Конспект урока русского языка "Отрицательные местоимения"; 6 класс


Урок русского языка в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения".  

Цели урока:

  • дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;

  • формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

  • развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.

Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, учебник.

Ход урока

1. Индивидуальная работа.

1) Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся).

- Объясните написание орфограммы:

(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не)продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть(не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не)уклюжий медвежонок.

2. Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений (ЗП не расставлены):

В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом.

Сколько времени прошло я не знаю.

- Чем первое предложение отличается от второго?

- С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главным?

- Перестройте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

1. Повторение изученного о местоимении.

1) - Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?

Какие разряды местоимений вы знаете?

2. Объяснение нового материала.

1) Лингвистический эксперимент.

- Сравните два предложения, ответьте на вопросы.

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

  1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Дайте определение отрицательных местоимений.

2) Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.

3) Склонение отрицательных местоимений.

- Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.

Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.

4) Образование отрицательных местоимений .Работа с таблицей учебника.

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

3. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант.

- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.

  • Пустые речи и слушать нечего.

  • Худо тому, кто не делает добра никому.

  • Упрямого ничем не убедишь.

  • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.

  • Худого человека ничем не уважишь.

  • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.

  • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?

- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

3) Работа с текстом.

- Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.

Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

(И. Михайлова)

  • Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?

  • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?

  • Найдите формы одного и того же местоимения.

  • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?

  • Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?

  • Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

4) Творческий диктант.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ),не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ),торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ),слушать было ( ), разговаривать было ( ).

5) Орфографическая работа.

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не)покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не,ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не,ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Итоги урока.

Что узнали?

Чему научились на уроке?

Домашнее задание: п.128,129, упр. 777,783( по выбору).


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Отрицательные местоимения"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куликова Ольга Павловна  Публикатор
07.01.2021 0 4262 344

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК