Технологическая карта внеурочного занятия по информатике на тему "В мире кодов. Способы кодирования информации"; 4 класс


Урок разработан для учащихся 4 классов по учебнику Горячев А.В. "Информатика в играх и задачах». Цель данного урока  изучить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации».

Цель занятия: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.

Задачи занятия: 

  • формирование представлений о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования, умения перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую (предметный результат).
  • развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде (метапредметный результат).
  • понимание значения различных кодов в жизни человека, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к информатике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • Персональный компьютер (ПК) учителя;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • ПК учащихся.
  • Презентация
  • Компьютерная программа: 

Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в микрогруппах.

Система оценивания. 
За каждое быстро и правильно выполненное задание команда получает от 4 до 1 ключа. Количество ключей заносит в свой бортовой журнал. В конце урока команда  подсчитывает количество набранных ключей.

Ход занятия
I.    Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
II.    Актуализация изучения нового материала
Ребята, вчера по электронной почте я получил странное письмо. Я не смог его прочитать. Как вы думаете, сможете ли вы мне помочь?
А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь? (Предположительный ответ детей: нет, так как мы не понимаем значение этих рисунков)
Значит, чтобы понимать ее смысл надо знать шифр, с помощью которого можно ее разгадать.

III.    Изучение нового материала
К письму, которое мне пришло, прилагалась следующая таблица: здесь каждая буква получила свой порядковый номер в алфавите. 
Давайте расшифруем письмо. Каждый стол разгадывает "Письмо".

Для того чтобы найти клад, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие в поисках клада. 
Каждый стол это отдельная команда.
Отправляемся в дальнее странствие. Впереди нас ждут трудные испытания и сложные задания.
Для начала нам необходимо каждой команде дать название
(каждой команде раздаются листочки с ребусами, отгаданный ребус становится названием команды)

Путешественники ведут дневник, в который записывают все свои наблюдения.
У вас на столах лежит “Дневник путешественника” 
Давайте их возьмем и подпишем.
В данный дневник  мы будем заносить количество ключей за каждое выполненное задания. 
Все путешественники берут в дорогу какие-то предметы. Какой предмет возьмем мы узнаем, выполнив задание “Предмет в дорогу”. (Каждый из членов команд получает листок где необходимо по клеточкам согласно приложенному алгоритму нарисовать узор, затем соединив узоры вместе команда должна получить предмет, который она возьмет с собой в дорогу) Каждая команда выходит к доске и составляет получившийся предмет. 

Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание.
Итак, наконец, мы отправляемся в путь. Ветер попутный, поднимаем паруса. Курс на Остров десяти пальм!
А что там нам машут на соседних кораблях? 
 
Чтобы передать сообщение с одного корабля на другой, люди в древности использовали “Семафорную азбуку”. Все вместе отгадываем слово которое загадано на доске. А теперь давайте посмотрим, что же нам хотят сказать на других кораблях. Каждая команда разгадывает свое слово.

Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание.
IV.    Физкультминутка.
Плывем дальше, видим порт, возле входа стоит стражник и чтобы нам войти в порт необходимо выполнить все его указания. Встаем, смотрим и повторяем движения.

Вдохните полной грудью морской воздух. Хорошо на палубе.
Возьмите в руки бинокли. Посмотрите налево. Остров!
Странно, на берегу валяется какой-то предмет. Давайте посмотрим что это. 
“Бутылка с запиской”
краб, лодка, акула, дельфин;
пират, остров, дно;
парус, акваланг, лоцман, ь, мачта, океан, йод;
залив, айсберг, гарпун, лагуна, якорь, невод, иллюминатор;
весло;
чайка, ёрш, рыба, навигация, ы, йогурт;
яхта, щупальца, исток, капитан.
Так что написано в этом письме?
Ответ. КЛАД ПОД ПАЛЬМОЙ, ЗАГЛЯНИ В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

V.    Компьютерный практикум
Сразу и не разберемся что тут написано, нам необходимо с вами набраться опыта. Каждая команда садиться за компьютер и выполняет задания. Кто больше заданий выполнит за определенный промежуток времени тот получает 4 балла.

Какая теперь из команд может сказать что за текст находится в бутылке?
Молодцы! Не забудьте занести в дневник результат выполнения задания.
 
Давайте теперь подсчитаем сколько каждая команда набрала ключей.
Однако чтобы открыть наш сундук нам необходимо 50 ключей. (сумма ключей всех четырех команд) Что будем делать? (Дети предлагают объединить все ключи вместе)

Дети получают сладости в качестве вознаграждения.

К сожалению, наш урок подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза, и представим, что мы летим на самолете. Внизу – море, вверху облака. Наш самолет идет на посадку, открываем глаза. Добро пожаловать домой!

VI.    Подведение итогов урока.( Формулирование темы урока)

И вот мы с вами вернулись из морского путешествия. С какой темой мы сегодня познакомились?
Как, с помощью чего можно, кодировать информацию?
- Давайте попробуем обобщить  в схеме (вместе с учащимися заполняют схему)
  
Способы кодирования информации делятся на:

Графический – с помощью рисунков или знаков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

С этой темой подробнее вы познакомитесь в старших классах, когда мы будем изучать устройство компьютера. Вы узнаете, как важно кодирование информации для компьютера. Ведь без кодирования, возможно, не появился бы компьютер.

VII.    Рефлексия
Учащимся на доску выводится две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. На выбранную картину ученики с помощью магнитика прикрепляет смайлики. 


Полный текст материала Технологическая карта внеурочного занятия по информатике на тему "В мире кодов. Способы кодирования информации"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титков Евгений Владимирович  tit3779
22.04.2017 0 3200 157

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК