Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы"; 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. Email: School2Gagarin@yandex.ru
Конспект урока русского языка
«Учимся понимать фразеологизмы»
4 класс
Автор:
учитель начальных классов
Томашевич Елена Николаевна
Тип
урока:
урок формирования учебной деятельности
с использованием технологии
Эльконина-Давыдова.
Цель
урока:
Познакомить учащихся с понятием фразеологизмов.
Научить правильно интерпретировать фразеологизмы в контексте.
Развивать умение осознавать структуру и значение фразеологизмов.
Воспитывать интерес к богатству русского языка.
Ожидаемые результаты:
Ученики усвоят понятие фразеологизмов.
Научатся интерпретировать фразеологизмы в контексте и правильно их использовать.
Разовьют навыки работы в группе, понимания структуры языка через устные и письменные упражнения.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем изучать одну интересную тему: фразеологизмы. Это такие выражения, которые не всегда можно понять, если смотреть на слова по отдельности. Мы с вами научимся их понимать и использовать. Готовы?
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что такое устойчивое выражение? Кто из вас может привести пример?
Предполагаемый ответ: «Это такие выражения, которые употребляются в речи как целое, и их значение не всегда понятно из значений отдельных слов.»
Учитель записывает на доске фразеологизм «пальцы веером»:
- Как вы думаете, что это означает?
- На самом деле, «пальцы веером» — это выражение, которое описывает человека, который расставил пальцы в виде веера, и используется, когда нужно показать, что что-то сделано ярко, эффектно, хорошо. Но в буквальном смысле оно не означает этого.
3. Основная часть
3.1. Этап 1: Введение в фразеологизмы через проблему
- Ребята, посмотрите на доску. На ней записаны несколько фразеологизмов, а вы попробуйте догадаться, что они означают. Мы будем работать в группах.
Примеры фразеологизмов для групповой работы:
Как рыба в воде |
Зарубить на носу |
Не в своей тарелке |
Кот в мешке |
- Ваше задание: обсудите в группе, что эти фразеологизмы могут означать и придумайте пример, в каком контексте их можно использовать.
Учитель делит детей на 4 группы и раздает карточки с фразеологизмами. Каждая группа записывает предположительное значение фразеологизма и пример его использования.
Предполагаемый ответ:
«Как рыба в воде» — чувствовать себя комфортно, уверенно. Пример: «На уроках музыки она чувствует себя, как рыба в воде.»
«Не в своей тарелке» — чувствовать себя некомфортно. Пример: «Он не в своей тарелке на новом месте.»
«Зарубить на носу» — запомнить что-то важное. Пример: «Заруби на носу: завтра контрольная!»
«Кот в мешке» — что-то неизвестное, что не предсказуемо. Пример: «Купил он телефон, а оказался кот в мешке — все функции не работают.»
3.2. Этап 2: Осознание структуры фразеологизма
- Теперь, когда мы разобрались с примерными значениями, давайте подумаем, как эти фразы складываются и почему их нельзя понять буквально.
- Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, в котором значение выражается не через слова по отдельности, а через общую картину.
- В фразеологизме «пальцы веером» мы не можем буквально понимать каждое слово. Нужно понимать, что это выражение отражает идею, которая появилась в языке на основе наблюдений за чем-то ярким, эффектным.
3.3. Этап 3: Закрепление через практическую работу
- Давайте теперь потренируемся. Я дам вам тексты, в которых есть фразеологизмы. Найдите их и объясните, что они означают.
Он был как рыба в воде, когда начал работать в новой команде. Это было его место, и он сразу почувствовал себя уверенно. |
Заруби на носу: на следующей неделе важная встреча! |
Ты что, не в своей тарелке? Почему ты так молчишь? |
Этот товар — как кот в мешке. Я не знаю, что в нем, пока не открою. |
Ученики по очереди объясняют значение фразеологизмов, приводят примеры.
4. Рефлексия (5 минут)
- Ребята, что вы поняли о фразеологизмах? Почему важно их правильно использовать?
Предполагаемый ответ: «Фразеологизмы — это такие выражения, которые нужно понимать в контексте. Их нельзя переводить буквально.»
- Правильно! Они делают нашу речь ярче и выразительнее, но нужно помнить, что для понимания нужно учитывать контекст.
5. Подведение итогов урока
- Сегодня на уроке мы изучили, что такое фразеологизмы, научились понимать их значение не по отдельным словам, а через контекст. Давайте закрепим это знание: дома придумайте несколько предложений с фразеологизмами, которые вы сегодня узнали.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна
→ sh12k2 04.01.2025 0 85 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы