Конспект урока обществознания "Собственность"
Урок :Собственность.
-
Орг момент
Приветствуют преподавателя и гостей. Староста докладывает о готовности группы к занятию. Пожелание удачи.
-
Актуализация знаний (Задания, вопросы на слайдах презентации и видеофрагменты) фронтально
-
Вспомните , что такое «предпринимательство» ?
-
Назовите его основные организационно-правовые формы.
-
Определите какая из них представлена на схеме и почему вы так решили?
-
Назовите + и - этих форм?
-
Вспомните правила предпринимательства. Соотнесите фрагменты из м/ф с правилами предпринимательства
-
Постановка учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте пословицы и предположите о чем сегодня пойдет речь? Озвучивание темы занятия. (Собственность) запись ее в тетрадь.
Ознакомьтесь с высказыванием Аристиппа. Как вы понимаете его? Что значит уметь владеть вещами? Что для этого нужно?
Озвучивание задач урока:
Познакомить с понятием собственность, с формами собственности, способами приобретения и прекращения права собственности
Научиться применять полученные знания в практической деятельности (решать ситуационные задачи, выполнять практические задания);работать в группе, выделять главное.
-
Реализация учебных задач. Усвоение новых знаний.
Работа по презентации. Записи конспекта в тетрадь.
-
Собственность - весьма сложное явление, которое с разных сторон изучает несколько общественных наук. Экономическая теория анализирует экономическое содержание этого явления, а юриспруденция - правовое. Ежедневно мы вступаем в имущественные отношения: пользования услугами, вещами,покупка.
-
Имущественные отношения- это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества, в основе которых лежит право на собственность.(запись в тетерадь)
Собственность имеет два значения:В экономическом смысле:
-
Отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. (запись в тетрадь)
Согласно Конституции РФ, у человека может быть в собственности неограниченное количество имущества. Право собственности также регулирует Гражданский кодекс РФ
-
В каждом экономическом отношении собственности имеются две стороны: субъект (собственник) и объект (имущество).
-
Задание: найти в ГК с.128 и 212 что является ими и записать в тетрадь (приложение)
Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие формы и виды собственности. Запись со слайда таблицы. (Резерв: задание по тексту о частной собственности )
-
Собственность с юр. точки зрения -это совокупность правовых норм, кот. устанавливают как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. (запись в тетрадь)
-
Правомочия собственника: запись со слайда с примерами.
-
Закрепление: выполнить задание со слайда (фронтальная проверка)
-
Способы приобретения права собственности: первоначальные (запись со слайда) Задание по группам (рядам ):найти в статьях ГК РФ как решается вопрос 1. О находке 2. О кладе 3. О безнадзорном животном. (приложение)
-
производные (запись в тетрадь)
-
Развитие учебных задач. Применение новых знаний
Практическая работа в парах Решите ситуационные задачи
1.Три поросенка из одноименного мультфильма самостоятельно построили себе дома. Приобрели ли они право собственности на них? Если да, то на каком основании?
2. В мультфильме «Трое из Простоквашино», приехав в деревню, герои заселились в дом, на котором была табличка с надписью «Дом свободный. Живите - кто хотите». «Хозяева за реку переехали!» — сообщает Шарик. В каком случае они станут правообладателями этого дома?
3. Кот Матроскин, который утверждал, что новорожденный теленок, так же как молоко, которое дает арендованная корова, принадлежит ему; или пес Шарик, который отстаивал точку зрения, что корова -государственная, значит и теленок — государственный?
4. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности на общедоступные для сбора вещи.
5. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности в результате такой сделки.
-
Прекращение права собственности (записи в тетрадь)
Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же
Уголовный кодекс РФ. Правонарушения против собственности (запись в тетрадь)
Практикум по составлению искового заявления в парах (приложение)
6. Подведение итогов занятия и рефлексия. Подводя итог занятия, давайте вернемся к задачам, которые мы перед собой поставили. Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке и получили ли вы удовлетворение от своей работы? Что в уроке вам показалось наиболее полезным? Насколько материал показался вам трудным?
Д. задание : учить конспект, повторить материал Рынок, Деньги,Банки,Инфляция.
Резерв: задание по тексту о частной собственности
Задание №2. Разбор ситуаций
-
Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?
Проанализируйте эту ситуацию.
-
Ваши родители сняли на лето дачу. В чем отличие прав вашей семьи по пользованию и распоряжению этой дачей по сравнению с правами соседа по участку, который живет в собственном летнем доме?
Задание №3 Прослушайте стихотворение определите, каков его философский смысл.
ВЕЩИ
Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются.
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться –
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся,
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему – то не станет на свете,
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не замрет телефон, не засветится пленка в кассете,
Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет.
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их.
Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним дыханьем,
Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь живых.
Вадим Шефнер
Практическое задание по тексту (отдельный файл в папке)
-
Своя шапка: как захочу, так и надену.
-
Не бери чужого - не бойся никого.
-
На чужой каравай рот не разевай.
-
Чей корень, того и плод.
-
Чужого не желай, а своего не теряй
Приложение
Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности (действующая редакция). 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 128 ГК РФ. Объекты (гражданских прав) права собственности (действующая редакция). К объектам относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество,результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
ГК РФ Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
2. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом.
ГК РФ Статья 228. Приобретение права собственности на находку
Статья 233 ГК РФ. Клад
1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.
Решите ситуационные задачи
1.Три поросенка из одноименного мультфильма самостоятельно построили себе дома. Приобрели ли они право собственности на них? Если да, то на каком основании?
2. В мультфильме «Трое из Простоквашино», приехав в деревню, герои заселились в дом, на котором была табличка с надписью «Дом свободный. Живите - кто хотите». «Хозяева за реку переехали!» — сообщает Шарик. В каком случае они станут правообладателями этого дома?
3. Кот Матроскин, который утверждал, что новорожденный теленок, так же как молоко, которое дает арендованная корова, принадлежит ему; или пес Шарик, который отстаивал точку зрения, что корова -государственная, значит и теленок — государственный?
4. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности на общедоступные для сбора вещи.
5. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности в результате такой сделки.
Решите ситуационные задачи
1.Три поросенка из одноименного мультфильма самостоятельно построили себе дома. Приобрели ли они право собственности на них? Если да, то на каком основании?
2. В мультфильме «Трое из Простоквашино», приехав в деревню, герои заселились в дом, на котором была табличка с надписью «Дом свободный. Живите - кто хотите». «Хозяева за реку переехали!» — сообщает Шарик. В каком случае они станут правообладателями этого дома?
3. Кот Матроскин, который утверждал, что новорожденный теленок, так же как молоко, которое дает арендованная корова, принадлежит ему; или пес Шарик, который отстаивал точку зрения, что корова -государственная, значит и теленок — государственный?
4. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности на общедоступные для сбора вещи.
5. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Приведите пример, когда герои литературного произведения (мультфильма) получили право собственности в результате такой сделки.
В ___________________________ районный суд
________________ области (края, республики)
ИСТЕЦ __________________________________
(ф.и.о., адрес)
ОТВЕТЧИК______________________________
(ф.и.о., адрес)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры
Я являюсь нанимателем (собственником) и пользуюсь квартирой (комнатой) по адресу: _________________________. «_____» ___________________ 20___г. по вине ответчика, проживающего этажом выше, была залита моя квартира ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
(указать характер залива, его причины: прорыв труб отопления, водоснабжения и т.п.)
Вина ответчика в происшедшем установлена __________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(указать какими документами: актом обследования комиссии)
В результате залива квартиры мне причинен материальный ущерб, который состоит из
______________________________________________________________________________________
(указать перечень вещей,
_______________________________________________________________________________________
пришедших в негодность, их стоимость, а также, какой необходим
____________________________________________________________________________________________________________________
восстановительный ремонт квартиры, примерная его стоимость)
ПРОШУ:
взыскать с _____________________________________________________________________ в мою
пользу причиненный заливом квартиры материальный ущерб в сумме _____________________ руб.
Назначить строительно-техническую и товарную экспертизу для установления стоимости пришедших в негодность вещей и восстановительного ремонта квартиры. В подтверждение моих слов прошу вызвать свидетелей ___________________________________________________________.
(ф.и.о., адрес)
Приложение:
1. Выписка из домовой книги и копия лицевого счета
2. План жилого помещения.
3. Акт обследования комиссии.
3. Квитанция госпошлины.
4. Копии искового заявления для ответчиков, третьего лица.
Подпись
Дата
В …….. районный суд ………области
ИСТЕЦ: … (Ф.И.О., место жительства)
ОТВЕТЧИК: … (Ф.И.О., место жительства)
Цена иска …. Рублей
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о возмещении ущерба, причиненного автомобилю
«__» _____ ___ года на …. (указать место ДТП) произошло дорожно – транспортное происшествие …. (указать обстоятельства происшествия).
В результате автомобилю …. (указать марку автомобиля, год выпуска и его номерной знак), принадлежащему мне на праве личной собственности, причинены технические повреждения. ДТП произошло по вине водителя …. (Ф.И.О), управляющего автомобилем …. (указать марку автомобиля и его номерной знак), принадлежащим ответчику. Об этом свидетельствуют материалы проверки, проведенной Госинспекцией безопасности дорожного движения .
Согласно калькуляции, стоимость ремонта моего автомобиля составляет:
1) стоимость работ … рублей;
2) стоимость заменяемых деталей и применяемых материалов … рублей с учетом износа - … рублей;
3) за услуги по составлению калькуляции уплачено … рублей.
ИТОГО: …. рублей.
Кроме того, по заключению эксперта, мой автомобиль потерял товарный вид на … %, что составляет … рублей от его стоимости.
За составление заключения об утрате товарного вида уплачено …. рублей. Общая сумма причиненного материального ущерба составляет … рублей.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ., прошу суд:
Взыскать с ответчика в мою пользу в возмещение суммы причиненного ущерба … рублей, и судебные расходы … рублей, а всего - … рублей.
Приложение:
1. Справка ГИБДД (постановление следователя) о прекращении уголовного дела (или об отказе в возбуждении уголовного дела), копия приговора суда;
2. Калькуляция стоимости ремонта;
3 Заключение о потере товарного вида автомобиля;
4 Квитанция об оплате расходов за составление экспертного заключения;
5 Квитанция об оплате госпошлины;
6 Копия искового заявления.
Подпись истца __________ «____» ________ 20__года
На странице приведен фрагмент.
Автор: Политова Светлана Валерьевна
→ Публикатор 26.10.2021 0 1451 169 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы