Конспект и презентация к уроку математики "Состав числа 5"; 1 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 46»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
В 1 КЛАССЕ
«СОСТАВ ЧИСЛА 5»
Подготовила учитель
начальных классов
Воронкина Л.Н.
г.Луганск, 2023г
Тема
урока: Состав
числа 5.
Цель: создать
условия для формирования умения
соотносить числа с соответствующими
цифрами, различать понятия «число» и
«цифра» и правильно пользоваться данными
терминами; развития внимания,
наблюдательности.
Задачи
урока:
Образовательные:
Формировать умение представлять число 5 в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Совершенствовать умение сравнивать числа по месту (нахождению) в натуральном ряду.
Совершенствовать знания о составе изученных чисел.
Развивающие:
Формировать у детей важные познавательные умения: наблюдение, сравнение.
Развивать речь детей, внимание, умение правильно и полно давать ответы.
Активизировать математический словарь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике,
любознательность, усидчивость.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты (предметные): знать состав числа 5; уметь различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами.
Содержание и ход урока. 1 Организационный момент. Прозвенел
звонок для нас. Начинаем наш урок. II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового. Учитель: сегодня мы продолжим знакомство с числом и цифрой 5, число 5 обозначает количество предметов, а цифра – это знак для записи числа. - какой цифрой обозначаем число 5? – сколько предметов обозначает число 5? Учитель: замечательное слово – сколько. Оно помогает нам на уроках делать открытия. (На доске карточки-домино)
- Итак, сколько надо взять карточек, чтобы на них было 5 кружочков. Ученик: я возьму две карточки, вот эту и эту и у меня будет 5 кружочков ( 4 и 1) (На доске выставляются отдельно от всех пары карточек: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1) Учитель: возьмите столько палочек, чтобы к моим предметам на экране прибавить ваши палочки, было всего 5 предметов. (На экране - 2 предмета) Ученик: у меня три палочки, а у вас два предмета, а вместе будет 5 предметов. Учитель: итак, у меня 2 предмета, а у тебя 3. А вместе у нас ? (Дети : 5). Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 3 предмета) , а у вас сколько палочек? Ученик: у меня две палочки, а у вас три предмета. А вместе у нас 5. Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 4 предмета) , а у вас сколько палочек? Ученик: у меня две палочки, а у вас четыре предмета, а вместе будет 5 предметов. Учитель: – У меня вот сколько предметов( на экране 1 предмет) , а у вас сколько палочек? Ученик: у меня четыре палочки, а у вас один предмет, а вместе будет 5 предметов.
Учитель: рассмотрите предметы на доске. Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры)
- Сколько их всего? (пять) - По какому признаку их можно объединить в группы? ( по цвету, по форме и по размеру ) Учитель: - разбейте эти предметы на части по размеру (ученик на доске сдвигает фигуры)
-Сколько больших фигур? (1) - Сколько маленьких фигур?(4) - Сколько их вместе? (один да 4 будет 5) - На какие части разбивается при этом число 5? Выберите равенство, соответствующие данному рисунку.(1+4=5) (Равенства напечатаны на карточке, ученики выходят, выбирают равенства и вывешивают их под соответствующим рисунком).
Учитель: разбейте геометрические фигуры на части по форме( ученик передвигает фигуры)
-Сколько треугольников? (2) - Сколько кружочков?(3) - Сколько их вместе? ( два да три будет 5) -На какие части разбивается при этом число 5? Выберите равенство, соответствующие этому рисунку. (2+3=5)
-Разбейте на части по цвету ( передвигают фигуры)
Сколько синих фигур? (3) Сколько красных фигур? ( 2) Сколько их вместе? ( три да два будет 5) - На какие части разбивается при этом число 5? Выберите равенство, соответствующее этому рисунку. ( 3+2=5) А к какому рисунку подойдёт оставшееся равенство? (4+1=5) Правильно, к первому. Учитель: итак, ребята, то что мы с вами делали руками, мы можем записать с помощью цифр. (Заполняем на доске «Домик» - состав числа 5)
Физкультминутка III. Первичное закрепление знаний. Работа в тетрадях. Учитель: возьмите листы, найдите задание со значком «СОВА». (Приложение 1) (На доске – такая же « усатая» схема). Перед вами – "усатая схема.
Заполните пожалуйста её самостоятельно.
Коллективная проверка на доске. Ученики объясняют: было 4, я добавила 1, всего получилось 5. С помощью нашей «усатой» схемы мы сможем решить примеры «с окошечками».
Учитель: к какому числу надо прибавить 1 чтобы получилось 5? ( +1=5) Дети: к 4 надо прибавить 1, чтобы получилось 5. Учитель: потому что мы знаем, что 5 – это …(дети: это1 и 4) Учитель: (рассматривает так же 4-й пример) Учитель: сейчас вы будете самостоятельно решать такие примеры. Давайте посоветуемся. А что делать, если ученик не может справиться. К кому можно обратиться за помощью? Д ети: к помощнице - «усатой» схеме или к соседу. Учитель: итак, мы сейчас работаем с задание значок – «Шарик», задание №1.
- Ноги? Дети: “На месте!” - Локти? Дети: “У края!” - Спина? Дети: “Прямая!” Учитель : работаем. (Дети самостоятельно выполняют задание)
Учитель . Давайте сверимся. (Проверка на экране примеров) На очереди новые примеры(на экране). У вас такие же примеры во втором столике. Скажите пожалуйста, а чем они отличаются от тех, которые вы только что решали? (В этих примерах стоит знак минус) Учитель: - сколько надо забрать из пяти, чтобы получилось 4? (все примеры комментируем , решаем и записываем вместе, учитель на доске ,дети в тетрадях)
У читель: посмотрите, ребята, у нас осталось ещё одно задание. Осталась вот такая схема.
Давайте попытаемся её расшифровать. О чём нам рассказывает вот эта заготовочка(слева) и вот эта схема(справа)? Дети: слева показано количество предметов, а справа заготовка для примеров. Учитель: возможно ли, пользуясь вот этими предметами, составить пример? Ученик: да, мы можем записать пример: 4+1 Учитель: ребята, а как же ученик рассуждал, почему он сказал 4+1? Как он ДУМАЛ? Дети: он подумал так: кружочков 4, а квадратик один. Учитель: а всего у нас предметов? Дети: 5 Учитель: Кто раскроет секрет дальше? (Дети составляют примеры по аналогии:3+2 =5, 2+3=5) Учитель: ребята, а что вы можете сказать про последнюю схему? Как здесь составить пример, ведь все предметы разные?! Дети: предметы разные, но всего их 5! Учитель: какой пример можно составить? Дети: 1+4=5 Учитель: дети , а если у вас будет такое же задание, вы сами сможете справиться? Тогда нашли задание « цветочек». Выполняем задание самостоятельно.
Коллективная проверка задания.
IV . Итог урока. С составом какого числа мы сегодня с вами познакомились? Из каких частей состоит число 5? ( на экране) Число 5 – однозначное, занимает пятое место в натуральном ряду чисел, стоит между числами 4 и 6. - А вы хотите узнать о числе 5 больше? С числом 5 связано много пословиц и поговорок: - Как свои пять пальцев – Знать очень хорошо, основательно. - Пятое колесо в телеге – Лишний, ненужный в каком-либо деле человек. Число 5 постоянно присутствует в нашей жизни. Где мы его встречаем?
Пять
линеек нотной строчки у морской звезды 5 щупалец; на руке 5 пальцев; у цветка 5 лепестков; Учитель: а вы знаете, ребята, что медаль Герой России – высшее почетное звание, которое присваивается российским гражданам за геройские поступки или подвиги. Я верю, что вы, ребята, когда вырастите, своим трудом и успехами тоже заслужите такой награды.
Ребята, кому понравился урок, можете сами провести исследовательскую работу и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 5. А еще вспомните вместе с родителями пословицы и поговорки с числом 5.
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронкина Людмила Николаевна
→ Публикатор 02.04.2024 0 742 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы