фи­цит бюд­же­та

 

3. Дефицит – расходы превышают доходы. До­хо­ды < рас­хо­дов – от­ри­ца­тель­ное саль­до или де­фи­цит бюд­же­та.

 

 

 


 

Д оходы граждан:

Заработная плата наследство

Государственные доход от собственности

выплаты

доход от предпринимательской деятельности

 

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

 

Прожиточный минимум-стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

 

Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг.

 

Ос­нов­ные функ­ции денег

 

День­ги про­яв­ля­ют себя через свои функ­ции. Обыч­но вы­де­ля­ют такие функ­ции денег как:

 

Мера сто­и­мо­сти. Раз­но­род­ные то­ва­ры при­рав­ни­ва­ют­ся и об­ме­ни­ва­ют­ся между собой на ос­но­ва­нии цены (ко­эф­фи­ци­ен­та об­ме­на, сто­и­мо­сти этих то­ва­ров, вы­ра­жен­ных в ко­ли­че­стве денег).

Сред­ство об­ра­ще­ния. День­ги ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­стве по­сред­ни­ка в об­ра­ще­нии то­ва­ров.

Сред­ство пла­те­жа. День­ги ис­поль­зу­ют­ся при ре­ги­стра­ции дол­гов и их упла­ты.

Сред­ство на­коп­ле­ния. День­ги, на­коп­лен­ные, но не ис­поль­зо­ван­ные, поз­во­ля­ют пе­ре­но­сить по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность из на­сто­я­ще­го в бу­ду­щее.

Ми­ро­вые день­ги. Внеш­не­тор­го­вые связи, меж­ду­на­род­ныеЗАЙМЫ, ока­за­ние услуг внеш­не­му партнёру вы­зва­ли по­яв­ле­ние ми­ро­вых денег.

 

 

При­ва­ти­за­ция — форма пре­об­ра­зо­ва­ния соб­ствен­но­сти, пред­став­ля­ю­щая собой про­цесс пе­ре­да­чи (пол­ной или ча­стич­ной) го­су­дар­ствен­ной (му­ни­ци­паль­ной) соб­ствен­но­сти в част­ные руки.

На­ци­о­на­ли­за­ция — пе­ре­да­ча в соб­ствен­ность го­су­дар­ства земли, про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, бан­ков, транс­пор­та или дру­го­го иму­ще­ства, при­над­ле­жа­ще­го част­ным лицам или ак­ци­о­нер­ным об­ще­ствам.

Мо­дер­ни­за­ция — про­цесс пе­ре­хо­да от тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства, ко­то­рое отож­деств­ля­ет­ся гл. обр. с со­ци­аль­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми пат­ри­ар­халь­но-фе­о­даль­но­го типа, к со­вре­мен­но­му об­ще­ству ин­ду­стри­аль­но­го ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го типа.

 


Полный текст материала Конспект урока обществознания "Экспресс-подготовка к ОГЭ по обществознанию"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хачатурянц Давид Андреевич  Публикатор
17.05.2021 0 1672 235

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК