Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы"; 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. Email: School2Gagarin@yandex.ru 







Конспект урока русского языка

«Учимся понимать фразеологизмы»

4 класс









Автор:

учитель начальных классов

Томашевич Елена Николаевна





Тип урока: урок формирования учебной деятельности с использованием технологии Эльконина-Давыдова.
Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием фразеологизмов.

  2. Научить правильно интерпретировать фразеологизмы в контексте.

  3. Развивать умение осознавать структуру и значение фразеологизмов.

  4. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Ожидаемые результаты:

  1. Ученики усвоят понятие фразеологизмов.

  2. Научатся интерпретировать фразеологизмы в контексте и правильно их использовать.

  3. Разовьют навыки работы в группе, понимания структуры языка через устные и письменные упражнения.


Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем изучать одну интересную тему: фразеологизмы. Это такие выражения, которые не всегда можно понять, если смотреть на слова по отдельности. Мы с вами научимся их понимать и использовать. Готовы?


2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое устойчивое выражение? Кто из вас может привести пример?

Предполагаемый ответ: «Это такие выражения, которые употребляются в речи как целое, и их значение не всегда понятно из значений отдельных слов.»

Учитель записывает на доске фразеологизм «пальцы веером»:

- Как вы думаете, что это означает?

- На самом деле, «пальцы веером» — это выражение, которое описывает человека, который расставил пальцы в виде веера, и используется, когда нужно показать, что что-то сделано ярко, эффектно, хорошо. Но в буквальном смысле оно не означает этого.


3. Основная часть

3.1. Этап 1: Введение в фразеологизмы через проблему

- Ребята, посмотрите на доску. На ней записаны несколько фразеологизмов, а вы попробуйте догадаться, что они означают. Мы будем работать в группах.

Примеры фразеологизмов для групповой работы:

Как рыба в воде

Зарубить на носу

Не в своей тарелке

Кот в мешке


- Ваше задание: обсудите в группе, что эти фразеологизмы могут означать и придумайте пример, в каком контексте их можно использовать.

Учитель делит детей на 4 группы и раздает карточки с фразеологизмами. Каждая группа записывает предположительное значение фразеологизма и пример его использования.

Предполагаемый ответ:

«Как рыба в воде» — чувствовать себя комфортно, уверенно. Пример: «На уроках музыки она чувствует себя, как рыба в воде.»

«Не в своей тарелке» — чувствовать себя некомфортно. Пример: «Он не в своей тарелке на новом месте.»

«Зарубить на носу» — запомнить что-то важное. Пример: «Заруби на носу: завтра контрольная!»

«Кот в мешке» — что-то неизвестное, что не предсказуемо. Пример: «Купил он телефон, а оказался кот в мешке — все функции не работают.»


3.2. Этап 2: Осознание структуры фразеологизма

- Теперь, когда мы разобрались с примерными значениями, давайте подумаем, как эти фразы складываются и почему их нельзя понять буквально.

- Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, в котором значение выражается не через слова по отдельности, а через общую картину.

- В фразеологизме «пальцы веером» мы не можем буквально понимать каждое слово. Нужно понимать, что это выражение отражает идею, которая появилась в языке на основе наблюдений за чем-то ярким, эффектным.


3.3. Этап 3: Закрепление через практическую работу

- Давайте теперь потренируемся. Я дам вам тексты, в которых есть фразеологизмы. Найдите их и объясните, что они означают.

Он был как рыба в воде, когда начал работать в новой команде. Это было его место, и он сразу почувствовал себя уверенно.

Заруби на носу: на следующей неделе важная встреча!

Ты что, не в своей тарелке? Почему ты так молчишь?

Этот товар — как кот в мешке. Я не знаю, что в нем, пока не открою.


Ученики по очереди объясняют значение фразеологизмов, приводят примеры.


4. Рефлексия (5 минут)

- Ребята, что вы поняли о фразеологизмах? Почему важно их правильно использовать?

Предполагаемый ответ: «Фразеологизмы — это такие выражения, которые нужно понимать в контексте. Их нельзя переводить буквально.»

- Правильно! Они делают нашу речь ярче и выразительнее, но нужно помнить, что для понимания нужно учитывать контекст.


5. Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке мы изучили, что такое фразеологизмы, научились понимать их значение не по отдельным словам, а через контекст. Давайте закрепим это знание: дома придумайте несколько предложений с фразеологизмами, которые вы сегодня узнали.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна  sh12k2
04.01.2025 0 85 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК