Конспект фрагмента урока русского языка "Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"
Тема: «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Цель: углубить понятие «однокоренные (родственные) слова», научить находить однокоренные слова, отличать их от слов с таким же корнем, но другим лексическим значение, развивать умение подбирать однокоренные слова.
Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП:
Предметные результаты:
Знать:
понятие "однокоренные (родственные) слова";
признаки однокоренных слов (общий корень, сходство по смыслу).
Уметь:
находить однокоренные слова в тексте;
подбирать однокоренные слова к заданному слову;
выделять корень в однокоренных словах;
объяснять, почему слова являются однокоренными.
Применять:
полученные знания для анализа слов, определения их родства.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
умение находить и выделять необходимую информацию;
умение проводить сравнение, классификацию слов по признаку родства;
умение делать выводы на основе наблюдений.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение строить свои высказывания, аргументировать свою точку зрения;
умение работать в паре и группе.
Личностные результаты:
формирование положительного отношения к изучению русского языка;
развитие интереса к языковому анализу;
воспитание аккуратности и внимательности при работе со словами.
Фрагмент урока (примерно 20-25 минут)
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
Применение новых знаний на основе изученного. Цель: применение нового знания в типовых заданиях
Включение в систему знаний и повторение.
Практическая работа
Самостоятельная работа
|
Работа с учебником Правило с.61 -Запишите определение в справочник Упражнение 108 Дополнительное задание: дописать однокоренные слова, выделить корень Самопроверка по эталону
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения В. Базарного: снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата) В классе развешаны карточки со словами: соль, сахар, сахарница, солить, песок, песочный, берёза, березняк - Сейчас мы проведём игру «Найди родственника» - Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.
- Что лишнее? Почему? Работа с текстом Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. В России ее ласково называют берёзонькой. Когда она надевает свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву. Светом и теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят.(4) Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы. В.сной пылят её с.рёжки. А ос.нью разл.таются с.мена с прозрачными крылышками. В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие д.ревья за ней не посп.вают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин. - Прочитайте текст про себя - Прочитаем вслух. Озаглавим - Определим тему. О чем пишет автор? - Главная мысль?
- Найдите в тексте ответ на вопрос: чем одаривает людей берёзка -Поясните, опираясь на текст - Почему в березняке нет ёлок и осин? Задание 1вариант Спишите выделенные предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы 2 вариант Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень. (Взаимопроверка по эталону (сл.5) -Заполните листы самоконтроля - Попробуйте себя в роли писателя . - Дополните предложенный вам синквейн про русскую красавицу - берёзку Берёза. Тонкая, ______________. Грустит, __________, ____________. Она созвучна ____________ __________. Берёзонька. - Проверим, что у вас получилось. - Какие однокоренные слова были использованы? - Оцените себя - Сделаем вывод: Однокоренные слова – это слова….. |
Записывают определение. Выполняют упражнение.
Выполняют указание учителя, находят однокоренные слова, объясняют
Все остальные слова обозначают вещества, а берёза - дерево
Читают. «Берёзка» «Русская берёзка» -Береза -Берёза очень созвучна русской природе и русской душе -Светом и теплом
Списывают, вставляя пропущенные буквы
Выписывают однокоренные слова, выделяют корень
Заполняют Сочиняют синквейн Берёза. Тонкая, белоствольная. Грустит, шумит, качается. Она созвучна русской душе. Берёзонька.
Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением
|
Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Линькова Ольга Евгеньевна
→ olink |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.