Научно-исследовательская работа "Домовой – миф или реальность"
Научно-исследовательская работа на тему
«Домовой –миф или реальность»
Фокин Илья
Научный руководитель- Фокина Е.М.
Введение
Этот Новый год мы встречали у бабушки. Когда мы уходили из дома , мама поставила тарелку на стол в которую положила всё ,что приготовила . по чуть-чуть. На мой вопрос : «Зачем?», мама ответила, что это для «хозяина», мы ведь уходим, чтобы он не обиделся, что остался один в праздник. И пояснила мне, что хозяин – это домовой. Он охраняет дом, когда нет никого из нас. Но может и пошалить, если ему, что не понравится. Я заинтересовался - а существует ли домовой на самом деле ? Мне захотелось поподробнее узнать об этом домашнем существе. Тема моей работы : «Домовой - миф или реальность.»
Актуальность данного исследования обусловлена крайне широким интересом к изучению различного вида духов в настоящее время, повсеместном их изучении или опровержении существования. Каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Цель исследования: проанализировать образ Домового в мифологии и авторских произведениях, выяснить, сохранилась ли вера людей в домовых.
Задачи:
1. Изучить образ Домового в дополнительной литературе.
2. Рассмотреть повадки, внешний вид Домового и обобщить полученные данные.
3. Провести опрос и анкетирование.
Объект исследования - Домовой.
Предметом исследования является вера людей в существование домовых.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что современные люди продолжают верить в существование домовых.
Методы исследования:
- анализ литературных и мифологических произведений;
- сравнение описаний образа Домового в разных источниках;
- обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Глава I. Характеристика образа Домового
1. 1. История происхождение Домового.
Говорят, что в старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. В сарае живет- сарайник, в бане - банник, в курятне - куричий божок, за печкой - кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, а в доме - сам хозяин всех домовых духов - домовой, который имеет наибольшее количество имен: домовой, домоведушко, домовид, доможил, доможирник, домоседушко, домовушка.
В энциклопедии «Славянская мифология» я нашел такое определение: "Домовой-покровитель дома, добрый дух, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных" [10, с. 30].
"Домовой - по суеверным представлениям сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме" [8, с.171].
Домово́й — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома. [Википедия ]
О том, откуда произошел домовой, говорят разное. Имеется представление о том, что домовые – это предки рода, которые были прокляты Богом на определенный временной срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, и каждый раз после смерти хозяина принимают образ покойного. В данном случае об этом свидетельствует христианская версия. Но есть еще и более древняя, языческая версия. В ней говорится о том, что домовой является духом, который заменил языческого Бога Рода, или Чура, память о нём сохранилась в восклицании-обереге "Чур меня!". Если вспомнить, то каждый из нас, наверное, не однократно слышал данное восклицание или даже сам употреблял, когда хотел избежать какой-нибудь опасности, хотя и не до конца понимал, какого же Чура зовет на помощь. Еще одна легенда гласит о том, что домовые – это непокорные духи, которые когда-то жили на небесах. Но как-то раз они подняли мятеж, и за это Бог отправил их на землю. Тогда эти духи стали расселяться по домам, со временем они стали переманивать привычки и повадки людей, и даже стали питаться энергетикой человеческой пищи.
Из книги "Мифы русского народа" я узнал, что по одной из версий древние славяне молились Роду. Под этими именами подразумевались души первых предков; основателей рода, ставшие его покровителями и являвшиеся прямыми предшественниками домовых. По второй версии, одряхлевший от старости Род спустился с небес на землю, измельчал, размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках домовых, обитавших в каждом славянском доме. Иные уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой - кормильцем, украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего сбора урожая [7, с. 127].
Словарь славянских духов и нежити нам даёт своё определение домовому: — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью.
Из русской мифологии мы узнали, что домовой – это дух - властитель судьбы человека, который есть в каждом доме.
В ходе своего исследования мы нашли несколько версий происхождения домовых:
- Домовые – это покинувшие землю люди, имевшие при жизни определённые недостатки. Домовой имеет душу человека, ведь он был одним из нас до того, как по законам природы стал невидимым хозяином дома, и он вновь станет человеком, когда выполнит свою программу. Некоторые люди после смерти поселяются в наших домах, становятся домовыми, чтобы исправить некоторые черты своего характера. Это те люди, которые при жизни были слишком ленивые или чересчур деятельные в своём доме, которые могли месяцами лежать на диване или не могли сидеть без дела ни минуты. Чересчур пассивные или чересчур активные люди своими действиями нарушают гармонию окружающего пространства, поэтому их и отправляют поработать домовыми, чтобы они научились чувствовать меру и действовать, создавая и укрепляя, а не разрушая гармонию окружающего пространства. Это версия принадлежит московскому астрологу Елене Викторовне Мазовой.
- Домовым может стать человек, который при жизни имел привычку без спросу встревать в дела своих близких или проявлял полное безразличие к происходящему в своём доме. Очень многие из домовых раньше очень часто ездили в командировки, не имели своего дома или очень редко в нём бывали. Часто домовыми становятся те, кто женился не по любви и оттого не мог наслаждаться семейной жизнью и сделать счастливым свою вторую половинку.
- Есть версия, которая говорит о том, что домовые – это наказанные Богом люди. Те люди, которые хотели проникнуть в тайну Бога были наказаны – их превратили в разную нечисть. Кто был в момент наказания в доме, сделался домовым. Это старинная версия Воронежской губернии.
- Ещё из одного источника мы узнали, что домовые - это дети Адама и Евы – первых Библейских людей: они были настолько страшные, что от них Адам хотел избавиться, а Ева уговорила их просто спрятать от всего мира.
- Согласно народным верованиям, домовым становился после смерти основатель рода, первый устроитель домашнего очага или (реже) один из хозяев дома, особенно любивший домашнее хозяйство.
Изучив все версии происхождения домовых можно сделать ВЫВОД, что домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
1.2. Как выглядит Домовой.
В книге С. Максимова "Нечистая сила" я прочитал о том, что "редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, то либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться и удачным случаем, и храбростью, и всезнайством. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза" [ 6, с. 169]
Но, древние славяне считали, что лик Домового очеловечен и сохраняет «звериные черты». По-разному люди представляли себе Домового:
1) домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый. С представлением о мохнатости домового связаны понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин – богат; «голый» - к бедности [4, с. 148]
2) домовой – плотный мужичок, в смуром сарафане (по праздникам – в синем, с алым поясом.
3) домовой - старик с длинной всклоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметным хвостом.
4) домовой – старичок, похожий на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах
Наряду с домовым - мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа – домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда – самостоятельным духом, хозяйкой дома. На Руси считали, что в доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, а если в семье одни женщины, то в доме живёт не домовой, а домовиха.
1.3. Где обитает Домовой.
Имя домовой происходит от слова « дом». Одни крестьяне утверждали, что домовой живет в каждом жилом доме; по мнению других обитает лишь в тех домах, где держат скотину. «Домовые могут находиться и в тех местах неосвященных, в кабаках, на мельницах, в пустых нежилых домах устраивают сборища и увеселения» [ 4, с. 149]
Домовой также устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал еще и чердак). [ 9, с.53]
В северорусских губерниях основным местом называли, прежде всего, хлев. При этом домовой - дворовой, показывающийся в определенных местах двора, дома, достаточно свободно перемещается по двору и по всей избе. Место, облюбованное домовым, ни в коем случае нельзя занимать - если лечь на это место, можно заболеть. Часто домового называли по его излюбленному месту в доме: голбешник, запечник и т.д.
Если семья переезжала в новый дом, нужно было горячие угольки из старого очага перенести в новый очаг и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом.
Приведу пример из жизни. Когда мы переезжали, моя мама тоже позвала с собой нашего домового.
1.4. Характер Домового
В русских поверьях домовой выступает как безраздельный хозяин дома, как добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчить подношениями и признанием собственной вины.
Наши предки были убеждены в том, что домовой - это покровитель дома, защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов. Домовой охраняет благополучие в семье, по ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от врагов.
За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа. Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали:
«Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить». Если домового рассердить, он прячет вещи, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, бьёт посуду, сбрасывает с человека одеяло.
От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:
Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место.
Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома.
Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением.
Для того, что бы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним мирно и дружно, не стоит забывать ежегодно приносить ему так называемую жертву – в ночь на 28 января необходимо ставить в духовку на самом красивом блюдечке его самые любимые лакомства (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо же то, что Вы больше всего любите сами. На утром угощение следует убрать, для того, чтобы не разводить тараканов, которых он сильно не любит. Скорее всего, Вы замечали, что у одних людей животные в доме живут долго, а у других – болеют или убегают, теряются, умирают. Наши предки считали, что это происходит потому, что хозяин-домовой невзлюбил животное.
В случае, когда животное нравится домовому, то он его холит и лелеет, заботиться о нем, шерсть у животного всегда гладкая и блестящая. Когда он кушает, то домовой подгребает ему корм прямо ко рту. Но если домовой не полюбил животное, то он будет его постоянно дергать, щипать и кошка, в свою очередь будет постоянно без причины вздрагивать и перебегать с места на место, шерсть у нее становится свалявшейся, матовой. Он не будет давать ей спокойно кушать, отгонять ее постоянно от миски. В такой ситуации, еще наши предки советовали:
• животное подбирать в масть хозяину. Если Ваш муж брюнет – то кошка должна быть черной, а если блондин, соответственно белой.
• перед тем как приобрести кошку следует положить кусочек хорошо посоленного черного хлеба на спинку стула или деревянную ручку кресла. Если же за ночь этот кусочек исчезнет или упадет, то в таком случае домовой согласен с Вашим выбором.
• приведя домой животное, его необходимо перевести через расстеленный на полу мехом вверх овчинный тулуп (в наше время подойдет дубленка). Выполняя все эти требования, и хорошо ухаживая за животным, домовой полюбит Вашего домашнего питомца [2, с.79]
Знаком от домового может стать постоянная пропажа носков. В основном это касается мужчины, который ведет двойную жизнь или же взваливает на жену всю домашнюю работу, сам при этом полностью устраняется от этого. Этот знак может быть еще и протестом против того, что давно не делалась генеральная уборка, так как домовой не любит беспорядок. Сделайте в доме уборку и тогда возможно носки станут парными. То есть если домовой начинает шкодить, значит в семье что-то не в порядке. Если в Ваш дом приходят гости с черными мыслями или недоброжелатели, то домовой даст Вам знать об этом. Он может начать нашептывать об этом хозяину, или же если хозяин не услышит, то он даст знать об этом другими способами, к примеру, у гостя может выпасть из рук кружка или же он что-либо прольет. Домовой такими способами старается насильно выгнать из Вашего дома этого гостя. Черному гостю станет не комфортно от этого, его вскоре все начнет раздражать и он постарается поскорее уйти.
1.5. День рождения Домового
10 февраля именины Домового (Ефремов день). Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу. На Ефремов день в старину "унимали домового" для "суседушки" (так по-другому называли домового) ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Домовой олицетворял души предков и считался покровителем семьи, а потому отношение к нему в народе всегда было уважительным. Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. Его приглашают словами: "Милости просим, дедушка, на новое житье!"
На именины (10 февраля) домовой справляет свои именины, поэтому необходимо ставить угощение для домового. Если дедушка-суседушка останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. и с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул - это домовой свое недовольство выражает. В одних местах было принято ставить для него мисочку с молоком, уговаривая не вредить хозяйству, а наоборот, помогать. В других краях под печку, где, как считается, живет домовой, клали малый хлебец или ставили на печь или за печкой горшок с кашей, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать, и с той поры он весь год смирный.. Некоторые хозяева за ужином ставили на стол прибор для домового и откладывали для своего хозяюшки-суседушки всякого кушанья. Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться - попариться. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили имениннику серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную. Подарок обычно клали под печку. Чтобы угодить домовому, в этот день говорили в доме тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса [11, с.134]
Не любит домовой, когда в него не верят да старину хают, традиции не соблюдают: ведь он как-никак хранитель. Считается, что его призывают к нам на помощь умершие предки, заботящиеся о нашем благополучии. О грядущей неприятности домовой предупреждает людей стуками и другими знаками. За легкомыслие может здорово насолить хозяевам, проучить их, чтобы впредь в его силах не сомневались и обычаи чтили. Ну а тем, кто относится к нему серьезно, подкармливает и разговаривает с ним, домовой по мере сил, помогает в решении проблем. Особенно любит тех, кто родился в один день с ним - 10 февраля: помогает им и оберегает от бед. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!»
Есть даже целый обряд, как умилостивить дедушку домового. На кухне или в комнате накройте стол чистой белой скатертью и поставьте полное угощение: кашу, булочку или кусок свежего белого хлеба, пироги, печенья, сладости, солонку с солью и блюдце с сахаром. а также стакан с чистой, лучше родниковой водой. Для развлечения домового и чтобы определить пол духа нужны колода карт, разноцветные ленты или лоскутки, несколько монеток, игрушки - домовой поиграть любит. Затем подходят к скатерти и, глядя в правый угол кухни, трижды четко говорят: "Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (свое имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь!" Потом трижды кланяются домовому до пола и уходят не оглядываясь. Чтобы не спугнуть важного гостя, в кухню до утра никто не заходит. Когда все уснут, домовой придет ужинать.
Идеальным подарком для домового будет 2-3-месячный котенок, лучше всего - пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите и поставить на пол, но, не выпуская из рук, сказать: «Дарю Вам, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Если домовой примет «зверя», то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает. Говорят, что «кто кошку пнет, тот ногу ушибет», а кто убьет кота, тому «семь лет ни в чем удачи не будет».
В воспоминаниях стариков часто можно услышать истории о домовом. Нередко в старину домовые не только охраняли дом, но и следили за детьми. Наши прапрабабушки не отмахивались, когда ребёнок рассказывал, что он играл с маленьким лохматым комочком, и не обвиняли дитятко во лжи. Наоборот, радовались. Считалось, что если домовой играет с ребёнком, то он огородит его от всех бед и болезней. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о неприятностях и о радостях, охраняет дом, если же ему что-то не нравится, то в вашем доме часто бьётся посуда, вы можете услышать, как он топает по ночам. Домовой не может жить в энергетической грязи. Если в доме нелады, ссоры, неприязнь, домовой становится раздражительным, перестаёт охранять дом и заботиться о благополучии семьи. В таком случае от вас начинает уходить достаток и часто здоровье. Деньги, даже если зарабатываются, мгновенно исчезают. Если хозяева не возьмутся за ум, не постараются наладить отношения в семье, домовой может вообще уйти из дома и отправиться на поиски более уютного и дружного семейства. В любом случае с домовым нужно дружить, не забывать угощать его пирожком и ещё чем-то вкусным, ласково с ним разговаривать.
Бояться домового не нужно. Домовой, который живёт в вашем доме, как правило, старается вам помочь. Но если вы его не замечаете, он впадает в уныние, опускает руки, и хозяйство, как бы вы ни вылизывали дом, не идёт на лад. Поэтому не бойтесь показаться смешным самому себе, поговорите с домовым, назовите его хозяином. Если же домового у вас нет, попробуйте завести его. Можно специально съездить в деревню и привезти домового из заброшенного деревенского дома, а можно попытаться заманить тутошнего – бесхозного городского. Возьмите веник и из четырёх углов выметите всё в центр комнаты. Станьте в середине комнаты и скажите: «Я тут, а ты где-то там. Что же порознь быть с тобою нам? Подмела я по всем углам. Приходи, будем вместе жить! Будешь дом ты наш сторожить. И с тобою мы будем дружить. Будем мы тебя уважать и ватрушками угощать. Приходи, заходи и живи в полной чаше добра и любви». Веник оставьте в центре. На столе поставьте блюдечко с угощением. Зажгите свечу и не трогайте её, пока сама не сгорит. Этот обряд повторяют 3 раза 1 раз в месяц на полнолуние. Скоро в вашем доме появится Хозяин. Вы почувствуете это по неуловимым изменением в доме. Не забывайте по вечерам беседовать с ним. Угощайте его чаем.
Если вы одиноки, то поделитесь этим с домовым. Не раз и не два этот метод помогал обрести одиноким женщинам не просто мужа, а понимающего и внимательного спутника жизни. Говорят, что домовые между собой общаются и сводят вместе своих хозяев. Но только после того, как домовой найдёт вам пару, не обделяйте и впредь его своим вниманием.
Если вы поссорились с домовым, то постарайтесь с ним помириться. Предложите ему клубничное варенье или немного мёда и извинитесь, если вы действительно виноваты, например, плохо смотрите за домом. Объясните, что заняты учёбой или карьерой, времени в обрез и вся надежда на его мудрость и деловитость. Домовой непременно войдет в ваше положение, простит ваши упущения и примется ещё тщательнее следить за домом.Если с домовым у вас сложились хорошие отношения, то вы никогда не оставите включенным утюг или чайник на плите, кто-то неведомый непременно нашепчет вашему подсознанию все необходимые предостережения [5, с.85].
Глава II. Образы Домового в фольклоре, литературе и искусстве
2.1Упоминание о домовом в пословицах и поговорках. Приметы, связанные с домовым.
О том, что домовой играл важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют пословицы и поговорки:
1. Без домового дом держаться не станет.
2. Купил дом, а с домовыми.
3 . Без домового не жить и не кормить.
4 . Без хозяина дом не стоит.
5. Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт.
6. Вертит, как домовой на конюшне.
7. Домовой лешему ворог.
8. На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог.
9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра.
Приметы, связанные с домовым
Дергает за волосы - к семейной ссоре.
Стучит по трубе - к обидам.
Гремит посудой - к пожару.
Охает - к убыткам. [1, с.53]
2.2 Упоминание о домовом в литературе.
Обратимся для начала к русским бывальщинам (быль-в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика).
Бывальщина (по сравнению с быличкой) уже ближе к легендам и сказаниям), потому что они лучше любой сказки или легенды показывают волшебное существо в его обыденном состоянии и обыденное же отношение людей к этим существам, если согласиться с тем, что они реальны.
Вот бесхитростный рассказ: «Лошадка у нас тогда была. Наладился кто-то к нам ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверное, домовой». Смотрит – старичок сидит. Он и говорит:
- Сидишь?
А тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел, сам косу-то плетет.
Мать моя частенько тоже говаривала, мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе-то уж все прибрано маленьким таким старичком, седеньким».
Также с нашим героем можно встретиться, прочитав литературные произведения: сказки Г.Х. Андерсена «Домовой и хозяйка», Н. Белостоцкой «Домовой у лавочника», В.Анютиной «Сказка о домовом Ивашке», сказочную повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя».
Детушки матушке жаловались,
Спать ложиться закаивались:
Больно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней топочет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочит.
Грибоедов А.С. 1823 г.
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором.
Сбруя блещет на стойках дубовых,
В стойлах лоснятся борзые кони.
Лишь одним конюшни непригожи —
Домовой повадился в конюшни.
По ночам ходит он в конюшни
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца
А.С.Пушкин, 1827
Домовому
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикой садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зелёный скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и клёнов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
А.С.Пушкин 1819
Вывод: русские поэты А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов представляли домового и как доброго духа и как проказника.
2.3 Домовой на экране
Мультфильмы:
Домовенок Кузя - Приключения домовенка
Домовенок Кузя - Дом для Кузьки
Домовенок Кузя - Возвращение домовенка
Домовенок Кузя - Сказка для Наташки
Гора Самоцветов – Куйгорож (мордовская сказка)
Песни
Сказка о домовом.
Песенка про домового
2.4. Другие названия домовых
“Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы“. Такую пословицу приводит В.И. Даль.
У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. А и вправду! Кто таков - непонятно: то ли дух предка, защитник и помощник, то ли дьявольское отродье, пакостник. Как выглядит - тоже неясно: старичок не старичок, кошка не кошка или иной какой зверь, а может, и двойник хозяина дома. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени - оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином, - некошна.
В словаре славянских духов и нежити: Домовой – Доможил, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом.
По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая половина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обычай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек), домового называют еще Постень, как призрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха.
На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
Во многих преданиях разных народов об обретении счастья, семейного покоя и процветания встречаются упоминания о домовых духах – духах домашнего очага, приносящих достаток или разорение, долгую жизнь или смерть.
2.5. Покровитель домашнего очага у осетин.
У каждой нации есть свои ритуальные праздники, которые отмечаются из поколения в поколение. Для осетин Бынаты хицауы ахсав относится к ряду таких праздников. Согласно традиционным поверьям осетин, у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель домашнего очага — бынаты хицау. Главный смысл праздника в том, чтобы заручиться благосклонностью бынаты хицау, которая способствует счастью, здоровью и благополучию семьи.
"Считалось, что каждый год необходимо благословлять место, на котором построен дом. Осетинские семьи по мере своей возможности приносили в жертву домовому козленка или домашнюю птицу. Сейчас чаще всего к празднованию режут петуха", — рассказывает Ирбег Маргиев- историк.
Как и каждый обрядовый праздник, в основе Бынатахсава лежит старая легенда, добавил историк.
"Говорят, один горец во время дальнего пути, решил переночевать под деревом, но боялся хайрагов (чертей) и вознес молитву месту, в котором он остался с просьбой защитить его и принять как гостя. Когда ночью нечистая сила попыталась приманить к себе горца, он услышал, как кто-то сверху прокричал, что он у него в гостях. Вернувшись домой, горец рассказал об этом случае, и с тех пор, начали праздновать этот день", — рассказал он.
Маргиев отмечает, что это семейный праздник, на который нельзя никого приглашать или самому ходить в гости, а жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи.
"Старшие рассказывают, что во время праздничного застолья вся семья на некоторое время выходила на улицу, чтобы бынаты хицау смог первым взять себе со стола приглянувшуюся пищу", — сказал Маргиев.
После праздника все кости жертвенного животного необходимо было закопать в земле, чтобы собаки не могли до них добраться и молитвы семьи были услышаны, заключил историк.
Глава 3. Практические исследования
3.1. Исследование-опрос «Кто такой Домовой»
Анкетирование учащихся 5-х классов
Мы провели опрос среди учащихся 5 классов, в котором приняли участие 42 человека.
Мы задали следующие вопросы:
1. Кто такой домовой?
2. Верите ли вы в домового?
3. Где, по вашему мнению, живут домовые?
4. Как вы представляете себе домового?
5. В каждом ли доме живут домовые?
На первый вопрос респонденты ответили что:
домовой это хранитель очага – 2 человек.
9 человек ответили, что домовой это хранитель дома.
2 человека ответили, что домовой это дух дома.
1 человек ответили, что домовой это призрак.
2 человека считают, что домовой это – хозяин дома.
2 человека ответили, что домовой это мифическое существо.
17 человек считают, что домовой это маленький человечек.
6 человек, предполагают, что домовой помогает по хозяйству.
1 человек считает, что это человек который имеет разный вид.
На второй вопрос респонденты ответили что: в существование домового верят - 28 человек, не верят – 14 человек.
На третий вопрос респонденты ответили что: домовой живёт в чистом и уютном доме – 30 человек. В печке – 3. Остальные респонденты назвали различные места: на чердаке, в подполе, в углу, в сундуке, за стенкой, в подвале.
На четвёртый вопрос респонденты ответили что: маленький бородатый человечек - 32 человек. Одет в старую одежду – 4 человек. Домовой это лохматый человек- 3 человека. 1 человек считает, что это маленькое чудовище.
На пятый вопрос респонденты ответили что: домовые живут в каждом доме - 17 человек. Не во всех домах есть домовые - 25 человек.
Вывод: большинство опрошенных пятиклассников верят в существование домового, но считают, что не во всех домах они живут.
3.2 Опрос старшего поколения.
Мы провели опрос и среди населения старшего возраста. Опросить мы решили бабушек и дедушек нашего класса. Было опрошено 10 человек местных жителей. В возрасте от 45 до 82 лет.
На вопросы ответили:
1. Китова Илона Александровна, 45 лет: она ответила, что домовые возможно существуют. Она считает, что домовые живут там где им удобно. Представляет его как сказочного персонажа или как домовенка Кузю из мультфильма.
2. Федотова Анна Михайловна, 47 лет: она ответила, что не верит в домовых. Но представляет себе его как маленького старичка с лысо головой и седой бородой. По ее мнению он живет «…там, где присутствует порядок и где уважительно относятся друг к другу»
3. Кузнецова Тамара Артемовна, 83 года: она ответила, что верит в домовых, что представляет его себе, как круглого, пушистого и с большими глазками. Она считает, что «… домовые живут в каждом доме. Они оберегают обитателей этих домов»
4. Ёжиков Анатолий Александрович, 56 лет: он ответил, что «…верил до пяти лет». По его мнению, домовые живут там где им «…угодно, там где тихо и спокойно»
5. Коблова Анжелика петровна, 56 лет: она ответила, «…увижу своими глазами поверю». Но так, же считает, что домовые живут «…за печкой, в подвале, в углу и в шкафах». Представляет его себе как «… добродушного человека, маленького роста, с копной волос, в яркой рубашке с веничком в руке».
6. Бочарова Марина Александровна, 60 лет: она ответила, что верит в домовых, что представляет себе домового, как маленького человечка с бородой и в лаптях. Она считает, что домовой живет за печкой.
7. Чилингарян Елена Михайловна, 62 года: она считает, что домовые существуют. Представляет его как в мультфильмах. Считает, что домовые живут там где чисто и уютно.
8. Шишмаков Валентин Иванович, 64 года: считает, что домовые существуют, представляет его как маленького мужичка с бородой. По его мнению, домовые живут где-то в углу дома.
9. Табекова Светлана Васильевна, 77 лет: считает, что домовые существуют, по ее мнению домовые обитают в домах, представляет себе как кошку, а так же может быть и другом виде.
10. Гогичаева Оксана Валерьевна, 82 года: считает, что домовые живут в частных домах. Считает, что домовой живет в каждом доме, представляет его как маленького доброго старичка, с длинной бородой.
Вывод: все опрошенные нами верят в то, что домовые существуют, потому что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных сами с домовыми не встречались.
Заключение
В результате нашего исследования мы сделали вывод о том, что домовой – добрый дух. Он представляется как хозяин, который оберегает дом, его трудолюбивых обитателей, домашних животных. Иногда он беззлобно, как ребёнок, проказничает, чтобы привлечь к себе внимание. Но он не любит нерадивого отношения к хозяйству, нерях и бездельников. В этом случае он вредит не только людям, но и животным. Из прочитанных мною произведений, я понял, что авторы относятся к домовому с уважением, почтением, симпатией. Мне кажется, что это связано с тем, что издавна люди стремились расположить к себе домового, заручиться его поддержкой и помощью, задобрить, чтобы он был защитником их жилища, хозяйства.
Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. При установлении контакта с домовым в доме меняется обстановка – в доме появляется то, чего не хватало (защита дома, спокойствие жителей, порядок, благополучие и многое другое). Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить, становится интереснее.
Цель нашей работы достигнута, мы выяснили, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.
Задачи, которые мы ставили в работе достигнуты: мы познакомились с историей происхождения домовых, изучили жизнь домовых по литературным источникам, провели опрос среди старшего поколения и анкетирование среди учащихся 5 – х классов.
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
Домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
Вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество, и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам.
Русские поэты и писатели представляли домового и как доброго духа и как проказника.
Все домовые разные, поэтому, как жизнь одного человека отличается от жизни другого, так и уклад жизни каждого домового – свой, особенный, определенный образом жизни людей того дома, где он живёт.
Большинство опрошенных пятиклассников верят в существование домового.
Пожилые люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовым не встречались.
Кроме этого, ребята вспомнили мультфильм, героем которого является домовой. Это «Домовенок Кузя».
Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовенка Кузи в одноименном мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова. Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к темным, дьявольским силам. Православие призывает людей освящать свои дома и квартиры, чтобы прогнать всякую нечисть, и сурово порицает тех, кто заигрывает с демонами.
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА о том, что современные люди верят в существование домовых, подтвердилась.
Таким образом, эта тема оказалась ещё интереснее, чем мы думали. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.
Список использованной литературы
1. Аникин В.П. "Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор" Изд.: Учпедгиз, 1957, 240с..
2. Бутромеев В. "Мифы и легенды древних славян" М.:Вече, 2009 - 240 с., с.79
3. Википедия. wikipedia.
4. Власова М. "Русские суеверия, "Благовест" ООО, с.148.
5. Киреевский И.Р. Мифы древних славян, с. 85, 233 с.
6. Максимов С. "Нечистая сила"-Кемеровское кн. изд-во, 1991.-351 с.
7. Науменко Г.Н.."Мифы русского народа "АСТ, 2010 г., 160с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: "ОНИКС", 2003, 896 с.
9. Семенова М. "Мы - славяне!" СПб.:Азбука - Терра, 1997, 560 с.
10. Славянская мифология. -М. Изд. «Белый город»,2001. с. 30
11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История-М.:ООО "Издательство", 1998, 512 с.
12. Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007, с. 5-8
13. Козлова Т.А. ПОКРОВИТЕЛИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА В МОРДОВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7 – С. 72-73
14. Максимов С.В.Русские обряды и суеверия. М.: 2006, с. 4-5
15. Н. Мокшина Боги и сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.
16. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000.
17. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.169.
18. Юдин А. В. Русская народная духовая культура. – М.: Высшая школа, 1999.
19. Ястребова Г.Д. Незримая сила, 2000. – 37с.
20. Мордовские народные сказки. - Саранск, 1971. - С. 61.
21. Словарь Даля.
22. Энциклопедии славянской мифологии.
23. Энциклопедия: Мордовия, Н.Ф. Мокшин, А.Д. Шуляев.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика образа Домового
1.1. История происхождение Домового.………………….............4
1.2 Как выглядит Домовой.. . ……………………………………. 5
1.3 Где обитает домовой …………………………………………..5
1.4 Характер домового……………………………………………….6
1.5 День рождения домового…………………………………………8
Глава 2. Образы Домового в фольклоре, литературе и искусстве
2.1Упоминание о домовом в пословицах и поговорках. Приметы, связанные с домовым………………………………………………..10
2.2 Упоминание о домовом в литературе………………………….10
2.3 Домовой на экране………………………………………………12
2.4. Другие названия домовых………………………………………12
2.5. Покровитель домашнего очага у осетин……………………….13
Глава 3. Практическая часть
3.1.Исследование-опрос «Кто такой Домовой»…………………….14
3.2. Опрос старшего поколения.……. ……… ……………………14
Заключение……………………………….………………………….16
Литература…………………………………………………………….17
Приложение……………………………………………………………19
Приложение
Вопросы анкеты:
1. Кто такой домовой?
2. Верите ли вы в домового?
3. Где, по вашему мнению, живут домовые?
4. Как вы представляете себе домового?
5. В каждом ли доме живут домовые?
Результаты анкетирования :
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фокина Елена Михайловна
→ Публикатор 05.11.2020 0 5959 289 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы