Технологическая карта урока литературного чтения "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; 2 класс




Технологическая карта урока


ФИО: учителя Белокопытова Л.В.

Класс: 2

УМК: Школа России

Предмет: литературное чтение

Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом



Оборудование: иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева, учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).


*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • 1. Развитие мышления, памяти, внимания;

  • 2. Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;

  • 3. Развитие умения анализировать текст;

  • Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;


1. Развитие умения работать с информацией

2. Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации

3. Формирование способности подбора доказательств к информации

4. Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации

5. Способность формулировать тему и цели урока

6. Формирование строить речевое высказывание

1. Ориентироваться в своей системе знаний;

2. осуществлять анализ объектов;

3. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

4.преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

  • 1. Формирование умения слушать собеседника

2. Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;

3. Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4. Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.


1. Воспитание ценностного отношения к учебной

деятельности;

2. Воспитания чувства гордости за родной язык;

3. Ориентация на понимания условий успешности

учебной деятельности;

4. Воспитание чуткого и бережного отношения

к художественному слову.






Ход урока


Название

этапа урока


Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Орг.момент

  • Проверить готовность к восприятию нового знания

Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

  • Организует создание рабочей атмосферы

  • Входят в рабочее состояние


Мотивационный

  • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;

  • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;

  • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)

  • Поставить цель урока.

Наглядный метод:

- Рассмотрите выставку иллюстраций

- Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)

Словесный метод:

- Что общего в этих изображениях? (одно время года)

- Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)

- Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.

- Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?

- Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать.

  • Организует анализ визуальной информации;

  • Организует выделение главного в информации;

  • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.

  • Воспринимают визуальную информацию;

  • Анализируют и выделяют главное;

  • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Личностные:

мотивация, осознание смысла(смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные:

Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.


Актуализация и фиксирование индивидуаль-

ного затруднения нения в пробном действии

  • Актуализировать знания;

  • Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);

  • Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;

  • Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.

Словесный метод:

- Вспомните стихи о весне, которые мы читали.

- Назовите авторов.

- Прочитайте стихи, которые мы учили.

- По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?

- Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.


- Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?

  • Организует подачу разноуровневого материала;

  • Организует обсуждение информации;

  • Организует выполнение пробного действия;


  • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;

  • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.

  • Демонстрирует уровень знаний;

  • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;

  • Обсуждают качества пробного действия;



  • Дают оценку учебной деятельности.

Личностные:

Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.

Регулятивные:

контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

Выявление места и причин затруднения

  • Сформулировать затруднение;

  • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;

  • Организовать плавное вхождение в тему урока;

  • Организовать дальнейшие учебные действия.

- Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

Словесный метод:

- Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева(портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.

  • Организует фиксацию места затруднения;

  • Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;

  • Организует уточнение темы урока;

  • Ставит проблемный вопрос.

  • Определяют место затруднения;

  • Проговаривают причину затруднения;

  • Формулируют более полное и точное определение темы урока;

  • Отвечают на проблемный вопрос;

  • Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.

Личностные:

актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.

Регулятивные:

целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Познавательные:

самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.


Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания

  • Сформулировать пути достижения цели урока;

  • Выстроить цепь совместных учебных действий;

  • Определить возможные пути выхода из затруднения.

Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).

- Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?

- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?

  • Организует выход из затруднения;

  • Определяет логическую цепь учебных действий;

  • Выдвигает эталон прочтения;

  • Создает эмоциональное восприятие текста.

  • Формирует для себя эталон прочтения;

  • Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;

  • Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;

  • Высказывает свой взгляд на проблему.

Личностные:

эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.



Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

Коммуникативные:

активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.


Реализация проекта

  • Организовать осуществление проекта согласно плану;

  • Ввести новое знание во внешнюю речь;

  • Устранить затруднение;

  • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.

Работа с текстом (выборочное чтение):

- Прочитайте первые два четверостишия.

- Почему злится Зима? Докажи это.

- Прочитаем дальше.

- Что делает Зима?

- Что делает Весна?

- Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?

- Как автор называет Зиму?

- Какая Весна?


- Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.

  • Организует анализ информации;

  • Организует поиск существенных признаков объекта;

  • Подводит к осознанию главного в информации;

  • Организует выдвижение и доказательство гипотез.

  • Осуществляет анализ текста;

  • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;

  • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;

  • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

Личностные:

Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.


Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

Познавательные:

поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.


Первичное закрепление

  • Организовать усвоение учащимися нового знания;

  • Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;

  • Создать алгоритм учебных действий.

Работа с текстом:

- Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?

- Какие строки надо читать без остановки в конце строки?

(аналогично разбираем другие четверостишия)

  • Организует постановку проблемы;

  • Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;

  • Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;

  • Подводит к глубокому пониманию текста.

  • Осуществляет поиск путей решения проблемы;

  • Определяет главное в информации;

  • Совершенствует технику выразительного чтения.

Личностные:

смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.



Самостоятельная работа

  • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;

  • Задать алгоритм самостоятельной работы;

  • Организовать проверку и самопроверку.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

- Прочитайте друг другу.

- Понравилось ли чтение? Чем?

  • Организует самостоятельную работу учащихся;

  • Задает алгоритм учебных действий;

  • Ставит проблемный вопрос;

  • Подводит к применению нового знания во внешней речи;

  • Организует проверку и самопроверку.

  • Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;

  • Работает над аспектами выразительности чтения;

  • Решает проблемную ситуацию;

  • Осуществляет проверку и самопроверку.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.


Закрепление нового знания

  • Организовать условия достижения результата;

  • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;

  • Повысить степень усвоения нового знания;

  • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

- Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

  • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;

  • Проводит анализ информации;

  • Подводит к выдвижению аргументов;

  • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.

  • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;

  • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;

  • Проводит сравнительный анализ информации;

  • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

Личностные:

смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,

Коммуникативные:

активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.


Рефлексия учебной деятельности

  • Зафиксировать результата учебной деятельности;

  • Оценить степень успешности овладения новым знанием;

  • Организовать проведение самооценки учащимися.

- Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.

- О чем это стихотворение?

- Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?

- Какие другие стихи этого автора мы читали?

- Какие стихи о природе вы помните и любите?

- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

  • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;

  • Встраивает новое знание в систему знаний;

  • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.

  • Показывает уровень усвоения нового знания;

  • Дает самооценку своей деятельности;

  • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.




Полный текст материала Технологическая карта урока литературного чтения "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белокопытова Людмила Владимировна  Публикатор
08.11.2025 0 66 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК