Исследовательская работа "Неравная борьба или кто победил"


11


«Неравная борьба или кто победил»

Козлова Галина Николаевна,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа № 6 им. А. С. Пушкина»

г. Калуги,

учитель начальных классов




Оглавление

План исследований…………………………………………………………………….....1

Введение…………………………………………………………………………………..2

Основная часть…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть.

1.1. Из жизни муравьёв………………………………………………………….…..3

1.2 .Из жизни слонов……………………………………………………………..…..6

2. Практическая часть……………………………………………………………..……9

2.1. Сравнительный анализ: кто победил? …………………………………..……9

2.2. Анкетирование……………………………………………………………….…10

2.3. Книжка – раскраска для детей…………………………………………………10

3. Заключение…………………………………………………………………………….11

4. Список литературы………………………………………………………………..….12

5. Приложения













«Неравная борьба или кто победил»

План исследований

I. Подготовительный этап. Определение темы и ее актуальности, цели и проблемы исследования.

Однажды я прочитал сказку Юрия Судакова «Слон и муравей» (Приложение №1), в которой животные восхищались Слоном, что никто не может с ним сравниться. И только Лиса обратила внимание на Муравья, который незаметно в сторонке перетаскивал соломинку. Я задумался, а на самом деле: кто из них сильнее? И я решил сравнить два этих вида животных, но не только по силе, но и по другим параметрам и выяснить, кто же из них станет победителем? Это и стало целью моего исследования.

Так появилась тема моей исследовательской работы «Неравная борьба или кто победит?».

Гипотеза: Я предположил, что если слон больше по весу и росту, чем муравей, то значит слон победит.

II. Планирование.

Подбор и изучение источников литературы. Составление библиографического списка используемой литературы. Ознакомление с современными источниками информации

1.Абильсиитова А.Р.Удивительный мир животных, М.: Росмэн, 2006г

2. Маккорд А.А. Атлас животных. М.: Росмэн, 2006г.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Российская Академия Наук, 2007г.

4. http://elephant.h1.ru

5. http://ru.wikipedia.org/wiki.Муравьи.

III. Исследование. Формирование результатов и выводов

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с января по февраль 2012 года.

Первый этап – поисковый. Этот этап связан с поиском литературы, а также информации в интернете с целью формулировки гипотезы, целей и задач исследовательской работы.

Второй этап – практический. На этом этапе выполнялись практические работы, шло написание теоретической части исследования, готовилась презентация работы.

Третий этап – обобщающий. Этот этап носил научно- обобщающий характер. Было завершено исследование. На основе систематизации теоретических и практических результатов делались выводы, оформлялась исследовательская работа.

Методы исследования.

- прогностический: прогнозирование полученного результата;

- эмпирический: анкетирование, сравнение, сопоставление, классификация;

IV. Защита работы Результаты исследования были представлены:

- на уроке окружающего мира;

- на школьном отборочном туре исследовательских работ среди учащихся 1-11 классов.

Введение. Актуальность темы.

Каждое животное по своей природе уникально и неповторимо. На нашей планете их живёт огромное количество: одни большие, другие маленькие, третьи опасные, а четвёртые дружелюбные, этот список можно продолжать бесконечно, но для своего исследования я выбрал двух, на мой взгляд, удивительных животных – это слон и муравей. А заинтересовался я этим вопросом, когда прочитал сказку Юрия Судакова «Про слона и муравья» (Приложение №1), в сказке говорилось о том, как все звери восхищались Слоном.

Он был сильный, и мог поднять самое тяжёлое срубленное дерево. И не было в округе зверя, который бы смог перещеголять Слона. Звери часто собирались поглазеть на силача и приводили даже своих детей. А в это же самое время, неподалёку работал муравей, он тащил соломинку. И никто его не замечал. Он тихо себе работал, не привлекая внимания. И только одна Лиса заметила, что у муравья соломинка больше и тяжелее его самого. Звери ещё долго спорили: кто из них сильнее? Пока Лиса не сказала, что не по количеству и размеру судить надо, а по усилию.

И мне стало очень интересно: крошечное насекомое - муравей или большой гигант – слон, кто же из них сильнее, кто победит?

Я составил анкету (Приложение №2) и поинтересовался у своих одноклассников, а хотели бы они узнать об этом, знают ли они о пользе этих животных? Многие ребята заинтересовались. Тогда у меня возникла идея: приготовить для них познавательную книжку – раскраску (Приложение №3)

Цель, задачи и методы исследования.

Цель моего исследования: сравнить двух животных и найти ответ на вопрос: «Слон или муравей: кто победит?»

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме

  2. Проанализировать материал и получить необходимые сведения о слонах и муравьях

  3. Сравнить по разным параметрам этих животных;

  4. На основании сравнения определить: кто же победил?

  5. Рассказать учащимся класса и школы о результатах своего исследования

В ходе исследования я изучил научную и детскую литературу, посмотрел научно-популярные фильмы о слонах и муравьях, воспользовался информацией, взятой со страниц интернета. В ходе исследования мною использовались такие методы, как:

  1. Изучение литературы по данной теме, просмотр научно-популярных фильмов;

  2. Сравнение и классификация

  3. Сопоставить результаты и сделать выводы

  4. Анкетирование учащихся по данному вопросу;

Основная часть

1. Теоретическая часть

    1. Из жизни муравьев...

«Ознакомившись с жизнью муравьёв,

невозможно не испытать сильнейшее

удивление и замешательство»

П.Д.Успенский

Изучив материал, я узнал, что муравьи - это семейство насекомых из отряда перепончатокрылых.

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц.. Муравьи могут создавать подземные гнёзда или строить их на деревьях.

Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет — пауки, клещи, многоножки, жуки, сверчки, гусеницы бабочек. Их привлекают сюда быстрое разложение веществ, высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.

Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более 100 миллионов лет. Сегодня они обитают по всему миру кроме Исландии, Гренландии и Антарктиды.

В мире насчитывается около 12 000 видов муравьев. Все они очень разнообразны; так крупные лесные рыжие муравьи очень отличаются от маленьких черных, которые иногда забираются в сахарницы на дачах. Наука, занимающаяся изучением муравьёв, называется мирмекология.

Размеры представителей семейства разнообразны — от 1 до 30—50 мм и более.

Разделение труда.

Размер муравьиной колонии может достигать от нескольких сотен до более миллиона особей. Нормальная жизнь муравейника основана на добросовестном труде каждого муравья на общее благо и процветание колонии.

В возрасте всего нескольких дней перед маленьким муравьишкой встаёт необходимость выбора будущей профессии. На это влияет индивидуальные особенности и характер муравья. Самые мобильные и предприимчивые - становятся охотниками и разведчиками. Каждый из них имеет свой участок для поиска пищи, который они ежедневно обшаривают. Поиск еды идёт постоянно. Найдут — объявят всеобщую “мобилизацию”.

В гнезде всегда есть муравьи, которые постоянно находятся как бы “на подхвате”. Если ничего особенного не происходит, то они выполняют домашнюю работу — чистят и убирают в муравейнике, роют новые ходы и камеры. Но как только поступает сигнал от разведчиков, они по их указаниям отправляются к источнику корма и доставляют его в муравейник. Есть среди них и сборщики сладких выделений тлей — пади. Изо дня в день, подобно роботам, по одному и тому же пути движутся они к пастбищу тлей, принося оттуда в зобике падь. Если отнести такого муравья немного в сторону от его тропы — он заблудится, не сможет найти дорогу и пропадёт

Не все муравьи столь трудолюбивы, как это принято считать. Наблюдения показали, что 80% муравьев занимаются общественно полезной работой - чистят жилище, собирают корм; зато остальные - бьют баклуши.

Питание.

Большинство муравьёв являются универсальными хищниками, падальщиками и косвенными потребителями листвы.

Вся пища, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи.

Муравьи постоянно и интенсивно производят обмен пищей, личинками, куколками и даже взрослыми особями. Набрав медвяной росы, муравей передает её первому встречному им товарищу, тот — другому и так далее. Каждодневный поток веществ поступающих в муравейник и растекается по нему, охватывая всех домашних - взрослых, личинок, яйца. Так же передаются выделения различных желез и ферменты. Это регулирует жизнь муравейника. Как видите, муравей может пообедать в любом месте, если встретит своего более сытого товарища.

Передвижение.

Рабочие особи бескрылые, а самки и самцы — крылатые, однако самки утрачивают крылья после брачного полета. Таким образом, в отличие от своих предков ос, муравьи преимущественно передвигаются ползая. Некоторые виды способны прыгать. Другие виды муравьёв могут образовывать мосты через водные преграды, под землёй или между растениями. Большинство высокоорганизованных муравьев прокладывают «дороги» на поверхности земли или подземные тоннели, ведущие из гнезд в окружающую территорию. Эти дороги образуются на месте часто посещаемых пахучих троп. Муравьи охраняют их, постоянно обновляют и убирают с них любые препятствия.

Муравьи преподают урок, как жить в городе. Мозг у этих насекомых, по сравнению с человеческим мозгом, крошечный, но зато они гениально решили проблему дорожных пробок. Огромные армии насекомых передвигаются цепочкой в порядке простой очередности, чтобы дойти до своей цели как можно скорее. Муравьи терпеливы в отношении своих соседей и подчиняются приказам. Чтобы система заработала, чрезвычайно важно, чтобы каждый житель колонии точно следовал курсу.

Естественные враги.

Муравьями питаются многие представители животного мира. Некоторые ящерицы питаются исключительно муравьями, которых ловят с помощью липкого языка. Многие птицы, например дятлы, певчие птицы, пищухи любят лакомиться муравьями. Муравьи — прекрасная еда для рябчиков, тетеревов, барсуков, лис, медведей.

Муравьеды специализируются на питании только муравьями и для этого выработали целый ряд приспособлений — длинный липкий язык для захвата муравьёв и сильные когти, чтобы разрывать муравьиные гнёзда.

Продолжительность жизни муравьев.

В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 3—4 лет. Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Но в естественных условиях в течение года население муравейника почти полностью обновляется, так что в среднем рабочий муравей живёт около года. Значительно дольше — до 20 лет — живут самки.

Санитар живой природы

Роль муравьев в природе огромна. Тысячами незримых переплетенных нитей они связаны с другими живыми существами. Собирая сахаристые выделения тлей, муравьи предохраняют растения от опасных грибков-паразитов.

Муравьи — активные хищники. Они быстро переключаются на новые обильные источники пищи и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей. Птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой.

Лидером по истреблению вредных насекомых считается рыжий муравей. По данным ученых, обитатели средней величины муравейника уничтожают за один день от 15 до 20 тысяч гусениц, тлей и т.д. 

Можно сравнить «работу» муравьев с «работой» наиболее полезных птиц. Например, малому пестрому дятлу понадобится 20 дней, чтобы собрать данное количество вредителей, а большой синице – два месяца.

Но 15–20 тысяч съеденных насекомых в день – не предел. По данным биологов, обитатели одного большого муравейника с мая по ноябрь могут уничтожить от 3 до 5 миллионов насекомых.

В пользе муравьев для человека не нужно никого убеждать, повышение плодородия почвы, уничтожение вредителей, увеличение численности полезных животных. Не случайно человек издавна обратил на них внимание, и муравьи стали первыми насекомыми, которых люди начали использовать для борьбы с вредителями.

Однако сегодня муравьям (в первую очередь, рыжим лесным) нужно не столько расселение, сколько охрана. Муравейники массово гибнут при рубках леса, их варварски разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог и туристских маршрутов, в зонах массового отдыха муравьиных гнезд становится все меньше и меньше.

О пользе муравьев люди знают с давних времен. Но по-настоящему деятельность их была оценена человеком сравнительно недавно.

Поэтому так важна охрана муравейников. Их специально огораживают, а если надо, то и переносят в другие участки леса, где они отсутствуют.

    1. Из жизни слонов.

«Слон – символ священной мудрости,

царского достоинства, непобедимой

силы, мощи и благоразумия».

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 января 2012; проверки требует 1 правка.

Слоны - это самые крупные млекопитающие, живущие на Земле. Существует два вида слонов - африканские и азиатские (индийские). Африканский слон крупнее и выше, чем его азиатский собрат. Взрослый слон весит около 12 тонн.

Слоны - семейные животные. Несколько семей живут в стаде. Руководит стадом опытная слониха. Молодой слон живет в стаде до 14-15 лет, затем он создает собственную семью. Обычный состав слонового стада - 9 -12 старых, молодых и совсем маленьких животных. Стадо слонов — очень дружная община. Животные хорошо узнают друг друга, сообща защищают детёнышей. Известны случаи, когда слоны оказывали помощь раненым собратьям, уводя их из опасного места.

Слоны - долгожители. Отдельные особи могут жить до 80 лет. В обычных условиях эти животные проживают до 70-ти лет.

Питание

Слоны – травоядные животные. В условиях естественного обитания рацион питания слонов напрямую зависит от региона их обитания. Слоны, живущие на юге Индии, любят жевать листву фикуса, слоны же, обитающие в Зимбабве, потребляют совсем другие растения. Источник пищи слонов меняется также в зависимости от сезонов засухи или дождей. Вообще же в рацион этих животных входят листья, кора и плоды различных деревьев, трава, которая удовлетворяет их потребность в минералах.

За один день слон потребляет около 300 кг листьев и травы, содержащих высокий процент влаги. Это касается слонов, живущих на свободе. Слон есть почти целый день – 18 - 20 часов. В зависимости от температуры воздуха они пьют 100 - 300 литров в день.

Недостаток воды для столь крупного животного, живущего под палящим солнцем, – довольно серьезная проблема. Поэтому слонам необходимо ежедневно находить источник питья.

Передвижение.

Большую часть всей жизни слоны проводят в пути. Они передвигаются стадами, в которых насчитывается около 30-ти особей. Во главе стада находится слониха-вожак, решение которой обязательно для всех. В стаде всегда наблюдается образцовая дисциплина.

Медленно идут, объедая с деревьев кору и листву, ночуют по возможности возле водоемов. Только в полдень остановятся, чтобы провести жаркие часы в тени баобабов и акаций. Несмотря на массивное сложение, слон подвижен, легок в движениях. Не надо думать, что слон очень неуклюжее животное, он способен с удивительной легкостью передвигаться по равнине. Тем более, даже болото ему не преграда - их конечности устроены так, что их не засасывает. Горящие степи и снега они тоже преодолевают, не раздумывая. Несмотря на массивное сложение и потрясающую силу, движения слона удивительно плавны и грациозны.

Нормальным ритмичным шагом он идет со скоростью 6,4 км/ч, а может разгоняться до 40 км/ч. Однако скакать галопом и прыгать слон не способен. Канава, слишком широкая, чтобы ее можно было перешагнуть, становится для него непреодолимым препятствием.

 Слоны хорошо плавают, но, конечно, нырять не умеют. Они могут плыть не спеша целый день, причем без остановок, выдерживая в воде скорость, приблизительно 1,6 км/ч в течение почти 6 ч.

 Естественные враги.

Кроме человека, врагов у слона почти нет. Носорог, второй гигант Африки, спешит уступить слону дорогу, а если дело все же доходит до столкновения, всегда оказывается побежденным. Но иногда в природе на них могут нападать различные хищники — львы, гиены, дикие собаки…

Насторожившийся слон — незабываемое зрелище: огромные паруса ушей широко развернуты, хобот поднят вверх и двигается из стороны в сторону, стараясь поймать дуновение ветра, во всей фигуре одновременно и напряженность и угроза. Атакующий слон прижимает уши, прячет хобот за бивни, которые животное резким движением выносит вперед.  Голос слона — пронзительный, визгливый звук, одновременно напоминающий хриплый      горн и скрежет тормозов автомобиля. В момент опасности слоны используют еще один   особый метод сообщения. Столкнувшись с врагом они сообщают об опасности другим       группам слонов посредством, начиная сильно топать ногами, так что колебания,     образуемые топотом, доносятся и до других стад. Благодаря этому животные   предпринимают заблаговременные меры, избегая столкновения с опасностью.

Роль слона в жизни человека

Слоны относятся к особо защищаемому виду животных, потому что постоянно подвергаются уничтожению из-за своих ценных бивней.

Часто люди превращают их в своих помощников. Чаще всего слонов используют на лесоразработках, где они не только переносят тяжелые стволы спиленных деревьев, но и выполняют сложные работы, укладывая распиленные доски в определенном порядке, нагружают и разгружают баржи, вытаскивают бревна из воды. Еще недавно в Индии, и других странах Юго-Восточной Азии насчитывались десятки тысяч рабочих слонов, но в последнее время число их стало быстро сокращаться - слонов вытесняет трактор.  На лесных работах слоны ещё используются в болотистых местностях, где трактор без дорог не может пройти. В труднопроходимых болотистых и лесных районах слонов используют как верховых животных.  На спине слона легко помещаются 4 человека.

В настоящее время помимо дикой природы слоны также используются как домашние животные для работы в сельском хозяйстве, в цирках и зоопарках.

Действительно, есть в слонах что-то притягательное. Идут ли животные неторопливо через равнину, рассекая, точно корабли, густую высокую траву; кормятся ли на опушке леса, среди кустов; пьют ли у реки, выстроившись в ровную линию; отдыхают ли неподвижно в тени деревьев — во всем их облике, в манере чувствуется глубокое спокойствие, достоинство, скрытая мощь.







































2. Практическая часть.

2.1. Сравнительная таблица

Муравей

Слон

Размеры мозга

Самый большой мозг по отношению к телу.

Мозг слона весит до 6кг.

Победил муравей 1 : 0

Продолжительность сна

Муравьи никогда не спят!

Сон слона не более 4 часов

Победил муравей 2 : 0

Продолжительность жизни

Рабочий муравей живёт около года, самка до 20 лет.

Слоны живут до 70 лет.

Победил слон 2 : 1

Места обитания

Распространены по всему миру, кроме Антарктиды, Исландии и Гренландии

Африка, Индия

Победил муравей 3 : 1

Размеры тела

От 1 см 50мм до 4 см

До 4 метров

Победил слон 3 : 2

У кого больше распространено видов?

Более 12 000 видов

Африканские и индийские

Победил муравей 4 : 2

Какой груз поднимают?

Поднимает груз в 100 раз больше собственного веса

200 - 400кг

Победил муравей 5 : 2

Лучший прыгун

Может прыгнуть с высоты 27 метров

Слоны - единственные животные, которые не могут прыгать.

Победил муравей 6 : 2

Лучший пловец

Муравей плавать не умеет

Слон хороший пловец, может без остановки плыть 6 часов

Победил слон 6 : 3

Пословицы и поговорки (Приложение №4)

Про муравьёв нашёл 5 поговорок и пословиц

Про слонов нашёл 11 поговорок и пословиц

Победил слон 6 : 4

Значение слов в словаре Ожегова (Приложение №5)

Одно значение

Два значения

Победил слон 6 : 5

Естественные враги

Муравьями питаются многие представители животного мира.

Кроме человека, врагов у слона почти нет

Победил слон 6 : 6

Для сравнения, я выбирал из изученного материала, данные о муравьях и слонах: продолжительность жизни, размеры тела, места обитания и др. Я анализировал их и делал выводы. Подсчитал очки и сделал вывод, что

ПОБЕДИЛА ДРУЖБА! НИЧЬЯ!

2.2. Анкетирование. (Приложение №2)

Анкета №1

Цель: выяснить, знают ли мои одноклассники про слонов и муравьёв и кто победит в неравной борьбе

Проводя исследование, мне стало интересно, а что знают об этих животных мои одноклассники. Я решил выяснить, хотят ли дети узнать кто же победит в неравной борьбе: слон или муравей? Я составил для них анкету и попросил ответить на вопросы.

На мои вопросы отвечали 28 учащихся моего класса. Все ребята знают этих животных, но им стало очень интересно узнать: кто же победит на самом деле.

Анкета №2

Цель: выяснить, кто, по мнению детей, сильнее: слон или муравей

Ещё я решил узнать у одноклассников, кто сильнее: слон или муравей. 23 ученика ответили, что сильнее слон, потому что он большой и сильный, а 5 человек, считают, что сильнее муравей, потому что он много трудится и может поднять вес, который в несколько раз превышает его собственный вес.

2.3. Познавательная книжка – раскраска для детей «Знаешь ли ты, что…»

Когда я проводил анкету, многие ребята захотели узнать побольше интересного про слона и муравья, тогда я решил итогом своего исследования сделать для них познавательную книжку – раскраску, которая познакомит их с фактами из жизни этих интересных животных. Я надеюсь, что они с удовольствием откликнутся на мои призывы: не обижать животных, помогать им.



3. Заключение

В начале своего исследования я выдвинул гипотезу, что если слон больше по весу и

росту, чем муравей, то значит слон победит.

Подтвердилось ли моё предположение?

Проведя исследование на тему: «Неравная борьба или кто победит?», я пришёл к

следующему выводу: считаю, что выдвинутая мною гипотеза не подтвердилась. В итоге

оказалось, что сравниваемые мною два вида животных: большой гигант – слон и крошечное

насекомое - муравей набрали одинаковое количество очков.

Проведя эту исследовательскую работу, я :

1. научился подбирать литературу, выбирать нужные мне сведения

2. узнал много интересного про слонов и муравьёв

3. я узнал о пользе этих животных в природе и для человека

4. я сделал для детей познавательную книжку – раскраску

5. на школьной конференции и в классе на уроке окружающего мира я рассказал

сверстникам о своей исследовательской работе

Считаю, что моя исследовательская работа может быть полезна учащимся в школе.

На основании своих исследований, я могу посоветовать не разорять муравейники, не

обижать животных, так как они приносят нам и природе пользу.


















4. Список литературы

  1. Абильсиитова А.Р.Удивительный мир животных, М.: Росмэн, 2006г.

  2. Маккорд А.А. Атлас животных. М.: Росмэн, 2006г.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Российская Академия Наук, 2007г.

  4. http://elephant.h1.ru

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki Муравьи






Полный текст материала Исследовательская работа "Неравная борьба или кто победил" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галина Николаевна Козлова  Публикатор
14.02.2024 0 385 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК