Презентация к уроку информатики "Моделирование и формализация"; 8 - 11 классы
Слайд 2
МОДЕЛЬ (ФР. MODELE, ИТ.
MODELLO, ЛАТ. MODULUS —
МЕРА, ОБРАЗЕЦ)
o
воспроизведение предмета в
уменьшенном или увеличенном виде
(макет);
o схема, изображение или описание
какого-либо явления или процесса в
природе и обществе;
o физический или информационный
аналог объекта, функционирование
которого по определённым параметрам
подобно функционированию реального
объекта.
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 3
МОДЕЛЬ – упрощенное
представление
о реальном объекте, процессе или
явлении
МОДЕЛИРОВАНИЕ – построение
моделей для исследования и
изучения объектов, процессов ,
явлений
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 4
ПРИЗНАКИ
КЛАССИФИКАЦИИ
МОДЕЛЕЙ
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
20042024
Слайд 5
ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
МОДЕЛИ
Материальные
вербальные
Информационные
структурные
математические
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 6
С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
МОДЕЛИ
Статические
Динамические
Одномоментный срез
информации по
объекту
Изменения
объекта во времени
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 7
ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОБЪЕКТА
МОДЕЛИРОВАНИЯ
МОДЕЛИ
модель
внешнего вида
модель
структуры
модель
поведения
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 8
ПО ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
МОДЕЛИ
биологические
социологические
исторические
…
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 9
ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МОДЕЛИ
Учебные
Опытные
Научнотехническ
ие
Игровые
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 10
I этап. Постановка задачи
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
АНАЛИЗ ОБЪЕКТА
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КОМПЬЮТЕРНАЯ
III этап. Компьютерный
эксперимент
Выполнение программы
Использование приложения
IV этап. Анализ
результатов
да
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24
Санкт-Петербурга
Цель достигнута?
нет
20042024
Слайд 11
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
В МОДЕЛИРОВАНИИ
Объект – это целая совокупность
более мелких составляющих, находящихся
в некоторой связи
Равноправная
связь
Взаимное
подчинени
е
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
20042024
Слайд 12
СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
20042024
Слайд 13
СТРУКТУРА
это порядок объединения
элементов системы в
единое целое
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 14
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ
– представление информационной
знаковой модели в виде
структуры
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 15
СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ
графические
табличные
карта
«объектсвойство»
графы
иерархические
«объектчертёж
сетевые
объект»
график
двойная
семантические
матрица
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 16
ГРАФИЧЕСКИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МОДЕЛИ
o карта описывает (графически)
местность, которая для нее
является объектом
моделирования
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 17
ГРАФИЧЕСКИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
o чертежи, схемы, графики
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 18
СХЕМЫ
Действия
с информацией
Обмен
Передача
Хранение
Прием
ОЗУ
Обработка
ВЗУ
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 19
ГРАФЫ
Граф – графический объект, состоящий
из вершин (объекты), соединенных
линиями (ребрами) графа
ориентированные
неориентированные
иерархические
сетевые
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 20
ГРАФ СЕМАНТИЧЕСКИЙ
Ухоженные дети являются
признаком цивилизованного
и благополучного общества
дети
являются
какие? что делают?
чем?
признаком
чего?
ухоженные
общества
какого?
благополучного
какого?
цивилизованного
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 21
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ГРАФ
o Абстрактный семантический граф – это
структура данных, используемая для
представления или извлечения
семантики выражения на формальном
языке (например, на языке
программирования)
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 22
ВЗВЕШЕННЫЙ ГРАФ
Взвешенный граф – это граф, в
котором вершины или рёбра
характеризуются некоторой
дополнительной информацией –
весами вершин или рёбер.
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
2004-
Слайд 23
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Дерево – это граф с взаимоподчиненными
объектами.
В дереве нет циклов, то есть в нём нельзя из
некоторой вершины пройти по различным
рёбрам и вернуться в ту же вершину.
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
2004-
Слайд 24
ГРАФЫ ОГЭ (ЕГЭ)
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 СанктПетербурга
20042024
Слайд 25
ТАБЛИЧНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МОДЕЛИ
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
20042024
Слайд 26
ТАБЛИЧНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МОДЕЛИ
Самой распространенной
формой информационной
модели является
прямоугольная таблица,
состоящая из строк и
столбцов.
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 27
Типы таблиц
Простые
ОбъектСвойство
ОбъектОбъект (один)
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
Сложные
Объект-Объект
(несколько)
20042024
Слайд 28
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
описание соотношений между
количественным
характеристиками объекта
моделирования на языке
математики
at
2 x
x x0 v x t 2 ,
здесь x - текущая координата, x0- начальная координата,
vx- проекция начальной скорости на ось X , ax - проекция ускорения на ось X, t - время
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
2004-
Слайд 29
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
o это результат перехода от
реальных свойств объекта
моделирования к их
формальному обозначению в
определенной знаковой форме
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-
2004-
Слайд 30
ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ, А КАКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ.
ВЫПИШИТЕ СНАЧАЛА НОМЕРА МАТЕРИАЛЬНЫХ
МОДЕЛЕЙ, А ЗАТЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ.
Макет декорационного оформления театральной
постановки;
2. Глобус;
3. Географический атлас;
4. Модель (макет) строения молекулы воды;
5. Уравнение химической реакции, например, СO2 +
2NaOH = Na2CO3 + H2O
6. Генеалогическое (родословное) дерево семьи
Пушкиных;
7. Макет скелета человека;
8. Формула определения площади квадрата со
стороной h: S = h2;
9. Расписание движения поездов;
10. Игрушечная модель паровоза;
11. Схема метрополитена;
12. График зависимости высоты тела,
брошенного под
углом к горизонту, от времени полёта:
1.
1©3Р.Я.З.аОгигбаллоавав, улчиетенльиинефокрмнатиикгииги.мназии №24
2004-
Слайд 31
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вы хотите скопировать файл (например,
отсканированную фотографию) на flash-накопитель.
Сначала необходимо убедиться, что свободного объема
достаточно. Постройте модель решения задачи в виде
описания последовательности действий (алгоритма),
которые необходимо выполнить, чтобы узнать,
достаточно ли места на диске для записи вашего файла.
Определите для данного задания:
oв чём заключается задача;
oкто является субъектом моделирования;
oчто является объектом моделирования;
oкакова цель моделирования;
oчто будет являться моделью для данной
задачи;
oна какие подзадачи разбивается
решение задачи.
© Р.Я.Загибалова, учитель информатики гимназии №24 Санкт-Петербурга
2004-
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Загибалова Римма Ямиловна
→ zagrimma |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК