Конспект урока по миру природы "Птицы. Многообразие птиц"; 4 класс


Тема

Птицы. Многообразие птиц.

Тип урока (занятия)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Целевая аудитория

4а класс

Дидактическая задача

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Птицы. Многообразие птиц»

Задачи на урок (занятие):

 

1. Воспитательные

Способствовать воспитанию ценностного отношения к природе

2. Коррекционно-развивающие

 

- познавательные

Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы

- регулятивные

Формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

- коммуникативные

Формировать умение строить монологичное высказывание, слушать и понимать речь других

3. Образовательные

Способствовать уточнению, расширению представлений учащихся о характерных признаках и особенностях птиц, их многообразии

Методы и приемы

Словесные, наглядные, практические

Формы работы

Фронтальная, парная, индивидуальная

Система средств

Мультимедийная презентация, тесты, кроссворды, перья, 4 стакана с водой, 4 ножниц, 4 салфетки

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

 

 

Слайд 1

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

 

  1. Целеполага-ние и мотивация

 

Слайд 2

Что объединяет эти объекты?

Кто лишний?

Слайд 3

Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Птицы. Многообразие птиц».

Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы ответим на уроке? Какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке?

Слайд 4

Наука, изучающая птиц, называется орнитология. И сегодня на уроке мы будем в роли орнитологов – учёных, изучающих жизнь птиц.

Животные, летают

 

бабочка

 

 

 

 

 

 

Кто такие птицы? Какие бывают? Чем они отличаются от других животных?

 

  1. Актуализация

Для начала давайте вспомним, что мы знаем о птицах с 3 класса.

Кто такие птицы? Слайд 5

Какие бывают птицы? Слайд 6

«Мозговой штурм»

  1. Назови зимующую птицу.

  2. Самая большая птица.

  3. Водоплавающая птица.

  4. Перелётная птица.

  5. Птица, не умеющая летать.

  6. Самая маленькая птица.

  7. Домашняя птица.

  8. Хищная птица.

  9. Зимующая птица.

  10. Дикая птица.

  11. Выводит птенцов зимой.

  12. Почему улетают перелётные птицы?

  13. Самый лучший певец.

  14. Подбрасывает яйца в гнёзда других птиц.

  15. Перелётная птица.

  16. Птица с красивым хвостом.


 

Итак, какие группы птиц можно выделить?

Слайд 7, 8

Какую роль в природе играют птицы?

 

 

 

Животные, тело которых покрыто перьями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дикие и домашние.

Зимующие и перелётные.

Летающие и нелетающие.

 

  1. Первичное усвоение материала

 

Начинаем изучение особенностей птиц.

Знакомство со строением тела птицы.

- Давайте познакомимся со строением птиц.

Слайд 9

Какие части тела можно выделить у голубя? Слайд 10

 

Слайд 11

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Как вы думаете, почему?

Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. У хищных птиц клюв загнут крючком. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без клюва птица – как мы без рук. Слайд 12 пеликан, 13 ласточка

Слайд 14

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка, между пальцами – кожные перепонки. Для чего? Слайд 15-17

Слайд 18

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Слайд 19

Верно ли утверждение, что все ли птицы летают? Слайд 20

 

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

 

  1. Физкминутка

Слайд 21

Игра «Прилетели птицы».

А теперь можно отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите про кого-то другого, то хлопайте в ладоши.

Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи.

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи.

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы.

 

  1. Осознание и осмысление учебной информации

Практическая работа в паре. А сейчас поработаем в парах.

Слайд 22

- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами как орнитологи будем исследовать, наблюдать, размышлять, делать выводы.

 

У вас на столах лежат разные перья.

- Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи?

Слайд 23

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют?

 

- А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев?

Слайд 24

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?

 

- Почему перья легкие? Что у них внутри? Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня)

Да, перо полое, внутри пусто.

 

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.

 

Слайд 25

Как вы думаете, почему птице нужны разные перья? Слайд 26

Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными.

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья.

Для чего птицам нужны пуховые перья?

 

В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Читали в 3 классе рассказ Н. Сладкова «Воробьиный термометр»

 

 

– Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Слайд 27

 

– Чье это перо?

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес...
Слайд 28

 Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства из них ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. Посмотрите видеофрагмент о птицах с ярким оперением. Слайд 29

Слайд 30

Вывод по практической работе:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

 

Зимой нашим пернатым друзьям приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

Послушаем Ирину. Слайд 31, 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер, форма, окраска – одинаковое строение.

Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.

 

Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет

 

Как застёжка-молния

 

Они очень легкие

 

 

пустота

 

 

 

 

 

 

Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой

 

 

 

 

 

 

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета.

 

Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Они помогают птицам сохранять тепло

 

 

 

 

 

 

 

 

павлин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой»

 

  1. Первичное закрепление учебного материала

Составим отчет по нашим наблюдениям. Вам нужно прочитать вопрос теста, выбрать правильный ответ и подчеркнуть его. Слайд 33

Тест:

1. Птицы – это животные

которые умеют летать
– тело которых покрыто перьями
– у которых есть ноги, крылья, голова, туловище

2. Какую из птиц можно назвать домашней?

воробей
– аист
– утка

3. Какую из птиц можно назвать дикой?

курица
– сокол
– гусь

4. Чем покрыто тело птиц?

шерсть
– чешуя
– перья

5. Сколько у птиц ног?

две
– четыре
– шесть

6. Чего нет у птиц?

клюв
– крылья
– жабры

7. Найди лишнее слово.

сорока
– пингвин
– волк

8. Зимой для птиц страшнее

холод

голод

9. Как называется ученый, изучающий птиц?

биолог
– зоолог
– орнитолог

 

 

  1. Информация о домашнем задании

Я вам предлагаю в домашнем задании разгадать филворд – найти в нём названия птиц.

 

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подведём итог. На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили?

Выберите нужное для вас начало предложения и продолжите его. Слайд 34

Сегодня на уроке

я узнал…

меня удивило…

мне было интересно…

мне было трудно…

мне запомнилось…

 

Ребята, я благодарю вас всех за урок! Вы все мо-лод-цы! Слайд 35

Анализируют сложность выполненных заданий, успешность


 


Полный текст материала Конспект урока по миру природы "Птицы. Многообразие птиц"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Резенова Вера Александровна  Публикатор
23.04.2022 0 1049 78

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК