МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Введение:
«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С.Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.
Роль учителя в проектной деятельности:
-
Помогает ученикам в поиске источников;
-
Сам является источником информации;
-
Координирует весь процесс;
-
Поддерживает и поощряет учеников;
-
Поддерживает непрерывную связь с детьми;
-
Организует представление результатов работы в различных формах.
Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:
-
Ориентировано на личность учащегося;
-
Использует множество дидактических приемов;
-
Самомотивируемо;
-
Позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся личностно и «присваивая» проблему проекта, стремятся к оптимальной форме её разрешения, что повышает качество обучения.
Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.
ПРОЕКТ « Роль «главных чисел» в жизни человека»
ФИО руководителя проекта:
|
Александрова Татьяна Алексеевна
|
Место работы, должность
|
ГБОУ средняя школа № 552, учитель математики
|
ФИ учащихся:
|
Червякова Дарья, Кононенко Апполинария
|
Место учебы, класс:
|
ГБОУ средняя школа № 552, 8в класс
|
Предметный раздел:
|
математика
|
Уровень владения учениками проектной технологией
|
Начальный (ученицы впервые выполняют проектную работу)
|
Тема проекта
|
« Роль «главных чисел» в жизни человека»
|
Цель проекта
|
• Знакомство с основами науки нумерологии;
• Обратить внимание на влияние чисел на судьбу человека.
• Сравнительный анализ качеств человека, проявляющихся в жизни, с
характеристиками по законам нумерологии.
|
Задачи
|
-
Вовлечь учащихся в различные виды деятельности;
-
Научить самостоятельному приобретению новых знаний;
-
Помочь учащимся в постановке и формулировке темы своего доклада, личностной мотивации выбора;
-
Организовать деятельность учащихся как индивидуальную, так и групповую по сбору и систематизации информации по теме проекта;
-
Развивать интерес к предмету;
-
Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
-
Развивать навыки самоанализа и рефлексии;
-
Подготовить продукт проекта: презентацию «Роль «главных чисел» в жизни человека»
-
Подготовить выступление перед 8-классниками на публичном экзамене
|
Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)
|
-
Доминирующий вид деятельности: исследовательский.
-
Предметно-содержательная область: межпредметный (математика,
-
история, информатика)
-
Характер контактов: внутришкольный
-
Количество участников: групповой (2-3 человека)
-
Продолжительность: краткосрочный ( 2-3 недели)
|
Этапы работы (перечень из содержания)
|
1-й этап: организационный:
Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.
Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2-й этап: поисковый и исследовательский:
Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию по своей теме, готовили наглядное представление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, консультирующая, учащиеся, в основном, работали самостоятельно.
3-й этап: презентация проекта:
Проведение конференции; учащиеся публично, наглядно представляют результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.
Роль учителя – сотрудничество.
Проведена рефлексия и самооценка участников проекта.
|
Ход выполнения проекта ( Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом?)
|
-
Анализ литературы, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.
-
Приемы умственной деятельности: анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного.
-
Приемы работы: консультации с учителем; поиск недостающей информации в информационном поле и у руководителя проекта; работа в сети Интернет; работа в программах Microsoft Office PowerPoint (для создания презентации) и Microsoft Office Word (для создания письменного варианта проекта)
|
Реальность реализации и практическая ценность проекта
|
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся среднего звена интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику. Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка, т.к. они не только собрали материал по теме проекта, но и выступили в роли « корреспондентов» , делились полученными знаниями.
|
Краткое описание выполненного проекта
|
Реализуя проектную идею, ученицы собрали и систематизировали информацию по выбранной теме; создали медиапрезентацию в качестве сопровождения рассказа для выступления.
|
Презентация проекта
|
Защита проекта состоялась на публичном экзамене в мае 2017 г. и в рамках Недели математики в ноябре 2017 г.
|
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения
|
На этапе сбора и обработки информации у авторов проекта возникли трудности при структурировании собранного материала, отборе наиболее существенного и значимого. Также при создании презентации участникам было сложно выбрать основную информацию и представить её на слайдах в сжатой форме.
|
Требуемое оборудование для проведения проекта (в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
|
Компьютер, мультимедийный проектор, пакет программ Office.
Печатные источники и ресурсы Интернет по тематике проекта
|
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
|
Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
|
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников
|
-
владение способами познавательной деятельности;
-
умение использовать различные источники информации, методы исследования
-
коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
-
самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
|
Рефлексия по итогам работы
Отклики учеников
|
«Было интересно самим узнать что-то новое из области математики»
«С удовольствием работала над созданием презентации»
«С волнением и нетерпением жду нашего выступления перед 8-кл.»
«Хочется попробовать свои силы при работе над другими проектами».
|
Перспективы развитие проекта
|
В рамках школьной недели математики по этой же теме возможна подготовка творческого проекта, продуктом которого может стать инсценировка о математике в профессиях родителей .
|
Мнение учителя
(руководителя проекта)
На что следует обратить внимание при проведении проекта
|
В случае создания презентации необходимо учитывать возрастные особенности 8-классников: не переутомлять их обилием информации; рассказ, сопровождаемый презентацией, не должен быть большим.
|
Что можно улучшить при проведении подобного проекта
|
При наличии времени и возможностей учителя, можно было бы силами 8-классников оформить выставку их работ в кабинете математики (а продуктами могли бы стать их небольшие доклады по теме « Математика в жизни», возможно, рисунков по теме « Математика в профессии моих родителей» и др.).
|
Общие выводы. Заключение.
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.