Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"; 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
по теме «Части речи»
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».
Тип урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Планируемые результаты.
Формируемые метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
– преобразовывать информацию из одной в другую;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);
– находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
– сравнивать и группировать буквы в слова;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
– задавать вопросы; контролировать действия партнера.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать свое предположение;
– принимать и сохранять учебную задачу;
– адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
– готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
– планировать свое действие;
– отличать верно выполненное задание от неверного;
– осуществлять самоконтроль;
– совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Личностные УУД:
– принимать и осваивать социальную роль ученика;
– определять общие для всех правила поведения.
Предметные результаты:
- умение распознавать части речи;
- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
-
находить и различать части речи в
предложениях и тексте.
Формы
работы обучающихся:
фронтальная, групповая.
Используемые ресурсы и оборудование: компьютер для учителя, презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, изд. «Астрель» 2018 г, видеоролик, музыкальное оформление.
Задачи урока:
1. Повторить изученный материал (термины, понятия).
2. Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы.
3. Закрепить навык работы над предложением, текстом.
5. Проверить знания учащихся, кластер, таблица с недостающими данными.
План урока:
1) Организационный этап (1 мин).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин).
3) Актуализация знаний (6 мин).
4) Обобщение и систематизация знаний. (12 мин)
5) Применение знаний и умений 10 мин)
6) Творческая работа (7 мин).
7) Итоги урока (2 мин)
8) Рефлексия (2 мин)
Этапы урока |
Содержание урока (работа учителя) |
УДД |
Работа учеников |
||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе. |
|
|
||||||||
2. Постановка цели и задач
2. Постановка цели и задач урока. |
Сегодня тему нашего урока спрятала в стихотворение, послушайте его, посмотрите. И подумайте, какова тема нашего урока? Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем … (части речи). |
Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)
|
Части речи |
||||||||
3. Актуализация знаний
|
Части речи - Эта тема для вас новая? Значит, чем мы будем заниматься? (обобщим знания о частях речи) Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока. В этом вам поможет тема урока. Поставьте учебные задачи. - вспомнить части речи, - находить и различать их в предложениях и тексте. |
|
Нет, мы уже ее изучали.
- Учащиеся формулируют задачи урока.
|
||||||||
4. Работа по теме
|
Давайте вспомним какие части речи вы знаете. Отгадайте загадку и назовите часть речи, о которой говорится в ней. Приведите 1-2 примера. Загадки про части речи Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное). Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...(Глагол). Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Имя прилагательное). Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное). Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте! (Наречие). Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (Местоимение). В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это ? (Предлог). Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. - Это ? (Союз). - Молодцы! Вы справились с заданием. Учебник стр. 68 № 104 2) Тренировочные упражнения. Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи Физминутка Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь? «В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: -помогали словам в предложении принять нужную форму; -связывали слова в предложении и части предложения; -вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны. Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?» Распределите слова на 2 группы: служебные и самостоятельные част речи. - Скажите, на какие группы делятся части речи? - Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? - Назовите, какие относятся к служебным? - Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
- а теперь давайте разберём чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся). - Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда. - Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи. - Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным? - Являются членами предложения самостоятельные? А служебные? - Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных? - Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД)
|
Имя существительное.
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное
Наречие
Местоимение
Предлог
Союз
Проверка задания
Самостоятельные и служебные Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное - Предлог, союз, частица.
Да, нет
Да, нет
Да, нет
|
||||||||
5. Закрепление пройденного |
Работа по учебнику: упр. 111, 114 |
|
|
||||||||
6. Итоги урока
|
Давайте
подведем итог -
Какие учебные задачи ставили? Выполнили
мы их
|
Оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
|
Дети отвечают на вопросы учителя, подводятся итоги урока.
|
||||||||
7.Рефлексия
|
- Какие задания у вас вызвали затруднения? - Наше дерево ждет листочков. А вот какого они будут цвета - зависит от вас. Если на уроке все было понятно и интересно – прикрепите зеленый листочек на дерево. Если вы работали хорошо, но встретили затруднения – желтый Если было трудно и вы ничего не поняли – белый. Оцените самостоятельно результаты своей деятельности. Урок окончен. |
|
Анализ деятельности на уроке |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Уханова Наталия Владиславовна
→ Natalii2k16![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы