Конспект урока истории "Социалистическая индустриализация. Как стать успешным"


 

Министерство культуры Саратовской области

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Саратовский областной колледж искусств»

(филиал государственного профессионального образовательного учреждения

«Саратовский областной коллежд искусств» в г. Вольске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социалистическая индустриализация.

(Как стать успешным)

 

 

 

План-конспект открытого урока

по дисциплине ОД.02.02 История

преподавателя Лепаевой Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Вольск

2021

 

Тема открытого урока: Социалистическая индустриализация. (Как стать успешным).

 

Раздел 9. Между мировыми войнами.

Урок 95. Развитие экономики в СССР в конце 20-30 гг. Анализ документов по теме 9.4.

Автор: преподаватель истории филиала ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске Лепаева Н. Д.

 

Время проведения: 13.04.2021.

Учебная дисциплина: ОД.02.02 История

Группа: 1АИ (7 чел.)

Специальность: 52.02.04 Актерское искусство

 

Цель урока: Выявить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Задачи урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность индустриализации, причины, этапы, методы и особенности её проведения, экономические последствия, познакомиться с ходом индустриализации в Вольске.

2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений работы с историческими источниками: документами, картами, фото- и киноматериалами; анализировать исторические события, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; работать в парах; развивать профессиональные компетенции учащихся как будущих актеров на этапе ролевой игры.

 3. Воспитательная: продолжить воспитывать чувства уважения, гордости за достижения своей Родины, интереса к родной истории; способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: практическое занятие.

Форма: погружение в эпоху с элементами ролевой игры.

Формируемые УУД:

Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.

Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совместно действовать, работать в группе.

Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из документальных источников, осуществлять сравнение.

Формы и методы обучения: проблемное обучение, методы взаимообучения, самоконтроля.

Основные термины и понятия: индустриализация, пятилетка, ударник, стахановское движение, социалистическое соревнование.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение целостным представлением о процессе индустриализации в СССР, умение изучать и систематизировать информацию из различные исторических источников.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия в планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать)

Личностные: воспитание объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.

Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», тема «Мировая экономика в 20-30-е гг. XX в.».

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги индустриализации в СССР; рассказывать о ходе индустриализации в стране и Вольске.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

Работа с исторической картой: показать на карте «Экономическое развитие СССР к 1940 г.» основные стройки первой пятилетки; промышленные предприятия, пущенные в строй в годы второй пятилетки.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование, ролевая игра.

Основная персоналия: А. Г. Стаханов.

Основные даты: 1928-1932 - первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР; 1933-1937 - второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР; 1935, август - начало стахановского движения.

Образовательная среда: 1. Учебники: 1. Артемов В. В. История : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /В.В.Артемов, Ю. Н.Лубченков. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 448 с 2. История России: учеб.для ссузов/ П.С. Самыгин, К.С. Беляков, С.Е. Бережной и др.; под общ.ред. П.С. Самыгина.- М.: Проспект, 2019.- 416 с. 2. Карта «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» (цветная вклейка в учебнике А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брант «История России XX- начало XXI века», М., Просвещение 2020 г. -§ 23). 3. Хрестоматия по истории России: XX в. 4. Раздаточный материал с документами. 5. Мультимедийное оборудование, презентация «Социалистическая индустриализация», кинохроника.

Ключевые вопросы: 1. Причины и цели индустриализации в СССР. 2. Первая пятилетка. 3. Второй пятилетний план. 4. Трудовой героизм рабочих. Стахановское движение. 5. Итоги первых пятилеток.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Сядет тот, кто знает, что такое индустриализация.

(Предварительно повт.: ВИ Введение с.6 2 абзац + записи: эшелоны, ИР- § 1 п.2 Особенности рос.модернизации + словарь после § 1)

 

  1. Актуализация изученного материала.

- Итак, что такое индустриализация.

- Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале XX в. Каковы ее особенности?

- Какие задачи стояли тогда перед экономикой страны? Как они решались?

 

Ответы учащихся: Индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (производство средств производства), в целях перехода от аграрного общества к индустриальному.

Так как Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е. перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности. И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире – до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий.

 

III. Формулирование темы. Постановка целей и задач. Мотивация.

Слайд 2

- Ваши ответы связаны с темой сегодняшнего урока. Что вы видите на слайде? О чем мы сегодня будем говорить? (Об индустриализации).

- Процесс индустриализации в нашей стране был прерван войнами и революциями. Вопрос о новом этапе индустриализации был поставлен на XIV съезде партии в 1925 г., который через 5 лет Сталин охарактеризует, как «съезд индустриализации». Индустриализация в СССР получила название социалистической индустриализации. Это тема нашего урока (доска). Запишите в тетради.

- Что такое социалистическая индустриализация? Найдите ответ в глоссарии и запишите в тетради.. Глосса́рий  словарь узкоспециализированных терминов.

- Подтема урока: Как стать успешным. Как связаны тема и подтема - цель урока, выясним в конце занятия. (На доске: Социалистическая индустриализация ? Как стать успешным).

- Чтобы достичь цели урока, какие вопросы данной темы мы должны рассмотреть,? На доске записать ответы учащихся.

  1. Причины, цели индустриализации.

  2. Этапы (пятилетки).

  3. Итоги.

- У нас получился план урока. Запишите его в тетради. Этот план - задачи нашего урока, которые нам предстоит решить.

 

IV. Постановка проблемного вопроса.

Главный вопрос, на который мы должны ответить: - Как была проведена индустриализация в СССР и почему её итоги были именно такими?

 

V. Изучение новой темы. Практическая работа с источниками.

- Чтобы решить поставленные задачи, обратимся к документам. (разд. м-л)

Вы получили карточки с воспоминаниями современников индустриализации. На основе этих воспоминаний подготовьте ролевые монологи и выступите перед нами. Вам могут встретиться незнакомые слова. Значение новых терминов найдите в глоссарии: 1) Социалистическая индустриализация, 2) пятилетка, 3) социалистическое соревнование, 4) ударник, 5) стахановское движение.

1 группа: Правительственная делегация

2 группа: Делегация Госплана СССР.

3 группа: Делегация Днепростроя.

4 группа: Делегация металлургов.

5 группа: Делегация вольских рабочих-цементников.

Работа микрогрупп.

 

VI. Первичная проверка понимания. Проверка работы групп. Погружение в эпоху с элементами ролевой игры

- А сейчас мы перенесемся с вами более чем на 80 лет назад. Закройте глаза. Включаю «машину времени» (Песня «Нас утро встречает прохладой», открыть карту, поставить карточки с названиями делегаций, косынки, лозунги «Даёшь соцсоревнование! Слава ударникам пятилеток! Равняемся на стахановцев!»)

- Откройте глаза. Мы находимся в 1937 г. на Всесоюзном съезде ударных бригад. (Обратить внимание: Песня Д. Шостаковича на слова Б. Корнилова «Нас утро встречает прохладой», карта, косынки, лозунги)

- Используя глоссарий, объясните значение слов в лозунгах: соцсоревнование, ударники, пятилетки, стахановцы. Запишите термины в тетради. Эти слова стали символом эпохи индустриализации.

- А сейчас вернемся в 1937 год. На Всесоюзный съезд ударных бригад съехались десятки делегаций со всей страны. (Представить. Аплодисменты)

- Проголосуем по поводу повестки съезда (на доске). Поднимите руку, кто «за»? кто «против»? воздержался? Единогласно.

- 1. Переходим к слушаниям. Первое слово предоставляется Вячесла́ву Миха́йловичу Мо́лотову, Председателю Совета народных комиссаров СССР.

Причины и цели индустриализации

1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.

2. Тов. Сталин сказал: “Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. (А отсталых бьют.) Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.

Вопросы:

  1. Проанализируйте речь Молотова. Какие причины делали индустриализацию необходимой? Запишите в тетради.

1. техническая отсталость страны;

2. зависимость от импорта станков на все виды промышленных предприятий;

3. практически отсутствуют топливная; металлургическая, химическая отрасли;

4. слабо развит оборонный комплекс.

  1. Что значит: «отсталых бьют», «нас сомнут»?

2. Каковы могли быть ее цели?

 

- 2. Следующее слово предоставляется Никола́ю Алексе́евичу Вознесе́нскому. В ноябре 1937 г. он был назначен заместителем председателя Государственной плановой комиссии при Совнаркоме СССР.

- Задание: Откройте карту «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» (цветная вклейка в учебнике) и вместе с… найдите стройки пятилеток.

Первые пятилетки и их итоги.

- Для проведения индустриализации был принят первый пятилетний план 1928-1932. Он был выполнен в четыре года! За годы первой пятилетки 1928-1932 были построены Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты, Днепровская гидроэлектростанция, Сталинградский, Харьковский тракторный завод, Шахты на Донбассе, Кузбассе, ГАЗ, Московский автомобильный завод.

XVII съезд ВКП (б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937. За годы второй пятилетки вступили в строй: Азовский, Запорожский сталелитейный заводы, Челябинский тракторный завод, Авиационные заводы в Куйбышеве, Москве, Харькове, металлургические заводы на Урале. Это подвиг освобожденного труда, подвиг партии большевиков!

Задание:

- Назовите этапы (пятилетки) индустриализации. (записать на доске и в тетради).

- Какие отрасли советской экономики развивались быстрыми темпами в ходе индустриализации? почему?

 

- 3. Слово попросили комсомольцы Днепростроя! Днепровская гидроэлектростанция была построена в 1927-1932 гг. и обеспечила электроэнергией весь Донецко-Криворожский промышленный район.

- Я, ФИ (придумайте сами), работаю в… Комсомольцы нашей бригады составили правила ударника производства

«…2. Ударник к работе относится честно и сознательно. Стремится перевыполнить норму. Борется с простоями, прогулами и разгильдяйством …

9. Ударник везде и всюду стремится поднять свою квалификацию, освоить сложные механизмы…»

Мы призываем молодежь последовать нашему примеру! Повысим производительность труда!

Вопрос:

- Как ударники добивались повышения производительности труда? Какими качествами они обладали? (записать на доске).

 

- 4. Следующее слово предоставляется строителям Кузнецкого металлургического комбината. Комбинат был создан в 1929-1936 гг. и стал мощной угольно-металлургической базой СССР, работающей на железных рудах Урала и коксующихся углях Сибири.

- Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде… Земляные работы не прекращались и при минус 26! Коченели ноги, обмерзали пальцы, но дезертиров не было. И мы победили мороз, победили упрямую Сибирь!

Вопросы:

- Какие условия труда были у первых строителей пятилеток? Орудия труда?

- Какие личные качества помогли им преодолеть все трудности? (записать на доске).

 

- 5. Слово предоставляется рабочим-цементникам из г. Вольска Саратовской области. Саратовская область была основана 5 декабря 1936 г.

- По окончании гражданской войны мы, трудящиеся Вольска, в первую очередь стали восстанавливать цементные заводы. В 1921 г. - завод «Красный Октябрь». В 1925 г. - Глухоозерский цементный завод, получивший имя «Большевик». В 1927 г. – пущен «Коммунар», а в 1929 г. – «Комсомолец».

Одновременно с цементными заводами вступили в строй завод дубильных экстрактов «Пионер», мясокомбинат и хлебокомбинат (1929), известковые заводы и завод «нормального песка» (1933-1935).

Начиная с 1935 г., среди цементников, как и по всей стране, широко развернулось стахановское движение. Первый стахановец цемента электросварщик завода «Большевик» Михаил Карпович Саченок увеличил выработку до 220%. Сварщик Афонин выполняет норму на 185%, бутолом А. Страхов – на 150%.

И это несмотря на все трудности! В цехе насыпки, например, рабочие-насыпалы вручную лопатами заполняют бочки цементом весом 170 кг и вручную грузят их. В цеху постоянно - облако пыли, мы задыхались, но не сдались! С 1935 г. стали переходить на упаковку цемента в бумажные мешки. Для погрузки поставили ленточные транспортеры.

В 1927 г. общая выработка вольских цементных заводов составила 251 тыс. тонн, а к 1937г. – 560! Обещаем тов. Сталину и дальше крепить нашу Родину трудовыми победами!

Задание:

- Сравните черты индустриализации в СССР и в Вольске.

- Эти успехи вольчан были отражены в гербе Вольска в 1967 г. Что на нем изображено?

 

- Советские операторы к нашему съезду подготовили фильм об итогах первых пятилеток. Предлагаю его посмотреть.

Видеофрагмент. Летопись полувека. Год 1937 (1.26-3.20)

- Каковы были итоги индустриализации? (записать на доске). Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

1. Возросло число построенных и восстановленных предприятий (более чем в 2 раза)

2. Увеличилась добыча угля, чугуна, стали, нефти, железной руды, электроэнергии

3. Появились новые отрасли промышленности.

 

- Выясним, о каком новом человеке говорил диктор, и чем можно объяснить такие успехи нашей страны.

- Посмотрите на записи на доске. У нас получился трудовой портрет строителя первых пятилеток. Раскройте взаимосвязь между этим портретом и итогами индустриализации. (иллюстрации, стрелка. ответ на проблемный вопрос) (Они стали успешными благодаря своим качествам.)

- Вы - потомки строителей первых пятилеток. Чему вы можете поучиться у своих предков? (иллюстрация) (Чтобы сегодня добиться успеха, надо обладать качествами первых строителей)

- Как успешность каждого из нас связана с будущим России? ((иллюстрация-карта, стрелка)

- Есть ли взаимосвязь между этими эпохами? (стрелка)

 

VII. Подведение итога урока.

Обобщение изученного на уроке: - Сегодня на уроке мы рассмотрели события индустриализации 30-х гг. - одного из важнейших этапов модернизации экономики СССР.

Главным итогом индустриализации, несмотря на все трудности, тяготы и проблемы, стало создание базы современной экономики, превращение нашего государства в высокоиндустриальную державу с развитой тяжёлой промышленностью, новыми заводами, электростанциями, метрополитеном и многим другим, чем мы гордимся до сих пор. Благодаря трудовому подвигу первых пятилеток была одержана Победа и в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и в освоении космоса мы были первыми! Только вчера наша страна отметила 60-летие полета Гагарина.

Важнейшим источником индустриализации стал трудовой героизм советских людей!

 

- По окончании съезда его участники принимают резолюцию (решение). Проголосуем по поводу резолюции съезда (на доске). Поднимите руку, кто «за»? Кто готов стать успешным и так (показать на записи) трудиться на благо себя и России?

- Кто «против»? воздержался? Единогласно.

- Достигнуты ли были цель и задачи урока? На этом предлагаю завершить работу съезда.

 

Самооценивание.

-Благодарю вас за работу. Проведем самооценивание.

За ролевые выступления у доски и неоднократные правильные ответы с места – 5. Поднимите руку.

За самостоятельную работу с документами и однократный правильный ответ с места – 4. Поднимите руку.

Кто не смог найти ответы на большинство вопросов урока – 3. Поднимите руку.

Кто не смог найти ни одного ответа? Поднимите руку.

 

VIII. Информация о домашнем задании: § 5.6.3, термины, сообщения по желанию: «ГУЛАГ: экономика принудительного труда», «Моя семья в годы индустриализации», «Экономические, социальные и политические последствия индустриализации».

IХ. Рефлексия. - Понравилось, не понравилось?


Полный текст материала Конспект урока истории "Социалистическая индустриализация. Как стать успешным" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лепаева Нина Дмитриевна  Публикатор
29.12.2021 0 834 147

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК