Слайд 1
Предложный падеж имён существительных МБОУ СОШ №24 Санникова Юлия Александровна г.Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Открытый урок
по русскому языку
в 4 «В» классе.
Тема урока: Предложный падеж имен существительных.
Дата проведения: 10.12.2019г.
Учитель Санникова Ю.А.
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Организационный момент
Записать число, классная работа.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока. Слайд 2
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.) Слайд 3
Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.
III. Чистописание Слайд 4
Несколько учеников получают карточки с заданием.
Карточка № 1
Просклонять слово погода
Карточка № 2
Просклонять слово осень
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
Пп
Пушкин погода осень
Пушкин писал много стихов об осени.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете?
- Что написано на другой строчке? (слова)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?
- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Определите склонение имен существительных.
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу.
- Дайте характеристику предложения.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Слайд 5-11
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
И.п. |
|
|
Р.п. |
|
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
|
|
|
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? ( предложный падеж имен сущ.)
- Что мы знаем о П.п? (вопросы)
V. Формулирование цели и задач урока. Слайд 12
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения. Слайд 13
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Заполним пункты №1 и №3
VII. Реализация построенного проекта.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд 14
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
-Кто такой М.Ломоносов нам коротко расскажет …
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать, заботиться)
(заполнение маршрутного листа по ходу выполнений заданий) пункт №2
2. Роль в предложении Слайд 15
- Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
3.Предлоги Слайд 16
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
- Заполните маршрутный лист. Пункт №4
Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п и определите склонение. Сделайте вывод.
Приведите примеры им.сущ. 3 скл. в П.п.
Стихотворение о П.п. Слайд 17
Разминка для глаз. Слайд 18-19
Закрепление изученного.
- Откройте учебник на стр.121 Упр 227.
Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.
- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.
- Приведите примеры 1скл, 2 скл, 3скл.
- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
- Какие слова можно подставить?
-Им сущ. какого склонения имеют в П.п. одинаковые окончания?
Упр. 228
- Прочитайте.
- О чём это стихотворение?
- Выпишите из стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.
Морфологический разбор В серебре.
Физкультминутка
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Закрепление изученного. Слайд 20-26
- В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом.(Проверка на слайде)
Дерево |
прячет |
корни |
в |
земле. |
|||||
Искры |
таятся |
в |
тёплой |
золе |
|||||
В |
жёлуде |
зрелом |
спрятан |
дубок. |
|||||
В |
белой |
скорлупке |
спрятан |
желток. |
|||||
|
|||||||||
На |
дороге, |
на |
тропинке |
||||||
Пыль |
притихла |
под |
дождём. |
||||||
Приколачивать |
пылинки |
||||||||
Хорошо |
таким |
гвоздём. |
|||||||
|
- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Групповая работа. Работа по карточкам. Слайд 27-28
- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
Итог урока Слайд 29
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?
XIII. Рефлексия. Слайд 30
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Домашнее задание № 230 Слайд 31
Карточка № 1
Просклонять слово погода
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Карточка № 2
Просклонять слово осень
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Карточка № 1
Просклонять слово погода
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Карточка № 2
Просклонять слово осень
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о_____________ корона
Буду с ней сидеть на ___________ трон
Я мечтаю о_____________ слон
Чтоб кататься при __________ луна
Я мечтаю о_________________ серёжки
Я мечтаю о __________________ сапожки
Вечерами в ___________________ полумгле
Я мечтаю об __________________ орёл
Буду с ним летать на ____________ воля
Буду я учиться в ______________________ школа
Ой, мечтаю я уже
О _______________________падеже предложный
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о_____________ корона
Буду с ней сидеть на ___________ трон
Я мечтаю о_____________ слон
Чтоб кататься при __________ луна
Я мечтаю о_________________ серёжки
Я мечтаю о __________________ сапожки
Вечерами в ___________________ полумгле
Я мечтаю об __________________ орёл
Буду с ним летать на ____________ воля
Буду я учиться в ______________________ школа
Ой, мечтаю я уже
О _______________________падеже предложный
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Автор: Санникова Юлия Александровна
→ Публикатор 14.07.2022 2 4286 203 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы