Разработка урока развития речи "Волшебница-зима"; 5 класс
Урок развития речи в 5 классе
"Волшебница-зима"
Цели: знакомство с описанием как с типом речи, развитие навыков устной и письменной речи; активизация лексики по теме "Зима", развитие умения всматриваться в окружающую природу; воспитание любви, бережного отношения к природе, помочь осознать красоту и хрупкость красоты.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; музыкальная иллюстрация Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина
«Метель»; цветные мелки.
Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
2. Вступительное слово учителя:
Прозвучала прекрасная мелодия Георгия Свиридова. Это своеобразная иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Метель».
Что такое метель? Кто сумеет объяснить значение этого слова? («снежный ветер»)
Словарная работа: метель - снежный ветер.
С каким временем года связывают метель? (с зимой)
- Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Но не просто о зиме, а о Волшебнице-зиме. Мы попытаемся описать окружающий нас волшебный зимний мир.
Волшебство чаще всего связано со сказкой. И потому я начну разговор со сказки. Вспомните, какие сказки относятся к народным, а какие – к литературным.
Прочитаю вам сказку В.Даля. Слушайте внимательно, т.к. это необычная сказка, это сказка-загадка.
Чтение или рассказывание сказки-загадки В.И. Даля «Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом, пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, ручьи побежали. Махнул третий раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Четвертый раз махнул – и полетели еще 3 птицы. Подул холодный ветер, посыпался дождь.
А птицы были непростые. У каждой по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев, каждое перо со своим именем.
Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.
Беседа по содержанию сказки:
Что за птиц выпускал старик-годовик?
Как называется каждая из птиц?
Почему этих троек четыре?
Почему у каждой птицы 4 крыла?
Как называются перья на каждом крыле?
Первая тройка – зима. Что за время года хозяйничает на планете сейчас? (зима)
Определение понятий «описание», «пейзаж», «образ».
Сегодня мы будем описывать зиму – зимний лес. Но сначала давайте выясним, что же такое «описание».
Словарная работа: ОПИСАНИЕ – указание признаков предмета или явления.
(на доске записаны слова «смотреть-видеть»)
Я не случайно на доске написала два слова – «смотреть» и «видеть».
Какова разница в значении?
Надо отметить, что люди смотрят на что-либо и видят его по-разному. Первый смотрит на пейзаж и видит только деревья, пни, снег. Второй – немного больше: солнце, тропинку, следы. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти гораздо больше: ослепительный снег, мерцающие снежинки, хрупкую красоту ветвей…
Мы сегодня попытаемся мысленно попасть в зимний лес. В зимний лес отправимся за сказкой. Согласитесь, ведь зимний лес – сказочный. Попробуем создать картину зимнего леса.
Если музыкант (а мы прослушали музыкальную иллюстрацию) выражает то, что увидел, пережил, звуками, художник – красками, то мы попытаемся это сделать при помощи слов.
Настоящие поэты подбирают такие слова, что в их стихах звучит музыка и присутствует цвет: они создают ОБРАЗ. (Словарная работа -ОБРАЗ)
Давайте прослушаем зимние стихи.
Чтение учащимися стихотворений о зиме.
7. Работа по схеме (подбор прилагательных к словам) «Снежинка»
Давайте посмотрим на картину с зимним пейзажем так же зорко, внимательно, как и третий наблюдатель, как поэты, и нарисуем многоцветную выразительную картину, используя вместо красок слова.
Представьте, что вы зашли в зимний лес. Обратим свой взгляд вверх –
Небо – какое оно?
Солнце…
Облака…
Деревья, ветки, стволы…
Снежинки – на что они похожи? (звезды, цветы, пух…)
Снег…
Земля…
(подбор имен прилагательных, сравнений к данным словам)
Чтение или рассказывание сказки «Какого цвета снег?»
Какого цвета снег?
Поскольку наш урок связан со сказкой, я вам расскажу еще одну сказку: Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?
- Белый – сказал волк.
- Нет, серый, - твердил медведь.
Спорили-спорили, чуть дело до драки не дошло. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.
- Пусть заяц разрешит наш спор, - решили волк и медведь. – Какой снег?
Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул в волчьи глаза и сказал:
- А он … бело-серо-синий.
И стреканул в кусты.
Беседа по содержанию сказки «Какого цвета снег?»
- Почему заяц так ответил?
- Кто прав из спорящих: волк, медведь или заяц?
Вывод: значит, снег может быть и серым, и белым, и синим, и розовым…
Составление плана к устному описанию.
11. Устное описание картин учащимися.
Итак, совершим все вместе прогулку в зимний лес. Передайте словами, что вы видите. Опишите зимний лес, используя слова на доске.
Домашнее задание:
Написать сочинение-описание «Волшебница-зима»
- Опишите зимний лес так, чтобы мы увидели то, чего, может быть, раньше не замечали, чтобы мы вместе с вами подивились хрупкой красоте снежинок, лучезарному солнцу, стройности березок. И нарисуйте иллюстрацию к вашему сочинению.
ПРИЛОЖЕНИЕ: таблица
На странице приведен фрагмент.
Автор: Намзырай Чечен Алдын-ооловна
→ Публикатор 15.02.2017 0 3229 164 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы