Конспект урока по литературе «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»; 7 класс
Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Тема урока: Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Класс: 7-й.
Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва». Развивать навыки анализа; анализировать лирическое произведение.
2. Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.
3. Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.
Оснащение урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.
1. Мобилизация.
Педагог: послушайте произведение:
«Господи и владыко живота моего!
Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.
Аминь».
Педагог: Что я сейчас прочитала?
(Вы прочитали молитву)
- Давайте подумаем все вместе: о чем просит человек в молитве?
(Человек просит у Бога помощи.)
- Я только что прочитала вам молитву Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его Сирин (от слова Сирия), соловей. Как бы вы описали, что такое молитва? Действительно, описать это своими словами непросто. Давайте обратимся к словарям.
(Ученики получают карточки с заданиями: определить значение слов, пользуясь Толковым словарем и Этимологическими словарями).
2. Целеполагание.
Педагог: Итак, молитва – обращение верующего к Богу. А почему человек молится?
(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)
Педагог: Теперь вы можете сформулировать тем нашего урока?
(Молитва)
Педагог: Верно, мы будет говорить о молитве. Но не о религиозной, а о стихотворной. На уроке мы будем говорить с вами о чудной молитве знаменитого поэта, о той минуте, когда поэт, не находя жизненной опоры в себе, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?
В 1939 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
3. Этап выявления первоначального восприятия.
Педагог: Как вам понравилось стихотворение? Какие эмоции оно вызывает – тоску, грусть, радость?
Педагог: Какие слова нам непонятны? Как нам определить лексическое значение слова «благодатная»?
(Посмотреть в словаре)
Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:
«Благодатная – дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро».
«Благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека».
4. Создание проблемной ситуации.
Педагог: Итак, благодать – это обещание спасения души. Поэтому «Сила благодатная» – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Значит, молитва – это далеко не только просьба о помощи.
А разве могут слова быть живыми?
(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)
5. Коммуникация (поиск новых знаний).
Педагог: сейчас мы разобьемся на четыре группы. Я дам вам три минуты, подумайте: о чем это стихотворение? Через три минуты каждая группа должна прийти к общему заключению.
(Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)
- Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?
- Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.
На доске написаны слова:
светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное
(Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце поэта - грусть.)
- Что показано в первой строфе?
(В первой строфе показано описание состояния души человека)
- Прочитайте вторую строфу.
Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Эти слова связаны с верой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека». Что хочет сказать поэт?
(Лермонтов показывает, что слова молитвы действуют на человека)
- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?
(Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)
- Скажите, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?
(Лермонтов использует антонимы: тьмы и света, печали и радости, трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится)
- Заглянем снова в словарь. Что слово «бремя» и выражение «бремя скатится»?
(Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится» означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы на душе стало легко).
- Поэт хочет обратиться к нашим чувствам. Он желает, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти тоски – к надежде и вере. В его стихотворении все живет, движется и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
- От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов – звуки. Прочитает еще раз первую строфу:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
- Давайте обратим внимание, какой гласный создает звуковой фон первой строфы?
(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у».)
- Как вы воспринимаете этот звук?
(Этот звук угрожающий, темный, ночной.)
- Прочитаем еще раз вторую строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
- Как изменяется все под действием слов молитвы? Какие гласные звучат чаще всего?
(Открытые звуки «а» и «э»)
- Почему поэт выбрал именно эти звуки? Что они выражают?
(Они символизируют открытость души человека).
- Обратим внимание на звуки третьей строфы:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(Открытые звуки «е» и «а»).
- Определим размер стихотворения.
Стихотворение написано ямбом. Во второй и третьей строфах строки стали «легкие» (в них по два ударения). Это позволяет понять, и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, умиротворения, ощутить почти физически это расстояние от «до» и «после» молитвы.
- Посмотрите, что даже синтаксические конструкции подчинены общему движению молитвы и передают это движение. Прочитайте предложения первой и второй строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?
(Единственный глагол в форме первого лица «я твержу» – это единственное действие героя. Он твeрдит молитву, он обращается к Богу. Все остальное происходит с ним без его участия)
- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?
(Поэт использует безличные глаголы: «и верится, и плачется»).
Легко – категория состояния – описание состояния души героя.
6. Проверка.
- Итак, какова идея произведения?
(Человеку после молитвы становится легко)
- Что получает человек после прочтения молитвы?
(Он обретает веру, надежду)
- О чем не просят в молитве?
(В молитве не просят о деньгах или чем-то похожем)
7. Рефлексия.
Педагог: давайте подведем итоги.
Тема стихотворения – рассказ о молитве.
Главные слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть».
Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.
Начало стихотворения мрачноватое: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – это описание состояния души лирического героя, причин его обращения к молитве. Глагол «теснится» подчеркивает ощущение печали, тоски, тяжести.
Вторая строфа – описание силы слов всей молитвы. Значение имеют эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.
Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.
Если в начале произведения герою тяжело на душе, печально, то после молитвы становится легко.
Звуковой фон первой строфы создает повторяющийся «у», который передает мрачное настроение. В последней строфе звучат открытые звуки: «а» и «э». Все это даёт нам трогательные моменты, вместе с поэтом мы испытываем чувство облегчения, покоя.
Стихотворение написано ямбом.
Личные предложения в начале стихотворения передают состояние души, силу слов, обращенных к богу. Единственное действие героя – «я твержу». Все остальное происходящее с ним это действие живых слов, силы благодатной.
Две последние строки: «и верится, и плачется» – безличные предложения.
Педагог: Итак, мы выполнили с вами анализ лирического произведения.
Что мы узнали нового?
Что запомнилось, какие новые понятия?
8. Объяснение домашнего задания.
Педагог: домашнее задание – найдите в творчестве М.Ю. Лермонтова или других русских поэтов стихотворения, которые близки по теме к молитве. На следующем уроке познакомьте с этими стихотворными молитвами своих одноклассников, мы сравним, кто и какие произведения нашел.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богодухова Екатерина Евгеньевна
→ Ека6491 26.09.2019 1 7675 150 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы