Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс
План-конспект урока окружающего мира
4 класс по системе Перспектива, автор А.А. Плешаков.
Тема: «Жизнь древних славян».
Урок открытия нового знания
Основная цель:формирование представления о жизни древних славян.
Оборудование:«Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Карточки с заданиями, текстовое задание, презентация.
Ход урока
|
1 . Организационный момент. Мотивация. |
|
Прозвенел опять звонок, начинается урок. Постарайтесь все понять, что-то новое узнать. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? -От чего это будет зависеть? -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
|
Кому принадлежат эти предметы? Предкам или современникам? -Кто такие предки? Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зовётесь ныне – россияне. Издревле кто вы? (Мы славяне) Слайд (3) |
|
3. Выявление места и причины затрудненияОпределение темы урока. |
|
Тема нашего урока « Жизнь древних славян» -А теперь давайте поставим вопросы нашего урока, на которые мы с вамиответим |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения . Составление алгоритма работы . |
|
Что бы вы хотели узнать из жизни славян? -Как жили древние славяне? -Как выглядели? -Чем занимались? -В каких богов верили? |
|
5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала. |
|
Территория расселения славян. -Как вы думаете, что мы будем делать?(Узнаем где жили древние славяне). Нам в этом поможет карта (слайд). Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла,от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря) - Откройте учебники на странице 35, найдите карту. Рассмотрите карту, условные обозначения.Найдите на карте эти моря и реки. Какие племенные объединения были уславян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне,южные славяне). -Какое из племён занимало большую территорию? ( Восточные славяне поселились на большой лесной равнине) . На этой территории проживало до 12 племенных союзов (их названия зависели от места поселения) -Дреговичи-догадайтесь, если слово «дрягва» означает болот, значит они жили у… болот. -Где жили поляне?-жители полей. -А древляне?-жили среди «древ», жили в лесу. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|
Жизнь древних славян.Сообщения детей. (Задания детям были даны заранее.) А еще они любили веселится: |
|
Физминутка |
|
- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями). - Мы охотники, мы стреляем из лука.- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром. - Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл. - Мы занимаемся земледелием:- рубим деревья,- пашем землю,- сеем просо, пшеницу,- жнём колосья,- молотим зерно,- замешиваем тесто,- печём хлеб. - Какой ароматный получился хлеб! |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
|
« Внешний вид древних славян» (сообщение детей) Занятия славян. (Работа по иллюстрациям в парах)- Посмотрите внимательно на иллюстрации и расскажите друг другу озанятиях славян. Сообщение о Земледелии. |
|
8. Включение в систему знаний и самопроверкой |
|
Верования славян. Работа с учебником ( стр.38, 2-3 абзац) -Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы. 1.В кого верили древние славяне? 2.Кто был одним из главных богов? 3. В каких фантастических существ верили славяне?Слайд 16-18 Узнайте духов.Слайд 19-21 Самостоятельная работа в парах,: Карточка |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. |
|
Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? (Чтобы знать историю своего Отечества) -Что вас заинтересовало сегодня на уроке? - Что бы вы хотели узнать в дальнейшем? - Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем? - Кому было комфортно и интересно на уроке поднимите зелёный смайлик. - Кому было трудно – красный смайлик. |
|
10. Домашнее задание : 1. Приготовить сообщение «Славянские праздники, которые дошли до наших дней». 2. Сделать рисунок А) Жизнь и быт славян ; Б) Основные занятия древних славян |
Приложение к уроку окружающего мира.
Раздаточный материал для подготовки к уроку.
Жизнь и обычаи славян.
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Быт древних славян.
В домах славян пол на метр был углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев-жердей, очищенных между собой деревянными шипами, связаны между собой для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. В своих домах славяне делали несколько выходов, а ценные вещи закапывали в землю
Внешний вид древних славян
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному с ней сговору (умыкали), а потом платили за неё выкуп родителям. - Одежда славян была из шерсти и льна.
Занятия славян: Земледелие
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной - боронили. На сев выходили в безветренный день, босиком. Убирали хлеб серпами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Хлеб был главной пищей славян.
Карточка:
|
земледелие |
дикие пчелы |
дым |
|
дом |
печь |
мёд, воск |
|
сено |
звериные шкуры |
постель |
|
бортничество |
подсечно-огневое |
хлеб |
|
славяне |
восточные |
племена |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Кузнецова Вероника Владимировна
→ verakuz69 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.