Разработка урока русского языка "Синонимы"; 5 класс (урок-путешествие)


  1. Елясова Раиса Николаевна

  2. Учитель русского языка и литературы

  3. МБОУ «Ануйская средняя школа»



Урок русского языка в 5-м классе на тему "Синонимы"



Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать со словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: словари, медиапроектор, криптограмма, карточки

Технологии: игра, использование ИКТ, работа в группах

Тип урока: урок-обобщение изученного материала по данной теме

Форма урока: урок- путешествие

Ход урока



I. Организационно-мотивационный этап.

Устная речь

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких ,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо-

Не скудела в наши дни.



- Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать. Мы начинаем узнавать мир по его именам.

Устный опрос.

1.- Над каким разделом русского языка мы сейчас работаем? (Мы сейчас работаем над разделом русского языка, который называется «Лексикология»)

2.- Что такое лексика? (Лексика – это все слова языка)

3.- Что изучает Лексикология? (Лексикология изучает лексическое значение слова)

4.- Какое еще значение имеет слово? (Слово еще имеет грамматическое значение)

-Словарное богатство русского языка достигается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, о которых говорят» то же, да не так»

В : Как называются эти слова? (синонимы)

-Вот о них и пойдет на уроке речь.

II. Обобщительно-повторительный этап

-Сегодня к нам на урок пришел литературный герой, считавший себя самым правдивым человеком на земле. Кто он? ( барон Мюнхаузен)

Мюнхаузен - лицо историческое. Находился на службе в России, участвовал в русско-турецкой войне. С юности обожал веселые проказы. По возвращении на родину, в Германию, занялся хозяйством и охотой. Вместе с ним мы совершим путешествие в страну »Синонимия»

III. «Тайное письмо» (криптограмма)

Здесь зашифровано то, что, по мнению барона, необходимо в путешествии.



1

2

3

4

5

6

7

8

4

9

10

11

«находчивость» -



8

12

13

7

14

2

15

«великая»



8

12

16

11

«вещь»

8,9,10,2,10,11 - встать

14.2.6,12,13,7 - качели

1,2,3,4,5,14,2 - находка

15,16,7,14 - ящик

В: В путешествии нам потребуется находчивость. А находчивый человек - он какой?

(сообразительный, догадливый, смекалистый, остроумный)

-Я надеюсь, что такими вы и будете на уроке.

Iv.Путешествуя, барон Мюнхаузен рассказывал небылицы о своих приключениях!

Небылица – вымысел











А )» Полконя»

- «Однажды после жаркого сражения я решил напоить коня. Конь пил и никак не мог утолить жажду. Вдруг позади послышался плеск. Оказалось, что задняя часть коня была отрезана».

З: Напишите синонимы из такого же количества букв. Таким образом, мы вернем коню его часть.

Лес (бор)

Горе (беда)

Мороз (стужа)

Смелый (храбрый)

Невиданный (диковинный)

Б)»Восьминогий заяц»-«Два дня я гнался за зайцем, на третий день подстрелил. Оказалось, что у него было четыре ноги на животе и четыре на спине»

З: Распутать следы(соединить стрелками)

1.неразговорчивый 1.легкомысленный

2.невнимательный 2.бесплодный

3.несерьезный 3.простой

4.неплодородный 4.молчаливый

5.несложный 5.рассеянный

6.неправильный 6.беспрерывный

7.непрестанный 7.ошибочный


В)»Вишневое дерево»

-«Иду я как-то по лесу, и вдруг передо мной – олень! Стройный, красивый … А у меня ни одной пули. Я зарядил ружье вишневой косточкой, косточка попала ему в лоб. Год спустя увидел я оленя, у которого между рогами росло вишневое дерево»

ЗАД: подобрать к словам синонимы, вторая буква которых висит на дереве.

1.Мощный – «и» (сильный)

2.прекрасный – «у» (чудесный)

3.занимательный – «Н» (интересный)

4.скорый – «ы» (быстрый)

5.притворный – «ж» (лживый)







Г)» Меткий выстрел»

Зад: Расставить синонимы в порядке возрастания признака

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг)

Д)» Возвращение Мюнхаузена»

Зад: Отредактировать текст

После русско-турецкой войны пошел( возвращался) Мюнхаузен на родину. Барон шел полями и лугами. Он шел( брел) всю ночь. Он шел( шествовал) и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел(возвратился) в родную сторону, то стал там разводить хозяйство.



III. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Какую тему мы сегодня изучали?

  2. Что же такое синонимы?

  3. Для чего нужны синонимы в речи?( синонимы делают нашу речь более точной, выразительной, разнообразной, позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова)

Д/з сочинить небылицу на тему» Однажды я купался в море…»

































  1. http://pixs.ru/showimage/polkonyajp_2340854_10359574.jpg - Полконя

  2. http://www.museum.ru/imgB.asp?14225 – Вишневое дерево

  3. http://pixs.ru/showimage/zayacjpg_7797128_10359579.jpg - Восьминогий заяц


Полный текст материала Разработка урока русского языка "Синонимы"; 5 класс (урок-путешествие) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елясова Раиса Николаевна  raisaelyasova
11.01.2014 1 5400 893

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК