Разработка урока русского языка на тему: "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов"
Тип урока: урок закрепления знаний (Программа развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В. В. Давыдова)
Цель: закреплять умение учащихся выполнять проверку орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов.
Задачи:
- закреплять умение находить слабую позицию в корне слова;
- формировать умение подбирать однокоренные слова;
- развивать умение находить однокоренные слова и слова-изменения для проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: учащиеся получат возможность проявлять познавательную инициативу через систему упражнений, ориентирующих второклассников на оказание помощи персонажам учебника в исправлении ошибок, одноклассникам в групповой, парной и фронтальной работе.
Познавательные УУД: умение проверять орфограммы слабых позиций в корне слова с помощью родственных слов.
Коммуникативные УУД: устанавливать коммуникацию, соблюдая правила речевой культуры; выстраивать диалог и монолог, подирая точные языковые средства с учётом учебной конкретной речевой задачи.
Регулятивные УУД: способность определять учебную задачу, цели урока; оценивать результат работы, вносить исправления; объективно оценивать свои достижения, находить пути преодоления трудностей.
Используемые технологии:
- ИКТ-технология.
- Технология развивающего обучения.
- Технология сотрудничества (групповая, в паре).
- Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
- Ноутбук, интерактивная доска, презентация в PowerPoint
- Листы с заданиями
- Схемы «Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова», «Одинаковые корни», «Корни-синонимы», «Корни-омонимы», «Разные корни», « Доска помощников»
- Листы самооценки.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на успешный урок:
Вначале урока все дети и учитель становятся в круг, взявшись за руки. Учитель обращается к детям стихами Михалкова С.:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг. (С. Михалков)
- Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь друг другу.
Вы хороший, дружный класс.
Урок получится у нас!
II. Актуализация знаний учащихся.
У. -Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей: ваши родители, а также к нам пришли на урок наши друзья: Маша, Алёша и девочка… вы её узнали? Да, это Теффи. В первом классе она училась вместе с вами читать и писать буквы и слова. Во втором классе Теффи также как и вы учится проверять орфограммы слабых позиций в корне. Но у неё возникли трудности. Алёше и Маше интересно узнать, научились ли вы проверять орфограммы слабых позиций в корнях слов и сможете ли вы помочь Теффи разобраться в этой теме. Как можно проверить орфограмму слабой позиции гласного звука в корне слова? Какая таблица поможет ответить на этот вопрос?
Д. Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.
Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменения слов, в которых этот гласный звук будет под ударением.
Ученик у «доски помощников» проговаривает алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.
Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова
|
- Целеполагание.
Задание 1. Проверка умения учащихся осознать причину ошибки.
У. Теффи писала письмо. Она оставила пропуск на месте орфограммы в слове п_лянка. Вы согласны с девочкой? Как вы думаете, что забыла Теффи?
Д. Теффи забыла, как проверять слабые позиции в корне слов.
У. Ребята, какая, по вашему мнению, схема на «доске помощников» подскажет девочке способ проверки этой орфограммы?
Опора на схему, транслирование учащимися приобретенного способа проверки орфограмм слабых позиций. Дети определяют нужную схему, доказывая точку зрения:
Д. Слабая позиция гласной буквы находится в корне слова. Её можно проверить, поставив в сильную позицию – подобрав проверочное однокоренное слово – поле.
Фронтальная работа:
- Проверьте пропущенные орфограммы, вставьте буквы на месте пропусков и обоснуйте выбор:
Цв_точный , ч_сы, прил_тел, в_ренье, м_рской
- Запишите в тетради проверяемые и проверочные слова, выделив корень и подчеркнув орфограммы сильных и слабых позиций.
В тетрадях дети записывают:
Цв_точный – цвет – цветочный
ч_сы – час – часы и т.д.
- Постановка проблемной учебной задачи
Задание 2. Определение границ применения способа проверки орфограмм слабых позиций.
У. Теффи написала в письме слово перо с буквой и (пиро). На вопрос, каким словом она проверяла орфограмму, девочка ответила: «Словом перинка. И в сильной позиции, поэтому пишем гласную и».
Контроль и оценка ответа героя урока.
У. - Почему Теффи допустила ошибку?
Д. Слабая позиция находится в корне пер-, а проверку она выполняет по сильной позиции в суффиксе –инк-. Наверное, Теффи не умеет правильно находить корень слова.
Д. Слабую позицию в корне слова нужно проверять по сильной позиции в этом же корне.
Задание 3. Выяснение способности учащихся различать формальную проверку орфограмм слабых позиций от истинной.
- Верно ли выполнена проверка?
стекло – ... – стекло
з_лотая – ... – залотая
в_зать – ... – везать
л_цо – ... – лицо
Работа в парах.
Подбор проверочных слов: стёкла, золото, вяжет, лица.
Анализ полученных результатов парной работы.
- Закрепление умений, применение полученных знаний.
Задание 4.
У. Теффи, выполнила такую проверку: в_зать– вёз– везать. А вы согласны с Теффи?
Д. Она подобрала неродственное слово, а слово с корнем-омонимом.
VI. Физминутка
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (садятся, встают, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, тянутся)
По тропинке два туриста (идут на месте)
Шли домой из далека
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" (поднимают плечи)
У. - Теффи, выполняя подобное задание, сделала такую проверку:
М_риться – мерка - мериться
– Верно ли девочка подобрала проверочное слово?
Д. Нет, значения этих слов разные, хотя по звучанию корни похожи. Мириться – значит, снова дружить, а мерка нужна, чтобы измерять величины. Она подобрала слово с корнем-омонимом.
У. Какие корни называют корнями-омонимами?
Д. Это такие корни, которые похожи по произношению, но отличаются по смыслу.
У. Ребята, какая схема на «доске помощников» говорит о корнях-омонимах?
У. Алёша и Маша приготовили для вас задание.
У. Выберите из слов, записанных в скобках, проверочное. Обведите его. Впишите буквы Орфограммы подчеркните.
Работа в группах.
I и IV группы:
Р_левой – ролики, ралли, роль
Тр_сёт – треск, тряска
К_чать – кочка, качка, качели
П_лить - пилка, пели
II и III группы:
Пл_тить – платок, плот, плата
М_довый – медный, мёд, помидор
К_сить – касса, каска, косит
Л_чить – личинка, лечит, лекарь
Дети выполняют задание в группах.
– Ребята, докажите, что выбранные вами слова являются проверочными.
Д. Это однокоренные слова, и проверяемая гласная – в сильной позиции:
Ролевой – роль, трясёт – тряска, качать - качка, пилить - пилка, медовый – мёд, косить – косит, лечить - лекарь. Также эти слова похожи по смыслу.
У. Обозначьте корень в данных словах, подчеркните орфограммы.
VII. Закрепление умений, применение полученных знаний.
Задание 5.
У. Наши герои, отвечая на вопрос: «Как найти корень слова?», сказали следующее:
Теффи: Найду середину слова.
Алёша: Подберу близкие по смыслу слова и найду у них одинаковую часть.
Маша: Корень – это первые три буквы слов.
У. Кто из ребят прав? Как вы будете искать корень слова?
Д. Прав Алёша: нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и выделить у них общую часть.
У. Сколько родственных слов необходимо подобрать, чтобы верно выделить корень?
Д. Больше трёх слов.
У. Найдите проверочные слова-родственников для слов: река, летать, говорить, земля. Работать будем в группах.
I группа: р_ка – речка, речной, заречье;
II группа: л_тать – полёт, лётчик, лётный, перелететь;
III группа: г_ворить – говор, заговор, разговорный;
IV группа: з_мля – землица, земляника, землистый.
У. – Во всех ли группах удалось подобрать проверочное однокоренное слово?
Д. – Нет, в четвёртой группе для проверки подобрали изменение по числу слова земли.
VIII. Промежуточная рефлексия.
Задание 6. -С помощью однокоренных слов проверьте безударную гласную только в тех словах, в которых это можно сделать: _гурец, м_лодой, ры_ка, п_дберёзовик , уч_ник, л_теть.
Групповая работа. Анализ результатов совместной деятельности.
Д. Из этих слов проверить орфограммы слабых позиций по сильной можно в словах: молодой - молод, лететь - лёт, рыбка – рыба.
У. А в остальных словах?
Д. Огурец – словарное слово;
подберёзовик – слабая позиция не в корне, а в приставке;
ученик – безударная гласная в суффиксе.
IX. Закрепление умений, применение полученных знаний
Самостоятельная работа.
У. - Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, проверяя пропущенные орфограммы.
Солнце уже высоко ст…яло на чистом небе. П…ля ещё блестели р…сой. В лесу вес…ло расп…вали ранние птички. Между д…ревьями п...стрели цв…ты. Б…жали в разные стор…ны дорожки. Утренний в…терок веял мягкой прохладой.
X. Физминутка для глаз. Упражнение ВОСЬМЁРКА
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена. Ты молодец!
Взаимопроверка в парах.
XI. Закрепление полученных знаний.
Задания-«ловушки».
У. Ребята, сейчас вы будете работать по рядам. К «доске с заданиями» подойдут по одному ученику от ряда и выберут конверт с заданием-ловушкой.
Работа по рядам.
1. В слове «труб_чка» Теффи вставила пропущенную букву а, проверив словом «труба». Правильно ли проверила Теффи слабую позицию гласной?
2. Маша подобрала проверочное слово дерево к слову берёза Можно ли подобрать проверочное слово к безударной гласной в слове берёза?
Верно ли сделала Маша?
3. Сам Самыч проверял безударную гласную в слове мела таким образом: м...ла – мел.
А Алеша возразил ему: здесь проверочное слово – мёл. Ведь слова мела и мел – разные по смыслу, а корни – омонимы. Кто прав и почему?
Проверка выполнения задания:
1 ряд: - Теффи неверно проверила орфограмму слабой позиции, потому что орфограмма находится в суффиксе, а проверка сделана по окончанию.
2 ряд: Маша выполнила проверку неправильно, потому что подобрала не однокоренное слово, а слово-синоним.
3 ряд: Прав Алёша, потому что слово «мел» не родственное.
У. Молодцы, ребята! Все команды отлично справились с заданиями-ловушками.
XII. Подведение итогов урока:
У. - Ребята, назовите цель, которую мы поставили перед собой вначале урока. Задания, которые мы выполнили, помогли нам достичь данной цели урока?
Д. - Цель урока – закрепить умение проверять орфограмму слабой позиции в корне слова с помощью однокоренных слов и изменений.
XIII. Рефлексия. Оцените свою работу на специальных бланках.
Лист самооценки
№ |
Умения |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
1. |
Нахожу в слове слабую позицию |
|
|
2. |
Умею подобрать родственные слова и выделить корень в слове |
|
|
3. |
Могу подобрать изменения слов для проверки орфограмм в корне |
|
|
Учащиеся работают с листами самооценки.
XIV. Домашнее задание.
У. Запишите домашнее задание в дневник: учебник, упр.327. Перед выполнением внимательно прочитайте задание к упражнению. Благодарю вас за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павленко Галина Анатольевна
→ Екатерина_Пашкова 08.08.2015 0 9266 630 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы