Конспект урока истории "Новая экономическая политика"


Методическая разработка учебного занятия

по курсу Отечественная история XX – нач. XX вв.,

учителя истории и обществознания

ГБПОУ СПО КМТИ им. Г.П.Вишневской.

Стадник С.А.

 

Тема урока: «Новая экономическая политика»

 

Тип урока: интегрированный урок с применением проблемной технологии.

 

Цели урока:

 

  1. Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и нэпа.

  2. Характеризовать сущность и значение новой экономической политики.

  3. Рассказывать о жизни общества в годы НЭПа, используя различные источники.

  4. Высказывать суждение о причинах свёртывания НЭПа.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Овладение представлением о данном этапе экономического развития страны, усвоение понятий для раскрытия сущности данного экономического явления, выявление особенностей развития страны на данном историческом этапе.

 

Метапредметные:

Развитие умения работы с разными видами исторических источников, построения логического рассуждения, умения устанавливать аналогии, умения делать выводы.

 

Личностные:

Освоение исторического наследия страны, уважение прав и свобод человека.

 

Оборудование: мультимедийный комплекс, учебник, раздаточный материал.

 

План урока:

  1. Причины перехода к Новой экономической политике.

  2. Основные мероприятия НЭПа.

  3. Политические, экономические и социальные последствия НЭПа.

 

Формы и методы обучения: словесное изложение, организация самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, проблемный метод.

 

Основные термины и понятия:

НЭП, продналог, концессии, «командные высоты в экономике», X съезд РКП(б), золотой червонец, нэпманы, совбуры, бюрократический аппарат.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, внешнего вида, организация внимания.

 

Личностные:

формирование учебной мотивации;

II. Актуализация знаний

Объяснить аббревиатуру НЭП, напомнить о предыдущей экономической политике большевиков - «военном коммунизме»

Вспоминают основные мероприятия «военного коммунизма», объясняют, почему эта политика была вынужденной мерой.

Познавательные:

осуществление актуализации имеющихся знаний;

 

Регулятивные:

осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог;

 

Коммуникативные:

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы;

 

III. Изучение нового материала

1.Сформулировать общую цель (объяснить необходимость введения, сущность и итоги НЭП)

Записывают тему, расшифровку аббревиатуры, определение НЭП.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Личностные:

формирование учебной мотивации;

 

Познавательные:

овладение  способами решения проблем; структурирование найденной информации в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию;

 

Коммуникативные:

умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

 

2.Изложить общую картину экономического развития страны (приложение 1), лучше использовать мультимедийный проектор для визуализации материала.

На основании изложенного делают вывод о необходимости изменения экономической политики.

3.Сформулировать и объяснить основные мероприятия НЭП (приложение 2).

Записывают в тетрадь основные мероприятия НЭП, понятия по теме под диктовку учителя или с проекции на экране.

4. Подвести учеников к выводу о сущности НЭП, о неоднозначном отношении к ней членов РКП(б).

(приложение 3)

На основании имеющихся знаний о военном коммунизме, об основный экономических идеях большевиков, делают вывод о сущности НЭП, о неоднозначном отношении к ней членов РКП(б).

5.Организовать работу с текстом учебника.

Самостоятельно с последующей фронтальной проверкой выписывают в тетрадь политические, экономические и социальные последствия НЭП.

 

6. Организовать работу с дополнительными материалом (раздать или прочитать вслух).

(приложение 4)

Объясняют, о каких последствиях введения НЭП идет речь в данном материале.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Организовать работу по систематизации материала;

Устно перечисляют главные положения темы, выделяя причины введения, сущность и итоги НЭП;

выделяют цветом в тетради непонятные места;

высказывают собственное мнение об альтернативе развития событий.

Личностные:

формирование собственной позиции по данной теме на основании полученного материала;

 

Познавательные:

осуществление анализа  пройденного материала;

 

Коммуникативные:

умение формулировать ответы на вопросы, используя исторические понятия; умение отстаивать собственное мнение в рамках школьной дискуссии;

 

Регулятивные:

умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

V. Рефлексия

Выявить пробелы в освоении материала; поставить проблему – было ли альтернативное решение экономических проблем в стране.

Выделяют цветом в тетради непонятные места;

высказывают собственное мнение об альтернативе развития событий.

Познавательные:

осуществление анализа  пройденного материала; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

 

Коммуникативные:

умение формулировать собственное мнение и позицию;

 

Регулятивные:

дополнение, уточнение высказанных мнений по существу полученного задания;

Прослушать песни периода НЭП ( Бублички, У Курского вокзала, Цыпленок жареный)обратить внимание на подтверждение уже известных фактов словами песен, охарактеризовать настроение в обществе.

Находят слова, подтверждающие освоенные на уроке новые знания.

VI. Домашнее задание.

Объяснить домашнее задание

 

Записывают домашнее задание.

Регулятивные -формирование навыков самоконтроля;

 

 

 

Приложение 1. Характеристика экономического развития страны.

 

1.Уровень производства – 14% довоенного.

2.Разница между сбором и потребностью зерновых в 1920 г.- 88 млн. пудов, в 1921 г. – 358 млн. пудов.

3. В результате последовавшего за неурожаем голода и эпидемий 1921–1922 гг. в

 

Советской России умерло около 8 млн человек, то есть вдвое больше, чем суммарные военные потери страны в Первой мировой и Гражданской войнах.

4.Беспризорность достигла 5 млн.

 

(Можно привести дополнительный фактический материал)

 

 

Приложение 2. Основные мероприятия НЭП.

 

1.Отмена продразверстки и замена ее продналогом.

2.Отмена поголовной национализации, допущение мелкого и среднего частного капитала при сохранении «командных высот в экономике».

3.создание концессий с привлечением иностранного капитала.

4.Отмена принудительного труда, введение рынка рабочей силы. Экономические стимулы.

5.Свобода торговли.

6.Ликвидация бесплатных услуг.

7.Денежная реформа: введение советского золотого червонца.

 

 

Приложение 3. Взгляды большевиков на НЭП.

 

1.Позиция В.Ленина:

а) весна 1921 г. – НЭП – временный ход, «экономический Брест»;

б) осень 1921 г. – «всерьез и надолго»;

в) весна 1922 г. – «из России нэповской будет Россия социалистическая»;

2.Лозунг Н.Бухарина «Обогащайтесь».

3.Валентинов : «Бешено идя против течения, (Ленин) властно, хлыстом заставил партию принять НЭП, но глубокое непокоренное сопротивление всему этому в партии, несомненно, осталось».

 

Приложение 4. Дополнительный материал.

 

(Из статьи Н.В.Миловидовой «Нэповская Россия: человек и повседневность»).

 

«Судя по воспоминаниям современников, первое, с чем связывали нэп, - это восстановление торговли. Везде открылись рынки, магазины. /Все торговали прямо на улице, в пыли, в грязи, на каждом углу или в будках, ларьках, с рук. Пойдешь по рядам, меж лотками и можно заблудиться. Бегали перекупщики, разносчики – разные торговцы и торговки. У кого в руках две кастрюли да курица, пучок морковки, семечки. Что продадут, тем и жили. Народу – не продохнешь, не протолкнешься. Самое необходимое для жизни многим приходилось приобретать на многолюдных толкучках – барахолках. «Ох, что это было – толкучка времен нэпа! – вспоминала писательница В.Кетлинская. – Прямо на подстилках, на венских стульях, на лотках, на раскладушках – тесными рядами – выкладывала свои товары «частная торговля»: старые барыни в шляпках с перьями, наглые молодки в цветастых платках и высоких ботинках, застенчивые интеллигенты в пенсне, с бородкой клинышком… Продавалось все – статуэтки и люстры, бисерные сумочки, некомплектные сервизы, пуговицы, фотоаппараты «Кодак», гвозди, седла, швейные машинки, страусовые перья, французские духи, старинные гобелены, бальные платья, самовары, тончайший хрусталь,

В те годы не раз можно было наблюдать как от тратуаров бросались врассыпную с лотками на головах и корзинами в руках беспатентные лоточники. Так мечутся пескари от щуки. Щукой был милиционер.

…Дамы из прошлого, сидч на ящиках , на складных стульях или ковриках, продавали остатки былой роскоши. Это могли быть веер из слоновой кости, брюссельские кружева, бисерные ридикюли, ракушки. Когда дамы обращались друг к другу, нередко слышалась французская или английская речь. Напротив кишел людской муравейник, для которого «все в настоящем». Здоровые, крепкие, краснощекие, горластые, в пестрых юбках и цветных косынках бабы суетились возле жаровен. На огромных сковородах шипела жарившаяся колбаса, румянились французские булки.

Трудно поверить, как холодные, голодные города, с чуть теплившийся промышленностью начали оживать, открывались государственные, кооперативные, частные магазины розничной торговли. Оптовые склады. Засверкали вымытые стекла магазинов. Их витрины ломились от товаров. Среди них можно было увидеть сыры, колбасы, балык, семгу, метровых осетров, черную икру, в корзинах и чанах живую рыбу, в плоских ящиках золотую копчушку, глыбы шоколада, торты, коробки с халвой, фрукты, вина; в других отделах – всевозможные изделия из кожи и меха, шубы, обувь, косметику, ювелирные изделия и т.д.

Но стоило все очень дорого. «Магазины были для меня музеем, - вспоминал актер М.Жаров, - посмотрел и ушел». Доступно это было только людям с большими деньгами – «лимонами» (миллионами), «лимонардами» (миллиардами), «косыми» (тысячами). На глухих стенах домов, афишных тумбах, магазинах появилась цветная яркая реклама. Пестрела рекламой и пресса.

Вечные спутники рынка – беспризорники, чья жизнь вместе с безработными, нищими, бродягами, ворами протекала на вокзалах, в ночлежках, у бирж труда. На камнях валялись , прикрывшись выгоревшим тряпьем, молчаливые люди. Угрюмые глаза исподтишка следили за нами. Чумазые, в рваных штанах и рубахах, с челками, начесанными на глаза, беспризорники копошились в этих развалинах. Их, закутанных в лохмотья оборванцев, вылавливали в вагонах, где они пели знаменитого «Цыпленка», а потом обходили всех с шапкой. Публика давала им копеечку.

Хитров рынок в Москве был прибежищем босяков. …Его малолетние обитатели жили воровством и продажей ворованного, а также торговали газетами, папиросами, подносили товары, просили милостыню, за деньги совершали различные преступления.

Нэп всколыхнул и бывших деловых людей. …Рядом с магазинами, в рядах или вдалеке от них обращали на себя внимание странные люди. Они ходили на одном месте и бормотали: «Куплю доллары, продам доллары, куплю золото…»

Нэпманов жизнь заставляла быть очень подвижными, находчивыми, смелыми, решительными, грамотными. Многие из них жили одним днем. Копить деньги было невыгодно, рано или поздно могла последовать конфискация. Нередко нэпманы подвергались суду. Поэтому свои капиталы они чаще всего проматывали.

Для них нэп был временем не только непрерывной напряженной борьбы в бизнесе, но и временем наслаждения различными доступными удовольствиями. Свободное время нэпманы проводили в казино, игорных домах, в бильярдных, на скачках, в кабаре, путешествиях за границу.

Изменился и внешний облик. Из всех выделялись опять же нэпманы. Костюмы из бостона, белый крахмал, клетчатые и замшевые кепки с кожаным желтым козырьком, фуражки из каракуля, полушелковые шарфы, кашне, клетчатые или полосатые носки, на пальцах ослепительно блистали перстни с бриллиантами в несколько десятков карат.

На другой ступеньке социальной лестницы появился тип мужчины – матрос-братишечка в тельняшке, брюках-клеш, с пышным чубом, с походкой вразвалочку, папиросой во рту, веселый завсегдатай пивных, чайных, трактиров. Девушки из рабочих одевались стандартно – лихо, набекрень надвинутые белые суконные беретики, аккуратные короткие пиджачки, короткие юбки. Им под стать были девочки-мещаночки, одетые в белые батистовые платьица с кружевами, белые носочки и белые шляпки с кружевными полями. Сохранялась и одежда времен Гражданской войны – блузы, рубахи, френчи, кожаные куртки. Вот анекдот того времени: У рабочего спрашивают: «Почему зима, а на тебе летнее пальто?» - «А оно у меня семисезонное». Действительно, были два нэпа – нищий и богатый».

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 


Полный текст материала Конспект урока истории "Новая экономическая политика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стадник Светлана Анатольевна  Публикатор
30.11.2021 0 1477 165

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК