Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Игра "Поле чудес"; 1 - 4 классы
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе.
Игра «Поле чудес»
Тема «Лекарственные растения»
Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.
Задачи: Продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений нашего края, воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.
Оборудование:
- иллюстрации лекарственных растений;
- выставка книг о лекарственных растениях;
-рулетка или диск со стрелкой;
-на доске слова с закрытыми буквами.
Ведущий:
-Дорогие участники, уважаемые зрители, сегодня мы с вами присутствуем на игре «Поле чудес»! Тема игры: «Лекарственные растения». В лесу, в поле, на лугу каждый из вас встречал эти полезные растения, которые люди с давних пор использовали в медицине. До сих пор многие предпочитают лечить свои болезни настоями, отварами, мазями, приготовленными из корней, ягод , листьев и цветов. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
-Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?
Звучит фонограмма “Звуки леса”. Выходят ученики и рассказывают:
1.Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех , умеющих их тайну разгадать.
2. Здесь белая фиалка высится стройна,
Здесь белая ромашка в зелени видна.
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,
И играют звёзды ночью по волнам…
3.Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведущий:
- Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Первый тур.
1. Золотая середина, и лучи идут кругом,
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
2. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук (Подорожник)
3. Дикой розой называют, как лекарство принимают. (Шиповник)
Представление первой тройки игроков.
Ведущий:
-Это растение обитает почти по всей Европе, в Гималаях и Северной Америке. Оно очень неприхотливо: выдерживает и жару, и холод, и недостаток влаги. Окраска цветков белая или лиловая. Согласно легенде именно этой травой Ахилл – герой Троянской войны – лечил раны своим боевым друзьям.
Т ы с я ч е л и с т н и к
-На Руси ахиллесова трава также исстари пользуется почётом. Порезник, кровавник, рудомётка – вот так величали эту траву в народе. Именно ею крестьяне унимали кровь-руду при порезах серпом или косой. Пользовались целительной силой порезника и воины: смачивали рану соком из листьев, а не то – присыпали толчёной сухой травой. Кровотечение останавливалось, рана без нагноения заживала. Вот почему тысячелистник у нас слыл как «солдатская трава».
Второй тур.
Ведущий:
- Выбираем вторую тройку игроков.
1. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей.
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас. (Малина)
2.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
3.Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчёл - нектаром от души. (Иван – чай)
Представление 2 тройки игроков.
Ведущий:
-Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая уползла принесла раненой листок одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Какое это было растение?
П о д о р о ж н и к
-Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.
Третий тур.
Ведущий:
-Выбираем 3 тройку игроков.
1.Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
3.У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки-
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
Представление третьей тройки игроков
Ведущий:
-Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких, воспалительные процессы.
З в е р о б о й
-Эту траву называют – травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.
Игра со зрителями.
-Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком этого растения ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он с прилётом птиц. Цветёт с мая до августа. На огородах растёт как сорняк. Спутать это растение с другими сложно, ведь только оно выделяет на изломе капельки густого оранжевого сока, а цветочки у него жёлтые. Растение это в некотором смысле знаменито. Средневековые алхимики с помощью его корня пытались получить золото. А в металлургии и сейчас его применяют: к его соку и поныне прибегают при травлении и чернении. В его отварах купали ребятишек – якобы снимало чесотку и золотуху, делая тело чистым. Но на пастбищах скот его не ест – ядовит.
Ч и с т о т е л
Финал.
Представление финалистов.
Ведущий:
-О целебных свойствах этого растения было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. В лечебных целях используется корневище растения, имеющее характерный запах.
В а л е р и а н а
Считалось, что название было дано растению в честь римского императора, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым». На Руси это растение также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и это, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра 1 такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России.
Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.
Супер игра.
-Это растение зацветает в конце апреля. Всего месяц красуется она в лесу, до листьев на деревьях. Потом померкнет и найти её в высокотравье станет не просто. На мохнатом стебельке подвешены и розовые, и фиолетовые, и синие цветы, будто на всех не хватило одинаковой краски. В фиолетовые цветки заглядывают пчёлки, значит, не зря она получила такое название.
М е д у н и ц а
-Трава этого лекарственного растения богата дубильными веществами, в ней обнаружены кремниевые и аскорбиновые кислоты, а так же марганец. Издавна применялась как мягчительное и вяжущее средство при катаре дыхательных путей. На Руси оно (растение) слыло «лёгочницей», считалось, что она помогает излечиться от чахотки. Мало остаётся лесной травки, поэтому зазорно вязать из неё букетики.
-Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!
Награждение победителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Адамова Ольга Борисовна
→ Ольга3091 29.10.2018 0 4001 458 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы