Конспект урока истории "Древнее Двуречье"


Урок «Древнее Двуречье»

Цель: познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.

Задачи:

  1. Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

  2. Анализировать исторический документ, работать с исторической картой.

  3. Воспитание толерантности по отношению к другим государствам и народам.

Учебное оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

План:

  • Природные и климатические условия Двуречья.

  • Занятия жителей Двуречья.

  • Религия и письменность древних жителей Двуречья.

На доске записана тема урока, основополагающий вопрос: «что общего в природных условиях и жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?» и проблемные вопросы:

  • Где расположена страна Двуречье?

  • Почему Евфрат называют «великой перевернутой рекой»?

  • Какая местность по берегам Тигра и Евфрата?

  • Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

  • Существовала ли письменность и религия?

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древний Египет»

Мозговой штурм:

1.Страна расположенная на берегах Нила (Египет).

2.Островки зелени в пустыне (оазизы).

3.Правитель Египта (фараон).

4.Приспособление для поливов садов и огородов (шадуф).

5.Вера в богов, духов, души и поклонение им (религия).

6.Жилище богов (храм).

7.Название египетского письма (иероглифы).

8.Сплав олова и меди (бронза).

9.Книга из папируса (свиток).

10.Человек пускающий в ход плеть и палку (надсмотрщик).

11.Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс).

12.Имя фараона совершившего 17 походов (Тутанхамон).


Индивидуальная работа с учащимися

1. а) Заполнить пропуски:

1.Первые земледельцы вскапывали землю деревянной мотыгой.

2.Колосья срезали серпом.

3.Растирали зерна на зернотерке.

4.Рубили деревья каменным топором.

5.Из глины научились делать посуду.

6.Книга, свернутая в трубочку, получила название свиток.

б) Заполнить пропуски:

1.Вера в богов и духов - религия.

2.Жилище богов - храм.

3.Пленник – раб.

4.Поселение людей из разных родов – соседская община.

5.Поражение копьями нарисованное животное – колдовской обряд.

6.Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей – оборотни.



2. Заполни пропуски:



1. Дельта

…… (несколько рукавов одной реки в виде треугольника).

2. …..

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма. (папирус)

3.Фараон

..(повелитель Египта)

4. …..

Сбор в пользу государства. (налоги)

5.Религия

.(вера в богов и духоов)

6. ….

Мастер, изготавливающий изображения из глины, камня, дерева, металла (ремесленник)

3.Ответьте на вопросы должны одним словом “да” или “нет”.

1) Древний Египет был расположен на юге Африки? (нет).
2) На севере Египет омывается Средиземным морем? (да)
3) Город Тир – первая столица Египта? (нет)
4) Пирамида Хеопса была построена в 125 году до н.э.? (нет)
5) Алфавит создали египтяне? (нет)
6) Египтяне были язычниками? (да)
7) Египтяне писали на глиняных табличках? (нет)
8) Письменность у египтян называлась иероглифы? (да)
9) Шадуф – так называлась корона фараона? (нет)
10) Нил – главная река Египта? (да)
11) Для измерения времени египтяне использовали водяные часы?(да)
12) Из тростника египтяне делали папирус? (да)


1. Рассказ учителя.

Мы закончили знакомство с историей Древнего Египта и переходим к изучению новой темы. Обратимся к карте и представим себе, что из Египта, а мы знаем, что египтяне участвовали в длительных походах. Напомните, при каком фараоне египтяне совершили больше всего походов? На каком материке находится Египет? Правильно, при Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как же можно было добраться до этой реки?

(с.31 учебника, настенная карта, слайды).

Оказывается из дельты реки Нил через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся знакомые нам страны: Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне мы доберемся до реки Евфрат. Пересекая перешеек и попадая на Синайский полуостров, мы покинули материк Африка и перешли в новый материк – Азия. Река Евфрат, как и параллельно текущая ей река Тигр, берут свое начало в Закавказье, текут с севера на юг, впадая в Персидский залив. Эти реки, как и река Нил дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Страна это носит название – Двуречье, так как расположена между двумя реками.

Вопросы по карте:

  • Через какие страны проходил наш путь?

  • До какой мы добрались реки?

  • Куда она впадает?

  • Как называется государство?

  • Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат?

Делаем вывод, что страна расположена в Передней Азии.

3. Решение исторической задачи.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Вопросы:

  1. Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?

  2. Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

4. Работа с историческим документом.

Исторический документ.

Геродот. История.

193 … Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

  2. Какие культуры выращивали жители это страны?

  3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья?



Я хочу рассказать вам какой здесь климат. Летом очень жарко, температура воздуха поднимается до плюс 50 градусов, а зимой идут дожди, после них начинаются разливы рек, жители эти реки любят и боятся.

Как вы думаете почему? Дети высказывают свои предположения. Задают вопросы, почему же боятся.

После дождей, реки разливаются, но ни так, как Нил, а очень бурно. Часто во время разливов рек поток воды сносит дома, и урожай с полей. Поэтому боятся. Приходилось защищать свои дома, строить дамбы. А любят реки за то, что после разливов на полях остается плодородный ил, земля дает хороший урожай. Люди верили, что высоко в горах бог Эа льет воду в реки, и насколько он был милостивым, такими были и разливы рек.

Используемучебник на стр.65, читаем Миф о потопе.

1.Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей)

2.Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти)

3.Что подразумевается под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат)

4.Что можно сказать о вере жителей ? (Религиозные верования)


5. Решение задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы будущим писцам. На этих табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

6. Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных табличках. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы.

Используя следующий материал, дети знакомятся с письменность Двуречья.

Исторический документ 2
В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Каждый знак обозначал слово или словосочетание.
Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго. На одной табличке, мы читаем такие жалобы: «В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку. Он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» — и ударил меня. Отец дома табличек положил передо мной исписанную табличку. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал».

1.Кто обучался в школе? (Мальчики разного возраста)

2.Какая дисциплина была в школе? (Строгая)

3.Какой контроль был со стороны родителей? (Отец вел полный контроль)

4.Почему писать было очень трудно? (Каждый знак обозначал слово или словосочетание, запомнить сложно)


Дети пробуют изобразить клинописные знаки. Для контроля знаний учащиеся выполняют тест и имеют возможность сразу проверить результат.

Тест. Тема: «Древнее Двуречье».

Выберите правильный ответ.

I. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками:

1. Инд и Ганг 2. Евфратом и Тигром 3. Хуанхэ и Янцзы

II. Когда возникло государство Двуречье?

1. Более 5000 лет назад 2. Более 3000 лет назад 3. Более 2000 лет назад

III. Основным строительным материалом в Двуречье были:

1. Дерево 2. Глина 3. Камень

IV. Жители Двуречья писали:

1. Иероглифами 2. Буквами 3. Клинописью

7. Подведение итогов изученного на уроке.

III. Закрепление изученного на уроке.

1. Беседа по вопросам:

- Что было общего в природных условиях жителей Египта и Двуречья?

- В чем различия?

2.Заполните таблицы «Египет и Двуречье – общее и различия»

Общее

Различия

Реки

Земледелие, скотоводство

Язычники

Письменность

Нет древесины

Клинопись, иероглифы

Две реки

Разные боги

Местоположение

Материал для письма


Итоги

- С каким государством познакомились?

- Где оно располагается?

- Основные занятия?


Выставление оценок.

3. Работа по карте.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: прочитать параграф 13, развернутый ответ в тетради на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта?»





Полный текст материала Конспект урока истории "Древнее Двуречье" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самохина Юлия Юрьевна  Публикатор
12.09.2024 0 620 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК