Конспект урока истории "Февральская революция 1917 г."







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по истории

ТЕМА: «Февральская революция 1917 года»



»







Преподаватель высшей

квалификационной категории

Н.В. Карякина























Москва 2021





План

учебного занятия по дисциплине «История»

Методическая цель - показать методику организации учебной деятельности в группах при проведении урока изучения нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий.

Продолжительность: 45 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) обучающие: подвести студентов к пониманию исторической закономерности Февральской революции, раскрыть причины, задачи, характер, движущие силы и итоги Февральской революции 1917 года;

2) развивающие: развивать навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа; формировать определенную позицию по изученному материалу; формулировать и грамотно выражать свою оценку изучаемым историческим событиям;

3) воспитательные: формирование развитой личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны.


Методы урока: проблемный, творческий, частично-поисковый.

Основные понятия: революция, двоевластие, Временное правительство, самодержавие, альтернатива.


Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, учебники, технологическая карта обучающегося (задания – исторические документы, указания, критерии оценивания, листки рефлексии).

Литература:

  1. Загладин Н.В. История Россия. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.

  2. Киселев А.Ф. История России. XX - начало XXI века. 11 класс – М.: Дрофа, 2007.




Интернет – ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. Всемирная история в интернете http://www.hrono.ru/

  3. http://histrf.ru

  4. http://www.alleng.ru/edu/hist.htm

5. Преподавание истории в школе http://pish.ru/





ход Занятия:

I.Организационный момент.(1-2мин)

- Ребята, здравствуйте, предлагаю вам начать урок с расшифровки секретного донесения немецкой разведки о ситуации в России в 1917г. Расшифровав это донесение мы с вами узнаем тему урока.

Донесение…(слайд №1,2)

АБВГФЕВРАЛЬПСМРЕВОЛЮЦИЯОКМЯРОССИЙСКАЯУЦГАШИМПЕРИЯЗЩЗДЛ

Ответ: Февраль… революция ….Российская империя.

Запишите тему в тетрадь.

«Февральская революция 1917 года»

II. Актуализация знаний.

- вводное слово учителя.

Никто не знает конца своего пути – не только люди, но и режимы. Февральская революция 1917г., свергнувшая с престола последнего российского императора Николая II разразилась неожиданно для всех политических партий, в том числе и большевиков. Февральская революция, по мнению ряда историков, превратила Россию в политическом отношении в одну из передовых стран мира. Можем ли мы согласиться с подобным мнением?

- постановка проблемных вопросов. (слайд № 3)

- Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?

- Была ли Февральская революция 1917 года закономерным явлением российской действительности?


Вот уже более 90 лет историки ищут ответы на вопросы. Попробуем найти ответ на данные вопросы и мы.




III. Новая тема.

1) вводное слово учителя.

- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы на уроке (запись плана в тетрадь) (слайд№4)

План урока.

  1. Причины, характер и движущие силы Февральской революции

  2. Ход Февральской революции

  3. Двоевластие.

  4. Политика новой власти


- Прежде чем приступить к изучению темы, давайте с вами вспомним, что такое «революция» ? С этим понятием вы уже ранее встречались.( слайд№5)

Революция - коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти.


2)Вопросы к студентам ( фронтальный опрос)( слайд№6):

- А когда впервые произошла революция в России?

- Какие противоречия не были разрешены в стране в ходе революции 1905-1907гг?

- Какие противоречия проявились в 1907-1914 гг.?

- Как повлияла война на отношение к монархии и к царской семье в разных слоях общества?



3) работа в малых группах с источниками. Определение причин, задач и характера революции.


- Работа сегодня на уроке будет проходить по группам, их у нас будет 5. Каждая группа в течение урока будет получать задания. Ваша задача максимально быстро и качественно справиться с задачей, поставленной перед вами.

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе (слайд 7)

Правила работы в группе

1 .Работать дружно и обсуждать всё спокойно.

2. Делиться своими идеями и выслушивать идеи других

З.Быть:

- доброжелательными,

-старательными,

-ответственными.

4. В группе согласовывается общее решение

5. Представитель группы защищает согласованное решение перед группой.

Также перед вами лежат оценочные листы, в которых вы по мере выполнения заданий, будете оценивать свою работу.







Лист контроля обучающегося


Вопросы и задания

Группа

1

2

3

4

5

6

всего

1








Итого:




Критерии оценивания:

2 балла - задание выполнено верно;

1 балл - задания выполнено частично

0 баллов - задание не выполнено



Задание №1. (5 мин) Определить причины и итоги революции.(слайд№8)

- Определите, о какой проблеме идёт речь в документе? Исходя из этого, сформулируйте причины и задачи революции и запишите данные в таблицу на доске.


Причины революции

Задачи революции

Характер революции

1гр



2гр


3гр


4гр


5гр



Вопросы и задания при работе с документами:

- О каких проблемах российского общества идёт речь в тех документах, которые представлены у вас на столах.


Выполнение задания

1 группа.

Вот, например, как описывает положение крестьян профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого". Ответ: .Аграрный вопрос не был решен

2 группа.

Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны».

Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки..

На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении. Ответ: Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий

3 группа

Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;

В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны. Ответ: .Русификационная политика государства

4 группа

Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?»

Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»

Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:

Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда от­крыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие рево­люционизирует страну повально.Ответ: Кризис самодержавия

5 группа

Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:

Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чече­вица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, вы­жимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офи­церы совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Сол­датское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу весе­лей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя та­ких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война! .Ответ: Экономическая разруха, обнищание и голод, как следствие войны.

- Эти проблемы и стали причинами надвигающейся революции.

Причины революции.( запись в таблицу)

Причины революции.

1.Аграрный вопрос не был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

2.Отсутствие справедливого рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

3.Кризис самодержавия.

4.Русификационная политика порождала стремление к независимости.

5. Экономическая разруха, обнищание и голод, как следствие войны.


Задачи революции


    • Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

    • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих

    • Свержение самодержавия и установление республики.

    • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

    • Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

Молодцы с первым заданием вы справились Оценивается работа групп самостоятельно

Задание №2 ( слайд№9)

- Для того, чтобы определить характер революции давайте познакомимся с двумя точками зрения. Перед вами два документа. Один взят из книги А.И.Деникина «Очерки русской смуты», другой из работы Л.Д. Троцкого «Итоги и перспективы»

- Как определяют характер Февральской революции эти авторы? Какая оценка кажется вам более близкой к истине?.

- Кто являлся движущей силой революции? Перечислите состав участников.

Документ 1.

Из книги А.И.Деникина « Очерки русской смуты».

Революция была неизбежна. Её называли всенародной. Это определение правильно лишь в том, что революция явилась результатом недовольства старой властью решительно всех слоев населения. Но в вопросах о формах ее достижения между ними не было никакого единомыслия, и глубокие трещины должны были появиться с первого же дня падения старой власти.

Революция имела образ многоликой. Для крестьян – переход к ним земли; для рабочих – переход к ним прибылей; для либеральной буржуазии – изменение политических условий жизни страны и умеренные социальные реформы; для революционной демократии – власть и максимум социальных достижений; для армии – безначалие и прекращение войны….

После 3 марта и до Учредительного собрания всякая верховная власть носила признаки самозванства. И никакая власть не могла удовлетворить все классы населения, ввиду непримиримости их интересов и неумеренности их вожделений.

Документ 2.

Из работы Л.Д.Троцкого « Итоги и перспективы»

.Начавшийся как буржуазная по своим ближайшим задачам, революция скоро развернет могущественные классовые противоречия и придет к победе, лишь передав власть угнетенному классу. Способному встать во главе угнетенных масс, т.е. пролетариата. Встав у власти, пролетариат не только не захочет, но и не сможет ограничиться буржуазно-демократической программой. Он сможет довести революцию до конца только в том случае, если русская революция перейдет в революцию европейского пролетариата. Тогда буржуазно – демократическая программа революции будет преодолена вместе с её национальными рамками и временное политическое господство русского рабочего класса развернется в длительную социалистическую диктатуру. Если же Европа останется малоподвижной. Буржуазная контрреволюция не потерпит правительства трудящихся масс в России и отбросит страну далеко назад – от демократической республики рабочих и крестьян. Став у власти, пролетариат должен будет поэтому не ограничивать себя рамками буржуазной демократии, а развернуть тактику перманентной революции, т.е. уничтожить границы между минимальной и максимальной программой социал – демократии, переходить ко все более и более глубоким социальным реформам и искать прямую и непосредственную опору в революции на европейском западе

Ответы детей :

- Деникин определяет характер революции как всенародный, Троцкий как буржуазно- демократический. Также обучающиеся перечисляют состав участников революции.

Записываем в таблицу правильный ответ

Буржуазно-демократический характер.

Оценивается работа групп самостоятельно


Задание №3. Составьте хронологию событий февральской революции 1917 года

Хронология революции составляется на основе текста учебника.

Составьте хронологию февральских дней (слайд№10)


  • 23 февраля.

  • 25 февраля.

  • 26 февраля.

  • 27 февраля.

  • 28 февраля

  • В ночь с 1 на 2 марта

  • 2 марта

  • 3 марта

На слайде по мере выступления учащихся появляется содержание хронологии

Оценивается работа групп самостоятельно

Основные события Февральской революции

Дата

Событие

23 февраля

Начало Февральской революции. В Петрограде начались демонстрации и митинги рабочих Путиловского завода под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», вскоре перешедшие в столкновения с полицией. Демонстрации женщин в Петрограде.

25 февраля

Началась всеобщая политическая стачка

26 февраля

Петроград объявлен на осадном положении. Николай II на два месяца распустил Государственную думу и Государственный совет

27 февраля

Началось вооружённое восстание солдат Петроградского гарнизона. Армия переходит на сторону восставших

28 февраля

Арестованы царские министры и заключены в Петропавловскую крепость. Создан Временный комитет Государственной думы под председательством октябриста М. Родзянко и Временный Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов под председательством меньшевика Чхеидзе.

В ночь с 1 на 2 марта

Образовано Временное правительство во главе с князем Львовым

2 марта

Николай II подписал Манифест об отречении от престола

3 марта

Великий князь Михаил Романов подписал отречение от престола, передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания. Монархия пала.

Окончание революции






Задание № 4 2 марта Николай II подписал Манифест об отречения от престола. Перед вами два документа..Манифест об отречении Николая II и выдержки из дневника императора.

Вопросы и задания к документам(слайд №11,12)

1. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II?

2. Какой «завет» даёт Николай II своему брату?

3. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II?

Документ №1.

Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского

и о сложении с себя верховной власти
Ставка

Начальнику Штаба.


В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны, во что бы то ни стало, до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли
мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной Думою признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном нашим, мы передаем наследие наше Брату нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы.



Да поможет Господь Бог России.

г. Псков.
2 марта, 15 час. 5 мин. 1917 г. Николай

Документ №2.

Дневник Николая II. 3 марта 1917 года

«… В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман…»

Оценивается работа групп самостоятельно


Вопросы к студентам (фронтальный опрос)

КАКОВЫ ИТОГИ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ? (слайд № 13)

  • Ликвидация монархии

  • Открыт путь для демократического развития страны

  • Образование двоевластия



Задание №5. Работа с учебником. Определение сущности двоевластия.(Слайд №14,15,16,17)

- Ребята, когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?

Ответ..26.02.1917 года подписанием указа о роспуске Думы, когда царь оттолкнул от себя всю демократическую общественность.

Так рухнуло самодержавие. Вместо него образовалось двоевластие

  1. Какие два органа власти возникли в Петрограде?

  2. Представители, каких партий их создали?

  3. Какие слои общества поддерживали?

В ходе работы групп на доске создаётся схема двоевластия, которую ученики переносят себе в тетрадь.





Задание №6 Мероприятия новой власти.(слайд№18)


- Продолжаем работу в группах с источниками. Давайте познакомимся с мероприятиями новой власти.

На столах у вас документы. Одни из первых постановлений, приказов и деклараций Временного правительства и Петроградского Совета. Познакомьтесь с этими документами.

Задание 1 группе:

- Что впервые провозглашал Приказ № 1 в армии? Каковы могли быть последствия?

Группа№1 «Петроградский Совет»

Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа

1 марта 1917 г.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артил­лерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдель­ных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немед­ленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов выше­
указанных воинских частей.

  1. Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

  2. Во всех своих политических выступления воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам...

6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину...

7) ...Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается...


Задание 2 группе: - Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

Группа № 2 Из декларации Временного правительства

  1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористи­ческим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

  2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослу­жащих...

  3. Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио­нальных ограничений.

  4. Немедленная подготовка к созыву на началах все­общего, равного, тайного и прямого голосования Учре­дительного собрания, которое установит форму правле­ния и конституцию страны...

6) Выборы в органы местного самоуправления на осно­ве всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Задание 3 группе: - Что обещает Временное правительство союзникам России? Какими могут быть последствия?

Группа № 3 Обращение Временного правительства к гражданам России от 6 марта 1917 г.

Граждане Российского государства!

Свершилось великое. Могучим порывом русского народа низвергнут старый порядок. Родилась новая свободная Россия. Великий переворот завершает долгие годы борьбы.
…Правительство будет свято хранить связывающие нас с другими державами союзы и неуклонно исполнит заключенные союзниками соглашения.

Принимая меры к защите страны от врага внешнего, правительство в то же время почтет первейшей своей обязанностью открыть путь к выражению воли народной относительно образа правления и созовет в возможно кратчайший срок Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, обеспечив участие в выборах и доблестным защитникам родины, проливающим ныне кровь на полях сражений. Учредительное собрание издаст также основные законы, обеспечивающие стране незыблемые основы права, равенства и свободы.


Задание 4 группе: - Как изменилось положение Питерских рабочих в марте 1917? Почему это постановление не распространялось на всю Россию?

Группа № 4 О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

10 марта 1917г.
Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер,
1) Впредь до
издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводиться восьмичасовой рабочий день (восемь часов действительного труда) во всех сменах.

2)Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

3)Сокращение часов работы не должно влиять на размер заработка рабочих.

4)Сверхурочные работы допускаются с согласия фабрично-заводских коми­тетов.

II. Фабрично-заводские комитеты

1)На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего, равного и т.д. избирательного права.

2)Задачей этих комитетов является:… б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разреше­ние вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабо­чими предприятия.



Задание 5 группе: - Почему решение аграрного вопроса откладывалось?

Группа №5 Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов

21 апреля 1917 г.

Важнейший очередной вопрос для нашей страны - вопрос земельный может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.

Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно све­дения о земельных нуждах населения и подготовить к Учредительному собранию новый закон о земельном устройстве. С этой целью Временное правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при со­действии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов...



  • Что впервые провозглашал Приказ № 1 в армии? Каковы могли быть последствия?

  • Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

  • Что обещает Временное правительство союзникам России? Какими могут быть последствия?

  • Как изменилось положение Питерских рабочих в марте 1917? Почему это постановление не распространялось на всю Россию?

  • Почему решение аграрного вопроса откладывалось?

-- Какие выводы можно сделать из сказанного? Что происходило в стране? К чему это могло привести?

(в стране царило безвластие, анархия.)

IVЗакрепление нового материала, обобщение

- Как вы понимаете слово альтернатива?(слайд №19)

Альтернатива - один из возможных вариантов политического развития, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего пути


- Согласны ли вы с высказыванием Бердяева. (слайд № 20)

Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

  • Можно ли было спасти монархию? (небольшая дискуссия о возможном развитии России)

  • Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

  • Вернемся к началу урока. Перед нами стояли вопросы(слайд№21,22)

Февральская революция 1917 года, по мнению ряда историков, превратила Россию в политическом отношении в одну из передовых стран мира. Можем ли мы согласиться с подобным мнением? Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?

Была ли Февральская революция 1917 года закономерным явлением российской действительности?

( ответы детей)

А теперь давай проверим ваши знания полученные на уроке

Тестирование(5 мин) (слайд №1,2,3,4,5)

А1. Какая дата считается началом революции?

1) 3 марта 1917г., 3) 25 октября 1917г.,

2) 23 февраля 1917г., 4) 18 февраля 1917г.

А2. Выберите из предложенного списка лозунги февральских демонстраций

а) «Вся власть Советам!» г) «Хлеба!»

б) «Долой войну!» д) «Вся власть рабочим!»

в) «Долой самодержавие!» ж) «Долой Временное правительство!»

1) б, в, г, 2) а, д, ж 3) а, б, в 4) б, в, ж

А3. Что означает дата 2 марта 1917г.?

1) поражение русской армии на фронте

2) созыв Учредительного собрания

3) забастовка рабочих на Путиловском заводе

4) отречение Николая II от престола

А4 По характеру революция является

1) национально-освободительной, 3) социал-демократической,

2) буржуазно-демократической, 4) социалистической

А5. Главной особенностью Февральской революции в России было:

1) сложившееся двоевластие, 3) незавершенность революции,

2) активное участие большевиков 4) буржуазия выступила на стороне царя

Верные ответы по теме Февральская революция:

А1. -2, А2. – 1, А3. – 4 ,А4. – 2,А5. – 1



V. Рефлексия

- Давайте подсчитаем сколько каждая группа получила баллов

И индивидуально оцените как вы усвоили материл



Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал

2

Усвоил новый материал частично

1

Мало что понял, необходимо ещё поработать

0

Я набрал за урок (итог)




VI. Подведение итогов Оценивание . Домашнее задание.

1. Сделать характеристику ФР по памятке:

  1. причины революции

  2. задачи революции

  3. движущие силы (классы)

  4. Характер революции (определяется по задачам)

  5. Ход революции (краткая характеристика)

  6. Итоги революции.

  7. Значение революции: а)внутреннее, б)международное.

2. Киселев, стр. 52 вопросы устно.







Предмет/дисциплина, группа

История

Группа 11ПД

Тема занятия

Февральская революция 1917 года.

Ф.И.О. преподавателя

Карякина Наталья Викторовна

Актуальность использования

средств ИКТ

  • визуализация материала;

  • необходимость работы с наглядностью в интерактивном режиме;


Методическая цель занятия

Показать методику организации учебной деятельности в группах при проведении урока изучения нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий.

Задачи занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

  • подвести студентов к пониманию исторической закономерности Февральской революции;



  • раскрыть причины, задачи, характер, движущие силы и итоги Февральской революции 1917 года;

  • развивать навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;

  • формировать определенную позицию по изученному материалу;

  • формулировать и грамотно выражать свою оценку изучаемым историческим событиям;


  • формирование развитой личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны;

  • воспитание любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны.


Средства ИКТ

Универсальные

Аппаратное и программное

обеспечение


Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, экран

Программное обеспечение: MS PowerPoint, MS Word, TurningPoint.


Образовательные ресурсы

Интернет



  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. Всемирная история в интернете http://www.hrono.ru/

  3. http://histrf.ru

  4. http://www.alleng.ru/edu/hist.htm

  5. Преподавание истории в школе http://pish.ru/

Методическое описание

использования ЦОР

Обучающие, демонстрационные, творческие.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ЭТАП 1

Организационный момент

Цель

Приветствие, проверка готовности к уроку. Мотивация студентов на восприятие материала.

Длительность этапа

2 мин.

Основной вид деятельности

со средствами ИКТ

Демонстрация слайда, содержащего ход занятия, Слайд1,2, выполненного в среде MS Word Слайд.

Форма организации

деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на

данном этапе

Координатор, организатор.

Основные виды деятельности

преподавателя

Организация фронтальной беседы, игровой прием.

Основные виды деятельности обучающихся

Приветствие преподавателя, формулирование темы урока., запись в тетрадь.


ЭТАП 2

Актуализация опорных знаний

Цель

Подготовка к восприятию нового учебного материала (постановка проблемных вопросов).

Длительность этапа

3мин.

Основной вид деятельности

со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов с проблемными вопросами Слайд№3.

Форма организации

деятельности учащихся

Фронтальная

Функции преподавателя на

данном этапе

Организатор, координатор

Основные виды деятельности

преподавателя

Организация фронтального опроса, комментирование ответов.

Основные виды деятельности обучающихся

Прослушивание вводного слово учителя, постановка проблемных вопросов.

ЭТАП 3

Изучение нового материала

Цель

Рассмотреть проблемы, причины, характер, основные события и итоги Февральской революции; определить сущность двоевластия и мероприятия новой власти.

Длительность этапа

25 мин.

Основной вид деятельности

со средствами ИКТ

Раздаточный материал для организации работы в группах. Слайд №4-18.

Форма организации

деятельности учащихся

Групповая

Функции преподавателя на

данном этапе

Организатор, демонстратор, координатор, аналитик.

Основные виды деятельности

преподавателя

Координирование самостоятельной работы студентов, организация фронтальных опросов и дискуссий, комментирование ответов.

Основные виды деятельности обучающихся

Запись плана в тетрадь. Самостоятельно работа с документами и учебниками по вопросам.

Слайд №4-18.

ЭТАП 4

Закрепление и систематизация полученных знаний

Цель

Закрепить полученные знания.

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности

со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов 19-21. TurningPoint слайд 1-5

Форма организации

деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на

данном этапе

Координатор, эксперт.

Основные виды деятельности

преподавателя

Организация беседы, дискуссии, тестирования.

Основные виды деятельности обучающихся

1) обсуждение заданий и вопросов на закрепление;

2) решение проблемных вопросов

3) формулирование выводов по теме.

4) тестирование


ЭТАП 5

Итоги занятия. Рефлексия

Цель

Оценка результатов занятия. Подведение итогов

Длительность этапа

4мин.

Форма организации

деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная.

Функции преподавателя на

данном этапе

Организатор, эксперт.

Основные виды деятельности

преподавателя

Организация фронтальной беседы по оценке результатов занятия. Предлагает подсчитать баллы

и перевести в оценку, ответить на предложенные вопросы.

Основные виды

деятельности

обучающися

Обучающиеся заполняют листки рефлексии, листы контроля, которые затем

сдают учителю, подсчитывают баллы и переводят их в оценку, анализируют результаты

своей деятельности и отвечают на вопросы.

ЭТАП 6

Домашнее задание

Цель

Закрепить полученные знания.

Длительность этапа

1мин.

Основной вид деятельности

со средствами ИКТ

----

Форма организации

деятельности учащихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на

данном этапе

Координатор, организатор.

Основные виды деятельности

преподавателя

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основные виды

деятельности

обучающихся

Студенты записывают домашнее задание и слушают инструктаж по его выполнению.

Слайд 1
1 Какая дата считается началом революции? 1 2 3 4 3 марта 1917г. 23 февраля 1917г. 25 октября 1917г. 18 февраля 1917г. 0% 0% 0% 0% 10 Обратный отсчет
Слайд 2
2 Выберите из предложенного списка лозунги февральских демонстраций 1 «Вся власть Советам!» 2 «Долой самодержавие!» 3 «Вся власть рабочим!» 4 «Долой Временное правительство!» 0% 0% 0% 0% 10 Обратный отсчет
Слайд 3
3 Что означает дата 2 марта 1917г.? 1. Поражение русской армии на фронте. 2. Созыв Учредительного собрания 3. Забастовка рабочих на Путиловском заводе 4. Отречение Николая II от престола 0% 0% 0% 0% 10 Обратный отсчет
Слайд 4
4 По характеру революция является 1 2 3 4 Национально-освободительной Буржуазно-демократической Социал-демократической Социалистической 0% 0% 0% 0% 10 Обратный отсчет
Слайд 5
5 Главной особенностью Февральской революции в России было: 1 Сложившееся двоевластие 2 Активное участие большевиков 3 Незавершенность революции 4 Буржуазия выступила на стороне царя 0% 0% 0% 0% 10 Обратный отсчет
Слайд 1
Ю Л О В Е Р М Г С Ц П У Ь Я Л А К А Р С В Й Е И Ф С Г С В О Б Л Р А Д Я З М К Щ О З Я Я И Р ЦИ Е П М И Ш А
Слайд 2
Февральская революция 1917года
Слайд 3
Проблемные вопросы.  Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?  Была ли Февральская революция 1917 года закономерным явлением российской действительности?
Слайд 4
План урока. 1.Причины, характер и движущие силы Февральской революции. 2. Ход Февральской революции. 3. Двоевластие. 4. Политика новой власти
Слайд 5
Революция коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. -
Слайд 6
Когда впервые произошла революция в России?  Какие противоречия не были разрешены в стране в ходе первой революции ?  Какие противоречия проявились в 1907-1914 гг.?  Как повлияла война на отношение к монархии и к царской семье в разных слоях общества? 
Слайд 7
Правила работы в группе 1 .Работать дружно и обсуждать всё спокойно. 2. Делиться своими идеями и выслушивать идеи других З.Быть: - доброжелательными, -старательными, -ответственными. 4. В группе согласовывается общее решение 5. Представитель группы защищает согласованное решение перед группой.
Слайд 8
Вопросы к заданию №1 1. О какой проблеме идет речь в документе? 2. Сформулируйте причины и задачи революции.
Слайд 9
Вопросы к заданию №2 1.Как определяют характер Февральской революции эти авторы? Какая оценка кажется вам более близкой к истине?. 2. Кто являлся движущей революции? Перечислите участников. силой состав
Слайд 10
Дата Событие 23 февраля Начало Февральской революции. В Петрограде начались демонстрации и митинги рабочих Путиловского завода под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», вскоре перешедшие в столкновения с полицией. Демонстрации женщин в Петрограде. 25 февраля Началась всеобщая политическая стачка 26 февраля Петроград объявлен на осадном положении. Николай II на два месяца распустил Государственную думу и Государственный совет 27 февраля Началось вооружённое восстание солдат Петроградского гарнизона. Армия переходит на сторону восставших 28 февраля Арестованы царские министры и заключены в Петропавловскую крепость. Создан Временный комитет Государственной думы под председательством октябриста М. Родзянко и Временный Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов под председательством меньшевика Чхеидзе. В ночь с 1 на 2 марта Образовано Временное правительство во главе с князем Львовым 2 марта Николай II подписал Манифест об отречении от престола 3 марта Великий князь Михаил Романов подписал отречение от престола, передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания. Монархия пала. Окончание революции
Слайд 11
Вопросы к заданию №4 1. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II? 2. Какой «завет» даёт Николай II своему брату? 3. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II?
Слайд 12
Император Николай II (1868 – 1918)
Слайд 13
Итоги Февральской революции.  Ликвидация монархии.  Открыт путь для демократического развития страны.  Образование двоевластия.
Слайд 14
Вопросы к заданию №5 1.Какие два органа власти возникли в Петрограде? 2. Представители создали? каких партий их 3 Какие слои общества поддерживали?
Слайд 15
Двоевластие: формирование и сущность Временный комитет Государственной думы (27.02.1917 г) Временное правительство (02.03.1917 г) Состав: представители либеральных партий Буржуазия, средние слои Временный исполком Совета (27.02.1917 г) Выборы в совет Петроградский СоветПетросовет (27.02.1917 г) Состав: преимущество эсеры и меньшевики Рабочие, солдаты
Слайд 16
Лидеры новых органов власти Чхеидзе Николай Семенович Львов Георгий Евгеньевич - князь, русский политик
Слайд 17
Состав временного правительства  Князь Львов – МВД  Гучков – военный министр  Милюков – МИД  Коновалов – торговли и промышленности  Терещенко – финансов  Керенский – юстиции  Шингарев – земледелия  Некрасов – путей сообщения  Мануйлов - просвещения  Львов – обер-прокурор Святейшего Синода  Годнев - государственный контролер
Слайд 18
Задание 1 группе:  Что впервые провозглашал Приказ № 1 в армии? Каковы могли быть последствия? Задание 2 группе: - Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Задание 3 группе: - Что обещает Временное правительство союзникам России? Какими могут быть последствия? Задание 4 группе: - Как изменилось положение Питерских рабочих в марте 1917? Почему это постановление не распространялось на всю Россию? Задание 5 группе: - Почему решение аграрного вопроса откладывалось?
Слайд 19
Альтернатива - это один из возможных вариантов политического поведения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий
Слайд 20
“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”. Бердяев Н. А
Слайд 21
Проблемные вопросы  Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?  - Была ли Февральская революция 1917 года закономерным явлением российской действительности?
Слайд 22
Февральская революция 1917года

Полный текст материала Конспект урока истории "Февральская революция 1917 г." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карякина Наталья Викторовна  Публикатор
10.09.2021 0 4359 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК