Разработка урока развития речи "Волшебница-зима"; 5 класс


Урок развития речи в 5 классе

"Волшебница-зима"


Цели: знакомство с описанием как с типом речи, развитие навыков устной и письменной речи; активизация лексики по теме "Зима", развитие умения всматриваться в окружающую природу; воспитание любви, бережного отношения к природе, помочь осознать красоту и хрупкость красоты.


Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; музыкальная иллюстрация Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина

«Метель»; цветные мелки.


  1. Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»


2. Вступительное слово учителя:

  • Прозвучала прекрасная мелодия Георгия Свиридова. Это своеобразная иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Метель».

  • Что такое метель? Кто сумеет объяснить значение этого слова? («снежный ветер»)

Словарная работа: метель - снежный ветер.

  • С каким временем года связывают метель? (с зимой)


- Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Но не просто о зиме, а о Волшебнице-зиме. Мы попытаемся описать окружающий нас волшебный зимний мир.

Волшебство чаще всего связано со сказкой. И потому я начну разговор со сказки. Вспомните, какие сказки относятся к народным, а какие – к литературным.

Прочитаю вам сказку В.Даля. Слушайте внимательно, т.к. это необычная сказка, это сказка-загадка.


  1. Чтение или рассказывание сказки-загадки В.И. Даля «Старик-годовик»


Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом, пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, ручьи побежали. Махнул третий раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Четвертый раз махнул – и полетели еще 3 птицы. Подул холодный ветер, посыпался дождь.

А птицы были непростые. У каждой по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев, каждое перо со своим именем.

Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.


  1. Беседа по содержанию сказки:

  • Что за птиц выпускал старик-годовик?

  • Как называется каждая из птиц?

  • Почему этих троек четыре?

  • Почему у каждой птицы 4 крыла?

  • Как называются перья на каждом крыле?

  • Первая тройка – зима. Что за время года хозяйничает на планете сейчас? (зима)


  1. Определение понятий «описание», «пейзаж», «образ».

Сегодня мы будем описывать зиму – зимний лес. Но сначала давайте выясним, что же такое «описание».

Словарная работа: ОПИСАНИЕ – указание признаков предмета или явления.


(на доске записаны слова «смотреть-видеть»)

  • Я не случайно на доске написала два слова – «смотреть» и «видеть».

  • Какова разница в значении?

Надо отметить, что люди смотрят на что-либо и видят его по-разному. Первый смотрит на пейзаж и видит только деревья, пни, снег. Второй – немного больше: солнце, тропинку, следы. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти гораздо больше: ослепительный снег, мерцающие снежинки, хрупкую красоту ветвей…

Мы сегодня попытаемся мысленно попасть в зимний лес. В зимний лес отправимся за сказкой. Согласитесь, ведь зимний лес – сказочный. Попробуем создать картину зимнего леса.

Если музыкант (а мы прослушали музыкальную иллюстрацию) выражает то, что увидел, пережил, звуками, художник – красками, то мы попытаемся это сделать при помощи слов.

Настоящие поэты подбирают такие слова, что в их стихах звучит музыка и присутствует цвет: они создают ОБРАЗ. (Словарная работа -ОБРАЗ)

Давайте прослушаем зимние стихи.


  1. Чтение учащимися стихотворений о зиме.


7. Работа по схеме (подбор прилагательных к словам) «Снежинка»

  • Давайте посмотрим на картину с зимним пейзажем так же зорко, внимательно, как и третий наблюдатель, как поэты, и нарисуем многоцветную выразительную картину, используя вместо красок слова.

Представьте, что вы зашли в зимний лес. Обратим свой взгляд вверх –

  • Небо – какое оно?

  • Солнце…

  • Облака…

  • Деревья, ветки, стволы…

  • Снежинки – на что они похожи? (звезды, цветы, пух…)

  • Снег…

  • Земля…

(подбор имен прилагательных, сравнений к данным словам)

Чтение или рассказывание сказки «Какого цвета снег?»

Какого цвета снег?

Поскольку наш урок связан со сказкой, я вам расскажу еще одну сказку: Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?

- Белый – сказал волк.

- Нет, серый, - твердил медведь.

Спорили-спорили, чуть дело до драки не дошло. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.

- Пусть заяц разрешит наш спор, - решили волк и медведь. – Какой снег?

Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул в волчьи глаза и сказал:

- А он … бело-серо-синий.

И стреканул в кусты.


  1. Беседа по содержанию сказки «Какого цвета снег?»

- Почему заяц так ответил?

- Кто прав из спорящих: волк, медведь или заяц?


Вывод: значит, снег может быть и серым, и белым, и синим, и розовым…


  1. Составление плана к устному описанию.


11. Устное описание картин учащимися.

Итак, совершим все вместе прогулку в зимний лес. Передайте словами, что вы видите. Опишите зимний лес, используя слова на доске.


  1. Домашнее задание:

Написать сочинение-описание «Волшебница-зима»

- Опишите зимний лес так, чтобы мы увидели то, чего, может быть, раньше не замечали, чтобы мы вместе с вами подивились хрупкой красоте снежинок, лучезарному солнцу, стройности березок. И нарисуйте иллюстрацию к вашему сочинению.

ПРИЛОЖЕНИЕ: таблица











4



Полный текст материала Разработка урока развития речи "Волшебница-зима"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Намзырай Чечен Алдын-ооловна  Публикатор
15.02.2017 0 3099 164

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК