Статья "Уроки развития речи как разновидность уроков русского языка"
«Уроки развития речи, как разновидность уроков русского языка»
Урок развития речи, является разновидностью уроков русского языка. Где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение. При этом считается, что такой урок прерогатива средней школы. Меду тем начальная школа не яввляется замкнутым образовательным циклом, и принцип преемственности и перспективности обучения диктует необходимость выработки осуществления единых подходов к развитию речи на всех ступенях курса русского языка. Потребность в специальном уроке развития речи в начальных классах стала настоятельной необходимостью.
Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности –письмом, говорением, чтением, слушанием.
На уроках развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которые проявляются как в устной, так и письменной формах. Цель такого урока-опираясь на полученные знания о языке:
-
Целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей;
-
Учить их воспринимать (и понимать) чужую речь;
-
Строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка.
-
Основные цели словарного запаса и грамматического строя речи учащихся:
-
Обучение нормам языка и их использование в речи;
-
Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; обучение навыкам культуры и речевого общения;
-
Развитие основных видов речевой деятельности-говорения, письма, слушания и чтения;
-
Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности(анализа и синтеза, абстракции и обобщения).
-
Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.
-
Способ усвоения знаний уроков развития речи-не репродуктивный. А преимущественно эврический(исследовательский). Новое знание открывается учащемуся самостоятельно, в процессе наблюдения за речью.
Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда, прежде всего входят такие структурные элементы, как:
-
Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
-
Определение учебной задачи, нахождения способов и алгоритмов ее решение;
-
Организация учебной и речевой деятельности по восприятию и порождению высказываний в устной форме;
-
Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.
Таким образом, уроки развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и учащегося. Введение такого специального урока в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шкунова Юлия Николаевна
→ Публикатор 16.02.2019 0 3319 366 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы