Слайд 1
Урок русского языка в
6 КЛАССЕ
Что
Что называется
называется деепричастием
деепричастием
Михайлова Татьяна Владимировна
МБОУ «Сергинская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
с. Серга Пермский край
2014 г.
Михайлова Татьяна Владимировна
МБОУ «Сергинская средняя
общеобразовательная школа»,
учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Что называется деепричастием.
Тип урока: Урок-исследование
Цель
урока:
обучающая: знакомство
с деепричастием, его морфологическими
признаками, синтаксической ролью и
грамматической особенностью
(неизменяемость);
формирование навыка
разграничения основного и добавочного
действия;
развивающая:
развитие
умения исследовать, анализировать,
обобщать;
вырабатывать языковое
чутьё (редактирование);
воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.
Ход урока
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха!
Сегодня мы проведём с вами исследование над частью речи, название которой пришло к нам из 17 века! Интересно узнать, что это за часть речи?
/запишите число…, классная работа, тему урока «Что называется деепричастием» (слайд ) / смотрим на экран/
Повторение. Упражнение «Мозговой штурм»
Перед нами слова: (слайд) танец, танцевальный, танцует, танцующий (спишите в тетрадь)
Что объединяет эти слова? (корень)
Что отличает? (разные части речи)
Спишите, поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи
Какое из этих слов является формой глагола? (танцующий – причастие)
Почему причастие называют особой формой глагола? (обозначает признак по действию и образуется от глагола)
Сможем ли мы определить часть речи у слова танцуя в предложении: Девочки вышли, танцуя вальс. (слайд )
Сможем, но что для этого нам нужно знать?
Целеполагание
Что нужно знать о деепричастии, чтобы их находить в предложениях?
Ответы учащихся: (уметь определять грамматическое значение, знать вопросы, морфологические признаки, способ образования, роль в предложении)
Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии? Чему научиться?
Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие.
Любое исследование предполагает алгоритм действий, то есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии.
(слайд с таблицей) + у каждого на парте раздаточный материал.
Знакомимся с таблицей: Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.
вопрос |
деепричастие |
1.Что такое деепричастие? |
|
2. Что обозначает? (грамматическое значение) |
|
3. На какие вопросы отвечает? |
|
4. От какой части речи образуется? |
|
5. Имеют суффиксы: |
|
6. Признаки глагола |
|
7. Признаки наречия |
|
8. Каким членом предложения может быть? |
|
9. Роль в речи |
|
Начало анализа
1) Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка № 2 (слайд) танцуя
Можно определить грамматическое значение этого слова? Нет
А теперь? (слайд) Девочки идут, танцуя вальс.
Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?
Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?
Найдём глагол-сказуемое (идут), оно обозначает? (действие)
Идут (что делая?) танцуя
Деепричастие танцуя обозначает добавочное, или как ещё называют, сопутствующее действие.
Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.
Задание: определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое.
(Слайд )
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание.
Смеяться покатываясь со смеху.
Проверка: (ответы учащихся: основное действие обозначают глаголы, а деепричастия – добавочное: работать (что сделав?) засучив рукава, бежать (как?) сломя голову, слушать (что сделав? Каким образом?) затаив дыхание, смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.
Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий.
(Слайд ) засучив, сломя, затаив, покатываясь
Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения? Почему нам непонятно? Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов)
Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.
Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (На доску прикрепляется лист «обозначает добавочное действие», записываем грамматическое значение во 2-ую строку таблицы)
2) Двигаемся в нашем исследовании дальше.
Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.
Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. (раздатка) + (слайд)
Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.
Работать ( ) засучив рукава.
Смеяться ( ) покатываясь со смеху.
Бежать ( ) сломя голову.
Слушать ( ) затаив дыхание.
Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?
Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий. (затем появляется слайд со вставленными вопросами /по щелчку)
Предлагаю прикрепить таблички с вопросами на доску («отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?) Вопросы запишите в таблицу. У каких частей речи похожие вопросы? ( у глаголов, у наречий)
3) Продолжаем исследование. И следующий шаг – нам нужно узнать, как образуются деепричастия. (Слайд) Запишем эти деепричастия в тетрадь и покажем, как они образовались. От каких слов произошли следующие деепричастия? (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами. Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)
покатываясь от покатывается + я (сь)
засучив от засучить + в
сломя от сломает + я
затаив от затаить + в
Что важное о деепричастии мы узнали?
Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов (прикрепляется листок и записывают в таблицу «образуется от глаголов»)
Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.
4) При анализе морфологических признаков деепричастия мы узнали, что оно обладает признаками двух частей речи. Посмотрим на записи в таблице и скажем, каких? Вопросы вам помогут определить (глагол и наречие).
Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид. (Слайд, где деепричастия с вопросами)
Работать (что сделав?) засучив рукава.
Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху
Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).
Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)
Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?
(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)
А время можно определить у деепричастий? Нет!
Прикрепим эти слова на доску и запишем в таблицу.
Физкультминутка
Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.
Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.
Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.
Задание:
5) Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.
Проверка: поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь, приседая. (слайд)
Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу. (у доски по 2 ученика от ряда). Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.
Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)
Почему? С чем это связано?
Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)
С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие) Скажите коротко, какой признак наречия мы выявили у деепричастия? (На доску прикрепляется табличка и записывается в таблицу «Не изменяется», ответ учащихся: деепричастие, как и наречие, не изменяется, то есть не имеет окончания)
6) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева (Слайд)
Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)
Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)
Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством. (лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»)
7) Роль деепричастий в речи
Ребята, кто может сказать, как называются выражения, над которыми мы работали в течение урока? (фразеологизмы) (слайд)
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание.
Смеяться покатываясь со смеху.
Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится?
(слайд) в сравнении глагол и целое выражение.
Работать Работать засучив рукава
Бежать Бежать сломя голову.
Слушать Слушать затаив дыхание
Смеяться Смеяться покатываясь со смеху
Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность. Запишем этот вывод в таблицу.
Поиграем в «Лото» Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи. Проверим, как мы знаем пословицы.
Нужно соединить разорванные пословицы стрелками. Кто быстрее? (работа в парах)
…, по волосам не плачут |
Снявши голову, … |
…, не умоешься |
Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … |
…, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу |
Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду |
Не зная броду, … |
Пирога ждать,… |
…, не евши, спать |
Проверка: попросить зачитать получившиеся пословицы тех учащихся, кто быстрее справился с работой.
Рефлексия
Пришло время подвести итог урока. Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? Попросить прочитать признаки деепричастия из второго столбика таблицы.
Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие? Мы увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой формой глагола. Вывешивается табличка на доску.
Оценивание
Домашнее задание
Используя составленную таблицу, заполнить перфокарту. (раздаётся каждому ученику)
Домашнее задание учени____6 кл., ф.и.___________________________
В предложении / Лось уходил в глубь леса, оглядываясь назад./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________,
образовано от глагола_____________________ при помощи суффикса______,
имеет_____________вид, является в предложении________________________
Дополнительное творческое задание (на усмотрение учителя)
Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественного)
Нужны ли деепричастия, на этот вопрос красноречиво ответил своим необычным стихотворением английский поэт Р. Саути «Подорский водопад» (слайд )
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая,
шурша,
Резвясь
и спеша,
Скользя,
обнимаясь,
Делясь
и встречаясь,
Ласкаясь,
бунтуя, летя,
Играя,
дробясь, шелестя,
Блистая,
взлетая, шатаясь,
Сплетаясь,
звеня, клокоча,
Взвиваясь,
вертясь, грохоча,
Морщинясь,
волнуясь, катаясь,
Бросаясь,
меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь
и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа,
разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь,
извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед
и вперед убегая в свободолюбивом
задоре,-
Так
падают бурные воды в сверкающем, быстром
Лодоре.
•
Что в этом стихотворении показалось
необычным? (52 деепричастия!)
•
Какую же роль играют деепричастия?
-
Деепричастия дорисовывают основное
действие, делают речь точной, яркой.
-
Предложения с деепричастиями более
выразительны, живописны.
Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи.
Библиографический список
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа, 2009
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; М.: Дрофа, 2009
(Раздаточный материал для урока смотри в Приложении )
Приложение
Раздаточный материал для урока русского языка в 6 классе
«Что называется деепричастием»
Выберите нужный вопрос для каждого деепричастия
Говорит, ( ) улыбаясь маме
бросил, ( ) подкинув кверху
идёт, ( ) сгорбившись от холода
бежит, ( ) запинаясь
вопросы: что делая? Как? Каким образом? Что сделав?
Таблица для Лото
…, по волосам не плачут |
Не зная броду, … |
…, не умоешься |
…, не евши, спать |
Что имеем, не храним, … |
Спотыкаясь,… |
…, не всегда брани дорогу |
…, потерявши, плачем. |
…, не суйся в воду |
Снявши голову, … |
Пирога ждать,… |
Не замочив рук, … |
Что такое деепричастие
№ вопроса |
деепричастие |
1. Что такое деепричастие? |
|
2. Что обозначает? (грамматическое значение) |
|
3. На какие вопросы отвечает? |
|
4. От какой части речи образуется? |
|
5. Имеют суффиксы: |
|
6. Признаки глагола |
|
7. Признаки наречия |
|
8. Каким членом предложения может быть? |
|
9. Роль в речи |
|
Используя составленную таблицу, заполнить перфокарту
Домашнее задание учени____6 кл., ф.и.___________________________
В предложении / Лось уходил в глубь леса, оглядываясь назад./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу___________________, отвечает на вопрос______________________,
образовано от глагола____________________ при помощи суффикса______,
имеет_____________вид, является в предложении________________________
Таблицы для доски
(для печати следующих опорных слов лучше использовать альбомную ориентацию страницы, шрифт Times New Roman, кегль 90)
Обозначает добавочное действие
образуется от глагола
отвечает на вопросы
Что делая?
Что сделав?
Как? Каким образом?
Имеет глагольные признаки: вид и возвратность
Не изменяется
В предложении является только обстоятельством
Деепричастие – это особая форма глагола
Делает речь яркой
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна
→ сергинка 21.02.2014 1 3239 516 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы