Конспект урока окружающего мира "Правление Петра I"; 4 класс


Тема урока: «Пётр Великий»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление, воображение.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.


Формируемые УУД:

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Коммуникативные: - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные: - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть.

Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

II. Актуализация опорных знаний.

Работ в паре. У вас на партах лежат карточки с заданием. В левом столбике написаны имена князей и царей, а в правом столбике то, как их называли в народе. Работая в паре, вам нужно соединить имя и название в народе. Одно имя должно остаться лишним

Карточка

Имя

Название в народе

Иван IV

Мудрый

Ярослав

Вещий

Олег

Грозный

Владимир

Красное Солнышко

Дмитрий

Калита

Александр

Донской

Иван

Невский

Петр I

Долгорукий

Юрий


-Чье имя осталось лишним?

На доске вывешивается портрет Петра 1.

- Сколько лет прожил Пётр 1? (52 года)

Сегодня мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира.

-На сегодняшнем уроке нам предстоит освятить следующие момент жизни и правления Петра 1

  • Детство Петра 1.

  • Что нового внёс Петр I в жизнь страны?

  • Реформы Петра 1.

  • Город на Неве.

Работа в группах. Каждая группа даёт ответ на вопрос.

  • 1. Детство Петра 1.

Будущий первый российский император родился 30 мая (по старому стилю) 1672 года. У трехлетнего Петра была маленькая крашенная под золото карета, в которую его усаживали во время торжественных выездов. В карету впрягались крошечные лошади, сопровождали ее пешие и конные карлики. На этой карете царевич вместе с отцом ездил на соколиную охоту. Отец умер, когда Петру было всего 4 года. Но он успел сделать для любимого сына все, что мог. И даже начал его образование, хотя царевичей обучали обычно с пяти лет. Отец приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. И военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Но Петр не отличался усидчивостью и предпочитал наукам военные игры: сабелек, пушечек и солдатиков у него было вдоволь. Но одних игрушек ему было мало. В Преображенском для царевича построили земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости. А иностранцы привозили ему диковины из Европы. Например, астролябию и глобус. В 10 лет Петра 1 провозгласили царём.

Астроля́бия — один из старейших астрономических инструментов, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел.

Позже Петр уже сам начинает ездить в расположенную рядом Немецкую слободу и обучаться у иностранцев наукам, мореплаванию, военному делу. Он строит суда, крепости и даже маленький городок для своих военных игр и забав. Уже в 11 лет Петр со своими «потешными» войсками занимался настоящей стрельбой из орудий.

  • 2. Что нового внёс Петр I в жизнь страны?

Рубеж 17–18 веков принято считать началом нового этапа в русской истории и называть эпохой Петра. Его реформаторская деятельность распростра­нялась на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями царь определял движение страны; он был безусловным инициатором всего самого существенного и заметного, что произошло тогда.

Реформы коснулись всех сфер общественной жизни, однако к основным из них следует отнести социально-экономическую, военную, административную (органов власти и управления, сословного устройства русского общества), церковную, а также реформы в области культуры и быта.

Были созданы новые структуры власти: Сенат (высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи);

Петр I создал регулярную русскую армию и русский военно-морской флот, он был инициатором и основоположником нового типа военной школы.

Основой устройства вооруженных сил стали введенные Петром рекрутская повинность (1705 год) и обязательная воинская служба дворян, получивших офицерский чин по окончании военной школы или службы рядовыми и сержантами гвардии. В 1701 году был образован Монастырский приказ — светское учреждение для управления делами церкви. В 1681 году весовая норма копейки была снижена, в результате чего счетный рубль стал по весу соответствовать западноевропейскому талеру. В 1701 году началась чеканка в небольшом количестве золотых монет, использовавшихся при расчетах с крупными поставщиками, для заграничных платежей и нужд двора.

  • Реформы Петра 1.

в 1700 году в стране был введен новый календарь — 7208 год (от «Сотворения мира») становится 1700-м (от «Рождества Христова»), а празднование нового календарного года переносится с 1 сентября на 1 января. По велению Петра изданы указы о бритье бород и обязательном ношении западноевропейского платья. Для всех служилых людей брадобритие было обязательным. 2 января 1703 года в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» — по сути, ставший первенцем русской периодической печати. Этот номер газеты (полное название «Ведомости о воинских и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах») редактировал лично Петр I. Петр всемерно расширял систему образования и просвещения в стране. Император создал Математическую и Навигационную школу, преобразованную затем в Морскую академию, а также Инженерную и Артиллерийскую школы. Много молодых дворян было отправлено в Европу для изучения различных специальностей. Для образования дворянских недорослей из других сословий (за исключением детей крепостных крестьян) в провинциальных городках устраиваются цифирные школы. Открывались ремесленные и другие школы, для потребностей которых печатались учебные и наглядные пособия. Значительно возрастает число типографий и количество напечатанных в них книг. Важнейшим мероприятием в области просвещения стала замена с 1711 года церковнославянского шрифта гражданским. Открывается Академии наук.  При Петре I возникло большое количество мануфактур и горных предприятий, было положено начало освоению новых железорудных месторождений. Строились предприятия оборонной промышленности — Тульский оружейный завод, появились Архангельское, Воронежское, Санкт-Петербургское, Казанское и другие адмиралтейства, а также арсеналы в Москве, Санкт-Петербурге. Увеличились масштабы выработки химической промышленности. Император выписывал рецепты изготовления фейерверков из зарубежных стран; интересовался методами отделки дерева при помощи окраски, полировки. Построен первый химический завод. На заводе вырабатывали купорос, краску мумию, водку крепкую, скипидар, канифоль. Ему принадлежит идея организации самостоятельной химической лаборатории, построенной в 1720 году. При Петре впервые замостили брусчаткой российские города. Поскольку для строительства Северной столицы камня не хватало, царь возложил на жителей города «каменный налог» — каждый домовладелец должен был доставить в город несколько сотен камней. Царь повелел домовладельцам замостить тротуары возле своих жилищ. Император стремился поднять уровень сельского хозяйства. Научил крестьян сажать картофель; внедрил вместо традиционного серпа литовскую косу с длинным, удобным косовищем; заботился о разведении в стране новых пород крупного рогатого скота, мериносовых овец из Нидерландов, Испании, Силезии; лично выбирал семена для посева; вводил новые сельхозкультуры; стремился поощрять разведение хлопчатника и сорочинского пшена. Была создана система медико-санитарного обеспечения армии. Значительно увеличилось число врачей, лечебных и аптечных учреждений. При Петре в России было открыто много аптек, стала зарождаться фармацевтическая промышленность.

  • 4. Город на Неве

6 (27) мая 1703 г., в день Святой Троицы, в устье реки Невы на Заячьем острове Петром I была заложена крепость. Именно этот день считается днём основания Санкт-Петербурга, который более 200 лет являлся столицей Российской империи. План будущей крепости начертил сам Пётр. Санкт-Петербург – красивый, исторически значимый город, культурная столица страны. Его летопись начинается с 1703, когда Петр I основал город на берегу реки Невы.

Территорией строительства города выбрали северо-запад страны, устье реки Невы, побережье Финского залива. Изначально местность оказалась болотистой, топкой. Благодаря усилиям тысяч рабочих, крепость на островах превратилась в красивый город. Первые десять лет строительства возводились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы, воинские части, находившиеся на Городском острове. Благодаря географическому положению, Петербург был легко защищен от врагов, поэтому послужил важным центром торговли. Новому городу Петр I придавал стратегическое значение обеспечения водного пути Россия-Западная Европа. В августе 1914 года город переименовали в Петроград. Изменился смысл названия: теперь он назывался не в честь святого, а в честь основателя. Позднее, в 1924, Петроград переименовали в Ленинград. Важной эпохой жизни Ленинграда является период блокады во время Великой Отечественной войны, именно тогда проявились героизм, стойкость русского народа.

В 1991 вернулось историческое имя Санкт-Петербург, однако многие учебные заведения, парки, различные организации продолжают называться ленинградскими. Сегодня Санкт-Петербург остается площадкой для развития искусства, науки, культуры. Здесь расположено множество музеев, театров, университетов, других культурных, научных учреждений, играющих значительную роль в жизни города и страны.

10 главных достопримечательностей в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж - считается сокровищницей мировой живописи, Невский проспект, Русский музей, Кунсткамера, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Летний сад, Мариинский театр,  Казанский собор, Храм Спаса на Крови.

- Мы с вами сегодня много узнали о личности и заслугах Петра 1.

-Посмотрите на экран и скажите, что общего у этих предметов? ( газета, календарь, кофе, какао, столовые приборы, коса). Это всё впервые в России появляется при Петре1.

Сделайте вывод: Почему Петр I получил прозвание «Великий»?

Закрепление.

Тест на экране.

1. В каком году родился Пётр I?

а) в 1703 б) в 1682 в) в 1672

2. Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?

 а) 8 лет              б) 10 лет              в) 14 лет

3. Укажи одно из любимейших увлечений маленького Петра:

а) настольные игры б) книги в) военные игры

4. Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражения?

 а) «смешной»                     б) «потешный»             в) «игрушечный»

5. В чём заслуга Петра I перед Россией?

а) создал русскую армию б) создал русский флот в) создал первые паровозы

6. Пётр ввел новый календарь и приказал встречать новый год:

 а) 1 марта            б) 1 сентября           в) 1 января


7. Как благодаря Петру I изменился внешний вид знатных людей, купцов?

а) Пётр повелел носить бороды и кафтаны б) Пётр запретил носить бороды и русское платье

в) Пётр велел носить мечи и кольчуги

8. В каком году Пётр основал город Санкт – Петербург?

А) в 1701 б) в 1703 в) в 1721

13. Как стала называться Россия при Петре I?

а) княжество б) империя в) царство г) королевство

9. Вклад Петра I в русскую науку и культуру:

а) выпустил первую газету б) основал Кунсткамеру

в) построил новые заводы г) всё вышеназванное

VIII. Подведение итогов урока.

  • На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы).

IX. Рефлексия.

  • Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

  • Что для вас было самым интересным на уроке?

  • О чём захотелось ещё узнать?

  • Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя)

Чёрный ящик. Раздача календарей.



Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Правление Петра I"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Оксана Анатольевна  Публикатор
03.02.2025 0 160 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК