Конспект и презентация к уроку математики "Состав числа 5"; 1 класс



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 46»















КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

В 1 КЛАССЕ


«СОСТАВ ЧИСЛА 5»










Подготовила учитель

начальных классов

Воронкина Л.Н.














г.Луганск, 2023г

Тема урока: Состав числа 5.
Цель: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами, различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; развития внимания, наблюдательности.
Задачи урока:

Образовательные:

  1. Формировать умение представлять число 5 в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

  2. Совершенствовать умение сравнивать числа по месту (нахождению) в натуральном ряду.

  3. Совершенствовать знания о составе изученных чисел.

Развивающие:

  1. Формировать у детей важные познавательные умения: наблюдение, сравнение.

  2. Развивать речь детей, внимание, умение правильно и полно давать ответы.

  3. Активизировать математический словарь.

Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, любознательность, усидчивость.

 Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): знать состав числа 5; уметь различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами.



































Содержание и ход урока.

1 Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Математика нас ждет,

Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Учитель: сегодня мы продолжим знакомство с числом и цифрой 5, число 5 обозначает количество предметов, а цифра – это знак для записи числа.

- какой цифрой обозначаем число 5?

сколько предметов обозначает число 5?

Учитель: замечательное слово – сколько. Оно помогает нам на уроках делать открытия.

(На доске карточки-домино)









- Итак, сколько надо взять карточек, чтобы на них было 5 кружочков.

Ученик: я возьму две карточки, вот эту и эту и у меня будет 5 кружочков ( 4 и 1)

(На доске выставляются отдельно от всех пары карточек: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1)

Учитель: возьмите столько палочек, чтобы к моим предметам на экране прибавить ваши палочки, было всего 5 предметов.

(На экране - 2 предмета)

Ученик: у меня три палочки, а у вас два предмета, а вместе будет 5 предметов.

Учитель: итак, у меня 2 предмета, а у тебя 3. А вместе у нас ? (Дети : 5).

Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 3 предмета) , а у вас сколько палочек?

Ученик: у меня две палочки, а у вас три предмета. А вместе у нас 5.

Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 4 предмета) , а у вас сколько палочек?

Ученик: у меня две палочки, а у вас четыре предмета, а вместе будет 5 предметов.

Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 1 предмет) , а у вас сколько палочек?

Ученик: у меня четыре палочки, а у вас один предмет, а вместе будет 5 предметов.


Учитель: рассмотрите предметы на доске. Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры)








- Сколько их всего? (пять)

- По какому признаку их можно объединить в группы? ( по цвету, по форме и по размеру )

Учитель: - разбейте эти предметы на части по размеру (ученик на доске сдвигает фигуры)





-Сколько больших фигур? (1)

- Сколько маленьких фигур?(4)

- Сколько их вместе? (один да 4 будет 5)

- На какие части разбивается при этом число 5?

Выберите равенство, соответствующие данному рисунку.(1+4=5) (Равенства напечатаны на карточке, ученики выходят, выбирают равенства и вывешивают их под соответствующим рисунком).



Учитель: разбейте геометрические фигуры на части по форме( ученик передвигает фигуры)




-Сколько треугольников? (2)

- Сколько кружочков?(3)

- Сколько их вместе? ( два да три будет 5)

-На какие части разбивается при этом число 5?

Выберите равенство, соответствующие этому рисунку. (2+3=5)


-Разбейте на части по цвету ( передвигают фигуры)





Сколько синих фигур? (3)

Сколько красных фигур? ( 2)

Сколько их вместе? ( три да два будет 5)

- На какие части разбивается при этом число 5?

Выберите равенство, соответствующее этому рисунку.

( 3+2=5)

А к какому рисунку подойдёт оставшееся равенство? (4+1=5)

Правильно, к первому.

Учитель: итак, ребята, то что мы с вами делали руками, мы можем записать с помощью цифр. (Заполняем на доске «Домик» - состав числа 5)


Физкультминутка

III. Первичное закрепление знаний.

Работа в тетрадях.

Учитель: возьмите листы, найдите задание со значком «СОВА». (Приложение 1) (На доске – такая же « усатая» схема). Перед вами – "усатая схема.


Заполните пожалуйста её самостоятельно.


Коллективная проверка на доске.

Ученики объясняют: было 4, я добавила 1, всего получилось 5. С помощью нашей «усатой» схемы мы сможем решить примеры «с окошечками».



5




5




5




5





















4




3




2




1








Учитель: к какому числу надо прибавить 1 чтобы получилось 5?

( +1=5)

Дети: к 4 надо прибавить 1, чтобы получилось 5.

Учитель: потому что мы знаем, что 5 – это …(дети: это1 и 4)

Учитель: (рассматривает так же 4-й пример)

Учитель: сейчас вы будете самостоятельно решать такие примеры. Давайте посоветуемся. А что делать, если ученик не может справиться. К кому можно обратиться за помощью?

Д ети: к помощнице - «усатой» схеме или к соседу.

Учитель: итак, мы сейчас работаем с задание значок – «Шарик», задание №1.





















А



+

1

=

5




Б


5

-


=

4
























2

+


=

5






5

-


=

3

























+

3

=

5







-

3

=

2
























4

+


=

5







-

4

=

1





















У читель: - Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

Учитель : работаем.

(Дети самостоятельно выполняют задание)


Учитель . Давайте сверимся. (Проверка на экране примеров)

  • На очереди новые примеры(на экране). У вас такие же примеры во втором столике.

Скажите пожалуйста, а чем они отличаются от тех, которые вы только что решали?

(В этих примерах стоит знак минус)

Учитель: - сколько надо забрать из пяти, чтобы получилось 4?

(все примеры комментируем , решаем и записываем вместе, учитель на доске ,дети в тетрадях)


У читель: посмотрите, ребята, у нас осталось ещё одно задание. Осталась вот такая схема.

























4

+

1

=











































+


=











































+


=











































+


=












































Давайте попытаемся её расшифровать.

О чём нам рассказывает вот эта заготовочка(слева) и вот эта схема(справа)?

Дети: слева показано количество предметов, а справа заготовка для примеров.

Учитель: возможно ли, пользуясь вот этими предметами, составить пример?

Ученик: да, мы можем записать пример: 4+1

Учитель: ребята, а как же ученик рассуждал, почему он сказал 4+1? Как он ДУМАЛ?

Дети: он подумал так: кружочков 4, а квадратик один.

Учитель: а всего у нас предметов?

Дети: 5

Учитель: Кто раскроет секрет дальше?

(Дети составляют примеры по аналогии:3+2 =5, 2+3=5)

Учитель: ребята, а что вы можете сказать про последнюю схему? Как здесь составить пример, ведь все предметы разные?!

Дети: предметы разные, но всего их 5!

Учитель: какой пример можно составить?

Дети: 1+4=5

Учитель: дети , а если у вас будет такое же задание, вы сами сможете справиться? Тогда нашли задание « цветочек». Выполняем задание самостоятельно.


Коллективная проверка задания.


IV . Итог урока.

С составом какого числа мы сегодня с вами познакомились?

Из каких частей состоит число 5? ( на экране)

Число 5 – однозначное, занимает пятое место в натуральном ряду чисел, стоит между числами 4 и 6.

- А вы хотите узнать о числе 5 больше?

С числом 5 связано много пословиц и поговорок:

- Как свои пять пальцев – Знать очень хорошо, основательно.

- Пятое колесо в телеге – Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

Число 5 постоянно присутствует в нашей жизни. Где мы его встречаем?

Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И на нем все ноты точки
Разместились по местам.
(Нотный стан)

  • у морской звезды 5 щупалец;

  • на руке 5 пальцев;

  • у цветка 5 лепестков;

Учитель: а вы знаете, ребята, что медаль Герой России – высшее почетное звание, которое присваивается российским гражданам за геройские поступки или подвиги.

Я верю, что вы, ребята, когда вырастите, своим трудом и успехами тоже заслужите такой награды.


Ребята, кому понравился урок, можете сами провести исследовательскую работу и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 5. А еще вспомните вместе с родителями пословицы и поговорки с числом 5.
































































































































































































Слайд 1
М А Т Е М А Т И К А
Слайд 2
1 02.04.2024 2 3 4 5 6 7 8 9 2
Слайд 3
02.04.2024 3
Слайд 4
5 1 4
Слайд 5
А 4 + 1= 5 2+ 3 = 5 2+ 3 = 5 4+ 1 = 5 02.04.2024 Б 5-1=4 5–2=3 5 - 3= 2 5-4=1 5
Слайд 6
5 1 2 3 4 4 3 2 1
Слайд 7
Слайд 8
А М А Е Т М А И Т К 5

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку математики "Состав числа 5"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронкина Людмила Николаевна  Публикатор
02.04.2024 0 89 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК