Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные"; 2 класс
Урок во 2 классе, предмет: окружающий мир
Учитель начальных классов 1 категории: Миронова Наталия Алексеевна
МКОУ гимназия г. Вятские Поляны Кировская область
Тема: «Какие бывают животные».
Цели:
- научить различать группы животных по их характерным признакам и выявлять отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся;
- осознавать красоту мира природы;
- определять своими словами самое главное; контролировать свою речь, ее четкость и правильность.
-развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование:
1. Учебник «Мир вокруг нас» часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику.
2 Рисунки животных, растений; энциклопедии о животных;
4. Раздаточный материал;
5. Презентация «Какие бывают животные?» на CD
6. Мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация знаний
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (лес)
- Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)
- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав?
- Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)
- Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).
- Я приготовила вам загадки. Отгадайте их и скажите, к какому ярусу относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам? показ ответов картинок и слайдов
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)
- К какому ярусу относится орешник?
Только тронь -
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива)
- Крапива, к какому ярусу относится?
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
- К какому ярусу относится малина?
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
- К какому ярусу относится дуб?
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
- Ребята, что вы можете рассказать интересного об этих растениях?
Сообщения детей.
Крапива - полезное растение. Из неё можно приготовить великолепные щи и много других блюд. Витаминов в молодой крапиве больше, чем в ягодах чёрной смородины.
Берёза - это дерево высотой до 30 метров, с белой гладкой корой. Продолжительность жизни до 120 лет. Из бересты плели красивые короба, сумки. В древности на бересте писали.
Дуб - лиственное дерево, высотой до 50 метров, с мощным ветвистым корнем, достигающее возраста в 1000 лет, а иногда и более. Дуб боится морозов. Молодые листья и стебли погибают при заморозках весной. Чтоб уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно.
Орешник по-другому называют лещиной. Форма листьев дала основание русского названия - как туловище у рыбы леща. Этот кустарник живёт до 90 лет.
В Древнем Риме и Греции лещину считали священной и верили, что ветка кустарника может указать, где зарыты сокровища, потушить огонь, прекратить наводнение. Орех считался символом жизни и бессмертия.
- Молодцы, ребята!
3. Целеполагание. - В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё и животных.
Вы, наверное, заметили выставку книг? О ком она? Каких животных вы знаете? О каких бы хотели узнать? Видите как их много на свете и все разные.
Совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока:
«Какие бывают животные?»
4. Знакомство с новым материалом.
Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.
Возьмите большой конверт - в нем ваше первое задание.
- В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа - окунь, ерш, кузнечик, карась;
2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;
3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк;
4-я группа - ласточка, клест, судак, синица.
Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
- Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Жук, кузнечик, божья коровка - это насекомые и т.д.)
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Выявить отличительные признаки каждой группы.
- Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр.60 - 63.
-Для ответов используйте подсказку
Сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьей учебника стр.60, 62, 63.
Учитель: - Что узнали о животных данной группы?
- Что отличает их от других групп?
Ответы детей по группам.
Название группы Количество ног и покровы
Звери 4ноги шерсть
Птицы 2 ноги перья
Рыбы плавники чешуя
Насекомые 6 ног
Земноводные 4 ноги голая кожа
Пресмыкающиеся 4 ноги роговые чешуйки
5.Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
6. Продолжение по теме урока.
- С какими группами животных мы уже познакомились?
- К особой группе животных относят тритонов, жаб, лягушек?
- Где они обитают? (на суше и в воде)
- Поэтому они составляют группу земноводные.
В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)
- Чем покрыто тело? (голая кожа)
- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.
А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
- К 6 группе мы отнесём крокодилов, змей, черепах, ящериц.
Кто знает, как называется эта группа? (пресмыкающиеся) - Почему они так называются?
- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)
- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)
- Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.
7. Работа в рабочей тетради, закрепление изученного.
с.42 (№1), с.44 (№7). Ребята при помощи этих заданий самостоятельно определяют классификацию животных.
8. Итог урока.
- С какими группами животных мы познакомились на уроке?
- Что интересного узнали сегодня на уроке? С какими источниками информации работали?
9. Рефлексия.
Работа с рисунком на с.61
Скажите, существует ли такое животное? (нет)
- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)
- К какой группе относится белка? (звери)
- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)
- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)
- К какой группе относятся?
- Кому принадлежит крыло? (птице)
- Ноги? (кузнечику)
- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием, теперь у вас не вызовет затруднение подобное задание и у вас получится определить к какому виду относятся животные.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миронова Наталия Алексеевна
→ Публикатор 01.08.2018 0 8903 581 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы