Конспект урока русского языка "Текст. Тема текста"; 1 класс
Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС, стремящихся сделать свои уроки интересными, насыщенными, динамичными и результативными.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: обучить работе с учебным текстом.
Задачи: исследование понятия «текст», развитие умения различать предложение и текст, составлять и озаглавливать текст, развитие речи, воспитание уважения друг друга при групповой работе.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации;
Коммуникативные УУД: обучение выполнению различных ролей в группе с учетом правил совместной работы, сотрудничество в поиске и сборе информации;
Регулятивные УУД: планирование своих действий и реализация поставленной задачи в соответствии с планом; осуществление пошагового и итогового контроля; осознание качества и уровня усвоения;
Личностные УУД: оценивание жизненных ситуаций и поступков героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм; формирование умений самоорганизации и саморазвития.
Оборудование и технические средства обучения: презентация, видеоролик «Трое из Простоквашино»
Наглядные пособия: правило, деформированный текст, примеры заголовков, игры, анкеты для рефлексии.
Ключевые слова: слово предложение текст
Рабочие материалы для обучающихся: материал для заданий в конвертах(контрольные листы), планы работы, бейджики с названием роли, клей, краски, кисти, песочные часы, ручки на столах.
Автор учебника: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Начнем урок русского языка. |
|
Прочитайте записи на доске. Сравните их. Что представляет собой первая запись? Докажите. Каково его значение? Что представляет собой вторая запись? Докажите, что это предложение? Что представляет собой последняя запись? Понятно ли автор изложил свои мысли? Что нужно сделать, чтобы смысл стал понятен? Что мы получили? Докажите, что это текст? (Моделируем понятие «Текст» на доске) Текст - это несколько связанных между собой предложений. |
Двор Мы любим свой двор. Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. слово предложение Это законченная мысль человека. несколько предложений. Нет. Переставить предложения, связать их друг с другом. Текст. Текст – это несколько связанных между собой предложений. |
Организаторы, которых я назначила сегодня моими помощниками, выяснят понятно их группе, что такое текст при помощи первого задания. Послушайте внимательно план ваших действий: 1. Почитайте запись. 2. Докажите, что перед вами текст. 3. Подумайте, что он вам напоминает. |
|
(проверка) |
1гр. Записка. Дорогая мамочка! Я пообедал, сделал уроки и пошел на каток. Скоро вернусь. Твой сын Петя. 2гр. Письмо. Здравствуй, братик Сережа! Как поживаешь? У меня все хорошо. Летом приеду в гости. Твоя сестра Олеся. 3гр. Поздравление. Милая доченька! Поздравляю тебя с Днем рождения. Желаю счастья и здоровья. Твоя мама. 4гр. Приглашение. Уважаемые Кирилл и Ольга, приглашаем вас на юбилей 6 мая в 15ч. Иванова Екатерина Даниловна. 5гр. Заявление. Директору лицея №67 Захаровой Лидии Николаевне. Прошу принять меня с 1 сентября 2012г. на работу учителем начальных классов. С правилами работы ознакомлена. С уважением. Соколова О.В. (докладчики) |
Однако – это не полная формулировка понятия «текст» (на доске ? в продолжение понятия). Что же нам на уроке предстоит выяснить? Как можно это выяснить? Хотелось вам самостоятельно сделать это открытие? Я вам помогу. |
Полную формулировку понятия «текст» (заглянуть в словарь, в учебник, интернет)
Да.
|
Вернемся к сконструированному нами тексту (на доске). Что объединяет все эти предложения? О чем здесь рассказывается? Где увидеть, о чем хотел написать автор? Подберите для текста, подходящее по смыслу название из представленных. Докажите свой выбор. Предложите свое название. Значит, прежде чем писать текст автор определяет… Он выбирает какую - то тему. Таким образом, текст – это несколько связанных между собой предложений на какую – то …. ( на доске модель понятия достраивается) Попробуем разобраться, встречаемся ли мы в повседневной жизни с понятие «тема». |
Они о ….
В заголовке, в названии.
1. Девочки и мальчики. 2. Любимый сад. 3. Любимый двор.
О чем он хочет написать, что он хочет написать. тему! |
Необходимо сгруппировать предметы по теме. А поможет нам в этом игра «Покупки». Выберите правильно нужный магазин для покупки: Что помогает людям найти нужный магазин? Попробуйте по теме определить предмет покупки. Что можно купить в магазине под названием «Мелодия», «Зоомагазин», «Дочки- сыночки», «Домашний склад», «Спортмастер». (по вопросу каждой группе). Как мы можем найти нужную книгу, приходя в библиотеку? Таким образом, тема важна для работы с информацией. |
(группе выдается полоска с названием 1мин. на обсуждение) 1гр. зелёнка и бинт 2.гр. энциклопедия 3гр. колбаса 4р. пылесос 5гр. мяч Его название. (пояснения с доказательствами) Они сгруппированы по теме. |
Проверим вашу способность определять тему при помощи игры «Пятый лишний» Какое слово лишнее? Какая тема объединяет все остальные слова? (Включить интерактивную доску)! А теперь задание по-сложнее. Распределите предложения в соответствии с темой. Можно ли данные предложения назвать текстом? Тема какого текста определена точнее? Докажите. (Точнее сформулируйте тему текста.) |
1гр. Кошка-собака-волк-гусь-корова. 2гр. Ноябрь-май-июнь-январь-лето 3гр. Воробей-синица-стрекоза-голубь-дятел 4гр. Врач-повар-учитель-шофёр-парикмахер 5гр. Выражение – треугольник - квадрат-прямоугольник-круг Школа. Прогулка. Идет урок. Малыши пошли на прогулку. Ученики решают задачу. Воспитатель Нина Петровна помогла ребятам надеть куртки. Олег работает у доски. Они весело бегают по детской площадке. |
Отдохнем и посмотрим мультфильм. (видеофрагмент) Фрагмент какого мультфильма мы посмотрели? О чем нужно было писать в письме родителям? Раскрыта ли тема? Почему? К чему привело такое содержание письма? Действительно, тема важный существенный признак, который объединяет все предложения, чтобы получить понятный окружающим текст. |
«Трое из Простоквашино»
О том, как поживает их сын.
Нет, т.к. о жизни писали кот и пес от имени сына. Родители расстроились. |
Определяющим заданием для групп будет составление текста на определенную тему. Чтобы группа достигла успеха нужно… Предлагаю организаторам посоветоваться с товарищами и назначить роли (хронометрист, эксперт, докладчик, художник, секретарь). Каждая группа в соответствии с планом, составляет из предложений текст на определенную тему, исключая неподходящие к теме предложения. (4 мин.) План работы. 1. Прочитайте все предложения. 2. Выберите предложения по своей теме. 3. Выложите их, связывая друг с другом по смыслу. 4. Художник читает и рисует картину по представлению. 5. Команда наклеивает предложения на контрольный лист. 6. Докладчик готовится отвечать. План работы для 5 группы. 1. Прочитайте часть стихотворения. 2. Выберите из представленных предложения в рифму.. 3. Выложите их, чтобы восстановить стихотворения. 4. Приклейте строки на контрольный лист.
(Художники наклеивают картины на доску, а над картиной контрольный лист команд) |
Помнить правила совместной работы и распределить роли. 1гр. Зима. Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. В лесу замело все тропинки. Ударили сильные морозы. Река замерзла. 2гр. Весна. Всё ярче светит солнце. Бегут и звенят весёлые ручейки. На проталинках показалась зелёная травка. Летят домой с юга птицы. 3гр. Лето. Пришло тёплое лето. По небу плывут белые облака. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, ромашки. Из гнезд стали вылетать птенцы. 4гр. Осень. Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья. 5гр. Времена года. (рисовать не надо) Придумала мать дочерям имена, (проверка) |
Подведем итоги нашей работы и заполним листы самооценки. Прочитай начало фразы. Подумай, как её продолжить. Выбери и подчеркни ответ. 1. Я понял, что текст – это несколько предложений; - это несколько связанных предложений; - это несколько связанных предложений на определенную тему. 2. Я учился: - составлять текст; - определять тему текста; - составлять текст на определенную тему; 3.Мне понравилась: - работа в группе; - работа с текстом; - просмотр мультфильма, игры. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Проскуро Татьяна Александровна
→ коврижка 20.02.2017 0 7083 257 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы