Разработка урока русского языка "Чередование гласных в корнях слов"; 5 класс
Чередования гласных в корнях.
Урок русского языка 5б классе.
Учитель: Баширова Ф.И.
Цели урока :
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Чередование гласных в корнях”.
Задачи:
Предметно-содержательная: формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные |
метапредметные |
личностные |
Что обозначает термин «чередование»; как отличить чередование от проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слова . Уметь применять правила написания гласных е-и, о-а в данных примерах. Составление алгоритма правописания чередующихся гласных корня. |
познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. |
Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку и литературе. |
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения:
Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).
Компьютер
Мультимедийное оборудование.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.
Домашнее задание:
дается на выбор (разный уровень сложности):
Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Начало урока |
Вспомнить, какие гласные корня называются безударными. |
Конец урока |
|
Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить |
|
|
Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся. |
|
|
Пополнить свой словарный запас. |
|
|
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. |
|
|
Отдохнуть на уроке. |
|
Организационный момент
Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.
На экране проектора:
Люди пишут, а время стирает,
Всё стирает, что можно стереть.
Но скажи, если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
(С.Маршак)
? О чём идет речь в стихотворении?
? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).
? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.
ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:
Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:
1.Проверяемый гласный в корне
2.Непроверяемый гласный в корне
Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.
Запишите слова, применив правило.
1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь - огненный ,лесной –лес, столы –стол, коса –косы, вода –воды.
2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.
? Как вы записали эти слова?
? Какие из них вызвали затруднения?
? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?
? Они однокоренные? Как мы их напишем?
Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.
Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих действий.
Цель (чего я хочу добиться на уроке) (заполняется учеником)
|
Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня |
|
|
Подобрать проверочные слова. |
|
|
Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них. |
|
|
Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне. |
|
|
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. |
|
|
Обратиться к правилу. |
|
Построение проекта исходной задачи.
Задание в группах
1 группа. Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма.
|
Посмотри, какой гласный идёт после корня |
|
А |
|
Другой гласный |
ПИШИ И |
|
ПИШИ Е |
Замирать, застилать, умирать, забирать, стирать |
|
Замереть, застелить, умереть, заберу, стереть.
|
2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»
1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .
2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли
3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.
4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.
3 группа.
Расставьте ударение в словах:
Корень ударный |
Корень безударный |
Поклон |
Поклониться |
Зарево,зоренька |
Заря |
Загар |
Загорел |
Слова – исключения: |
Зорянка, зоревать |
4 группа: касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое - сложение
Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?
Задание в группах. (с проверкой по эталону)
1 группа
Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:
Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,
Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните правописание:
Осень собирает – зима подъедает.
На воре и шапка горит.
Мягко стелет – жёстко спать.
До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.
1-ая группа:
Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё «Осень собирает – зима подъедает».
2-ая группа:
Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.
Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт. Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец. Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила, что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»
3-ая группа:
Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко стелет, да жёстко спать».
4-ая группа:
Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»
Первичное закрепление с комментированием.
ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)
Включение в систему знаний и повторение.
Работа с текстом.
Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.
О чем данный текст, как бы вы его назвали?
Найдите в тексте слова с чередованием.
Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .
Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):
Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
Рефлексия.
+ |
Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня. |
+ |
+ |
Узнать, какие пишутся в них гласные. |
+ |
+ |
Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне. |
+ |
+ |
Пополнить свой словарный запас. |
+ |
+ |
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. |
– |
|
Отдохнуть на уроке. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баширова Флюра Исмагиловна
→ Публикатор 18.07.2017 0 8230 258 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы