Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс



План-конспект урока окружающего мира

4 класс по системе Перспектива, автор А.А. Плешаков.

Тема: «Жизнь древних славян».

Урок открытия нового знания

Основная цель:формирование  представления о жизни древних славян.

Оборудование:«Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Карточки с заданиями, текстовое задание, презентация.

Ход урока

1 . Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел опять звонок, начинается урок. Постарайтесь все понять, что-то новое узнать. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? -От чего это будет зависеть? -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Кому принадлежат эти предметы? Предкам или современникам?

-Кто такие предки?

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне.

Издревле кто вы?

(Мы славяне) Слайд (3)

3. Выявление места и причины затрудненияОпределение темы урока.

Тема нашего урока « Жизнь древних славян»

-А теперь давайте поставим вопросы нашего урока, на которые мы с вамиответим

4. Построение проекта выхода из затруднения . Составление алгоритма работы .

Что бы вы хотели узнать из жизни славян?

-Как жили древние славяне?

-Как выглядели?

-Чем занимались?

-В каких богов верили?

5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала.

Территория расселения славян.

-Как вы думаете, что мы будем делать?(Узнаем где жили древние славяне).

Нам в этом поможет карта (слайд).

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек

Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла,от берегов Чёрного моря до берегов

Балтийского моря)

- Откройте учебники на странице 35, найдите карту. Рассмотрите карту,

условные обозначения.Найдите на карте эти моря и реки. Какие племенные объединения были уславян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне,южные славяне).

-Какое из племён занимало большую территорию?

( Восточные славяне поселились на большой лесной равнине)

. На этой территории проживало до 12 племенных союзов

(их названия зависели от места поселения)

-Дреговичи-догадайтесь, если слово «дрягва» означает болот, значит они

жили у… болот.

-Где жили поляне?-жители полей.

-А древляне?-жили среди «древ», жили в лесу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Жизнь древних славян.Сообщения детей. (Задания детям были даны заранее.) А еще они любили веселится:

Физминутка

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука.- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием:- рубим деревья,- пашем землю,- сеем просо, пшеницу,- жнём колосья,- молотим зерно,- замешиваем тесто,- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

« Внешний вид древних славян» (сообщение детей)

Занятия славян. (Работа по иллюстрациям в парах)- Посмотрите внимательно на иллюстрации и расскажите друг другу озанятиях славян.

Сообщение о Земледелии.

8. Включение в систему знаний и самопроверкой

Верования славян.

Работа с учебником ( стр.38, 2-3 абзац)

-Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы.

1.В кого верили древние славяне?

2.Кто был одним из главных богов?

3. В каких фантастических существ верили славяне?Слайд 16-18

Узнайте духов.Слайд 19-21

Самостоятельная работа в парах,: Карточка

9. Рефлексия учебной деятельности.

Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? (Чтобы знать историю своего Отечества) -Что вас заинтересовало сегодня на уроке? - Что бы вы хотели узнать в дальнейшем? - Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем? - Кому было комфортно и интересно на уроке поднимите зелёный смайлик. - Кому было трудно – красный смайлик.

10. Домашнее задание : 1. Приготовить сообщение

«Славянские праздники, которые дошли до наших дней». 2. Сделать рисунок

А) Жизнь и быт славян ; Б) Основные занятия древних славян



Приложение к уроку окружающего мира.

Раздаточный материал для подготовки к уроку.

Жизнь и обычаи славян.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Быт древних славян.

В домах славян пол на метр был углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев-жердей, очищенных между собой деревянными шипами, связаны между собой для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. В своих домах славяне делали несколько выходов, а ценные вещи закапывали в землю

Внешний вид древних славян

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному с ней сговору (умыкали), а потом платили за неё выкуп родителям. - Одежда славян была из шерсти и льна.



Занятия славян: Земледелие

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной - боронили. На сев выходили в безветренный день, босиком. Убирали хлеб серпами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Хлеб был главной пищей славян.



Карточка:

земледелие

дикие пчелы

дым

дом

печь

мёд, воск

сено

звериные шкуры

постель

бортничество

подсечно-огневое

хлеб

славяне

восточные

племена





Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Вероника Владимировна  verakuz69
11.06.2025 0 221 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК