Конспект урока развития речи "Мастерская творческого письма "Снежные истории"; 6 класс
Фильшина Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ «Перфиловская СОШ» Тулунского муниципального района
Иркутской области
Тема урока: Мастерская творческого письма «Снежные истории» Тип урока: урок развития речи (по теме «Описание природы») Класс: 6 класс Педагогическая технология: технология педагогических мастерских Цели урока:
Оборудование: бланки для самооценки, слова (мастерская, снег, образные выражения), раздаточный материал (тексты, таблицы), копилки (по количеству учащихся), толковые словари (по количеству групп), репродукции картин (или слайды презентации), иллюстрация (африканский мальчик), диск с песней «Снег кружится»), ножницы, магниты, краски, фломастеры, карандаши, кисточки. Методы работы: метод беседы, практический метод, наглядный метод, метод самостоятельной работы, частично-поисковый метод (сбор материала к сочинению), проблемный метод (создание текста), метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, метод сравнения и сопоставления. Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная Алгоритм-схема урока (по Т. Я. Ярёминой):
|
|||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||
I.Индуктор |
- Дорогие ребята, я рада вновь приветствовать вас! Прошу всех садиться. Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-мастерская. У каждого из вас на столах лежат бланки для самооценки. В конце урока на этих бланках вы поставите оценку мне, себе и Его Величеству Уроку. - Представьте себе, что все мы живём в Городе Мастеров, следовательно, мы с вами мастера, а наш кабинет – мастерская. - А что делают в мастерской? (ремонтируют, создают, творят, созидают) - У слова «мастерская» несколько значений, сегодня нас интересует только одно из них: мастерская – это помещение для работы художника, скульптора. В нашей мастерской мы тоже будем работать: творить, созидать, создавать, но только тексты. Дома каждый из вас сделал КОПИЛКУ. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (Ответы обучающихся) Следовательно, копилку наполняют чем-то драгоценным для себя. Мы постараемся наполнить копилку ценной для нас информацией – СЛОВАМИ, необходимыми для написания сочинения. |
||||||||||||||||||||||
II.Создание творческого продукта (основано на деконструкции и реконструкции избранных для работы материалов) |
- А о чём мы сегодня будем говорить и писать, вы узнаете после того, как внимательно послушаете текст и ответите на вопрос. Январь – месяц больших молчаливых сугробов. В это время налетают и набегают в лес причудливые существа. Садятся они по пням и сучкам, вскарабкиваются на ёлки и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая Алёнушка. Склонила она голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёку. (По Н. Сладкову.) - Почему в январе в лес набегают и налетают сказочные существа? (…потому что выпадает снег) - А как вы догадались, что это снег? (Белый, покрывает всё вокруг, принимает причудливые формы) - Сформулируйте основную мысль текста. (Сугробы приобретают формы загадочных, причудливых существ) Запишите на листочке. ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. - Следовательно, работа в нашей мастерской посвящена «Снежным историям». - А какие интересные, неожиданные истории, связанные со снегом, произошли в вашей жизни? Расскажите в 3-4 предложениях. (Устные рассказы обучающихся) - А вот какую снежную историю о первом снеге рассказывает К.Г. Паустовский. Возьмите листы с текстами № 1. Первый снег Однажды утром я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и , наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный снег наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе, на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. - Определите тип текста. (повествование, много глаголов) - К какому стилю он относится? (художественный стиль) - Докажите, что это текст художественного стиля, заполнив листок-таблицу. Какие выразительные средства использованы в тексте для характеристики снега?
ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ Тренинг «Познай слово» - Так что же такое снег? Дайте определение (работа со словарём) Снег – 1. Атмосферные осадки в виде звездообразных кристалликов или хлопьев, представляющих собой скопление таких кристалликов. 2. Сплошная масса таких осадков, покрывающая какое-либо пространство. 3. Разг. Время, пора, когда выпадает снег. Управиться до снега. - Какие другие слова всплывают в памяти, когда вы произносите слово «снег»? (Зима, Новый год, каникулы, санки, горка, снежки, валенки и т.д.) Возьмите голубой листочек и запишите на нём свои ассоциации к слову «снег». ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. - Послушайте отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова. С чем поэт сравнивает снег? Падает снег. Падает снег – Тысячи белых ежат… А по дороге идёт человек, И губы его дрожат. - С чем поэт сравнивает снег? Почему? (имеют сходство по форме) - Придумайте и запишите своё образное определение слову «снег». Подберите к этим существительным прилагательные. (Белые мухи, лёгкий пух, небесная мука, звёздная пыль, ледяные осколки, волшебная вата и др.) Обменяйтесь мнениями в группах. Запишите те словосочетания, которых у вас нет. ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. - Продолжим разговор о снеге. Попытаемся охарактеризовать снег по разным признакам. На столах у вас лежат таблички. Заполним их. Каков снег по… ?
ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. Теперь вы можете воспользоваться её содержимым, чтобы создать небольшой текст по образному средству. Тренинг «Создать контекст по образному средству» Трём группам я предлагаю выбрать одно образное средство, чтобы создать текст. 1 группа – белые мухи, волшебная вата; 2 группа – снежная пена, звёздная пыль; 3 группа – небесная мука, белое покрывало (Читаю свой текст по образному средству) Лёгкий пух Весь день шёл снег. Он падал крупными хлопьями, плавно кружась в воздухе, и не спешил касаться земли. Словно белый лёгкий пух, который теряли после каждого взмаха крыльями снежные птицы, он постепенно покрывал землю. Птицы эти – невидимки, поэтому их пух, касаясь тёплых ладоней, щёк, становился невидимым. Оставались только капельки – это слезинки снежных птиц о потерянном белоснежном оперении. |
||||||||||||||||||||||
III.Социализация |
Чтение текстов |
||||||||||||||||||||||
IV.Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности |
- Какой из текстов наиболее понравился? Почему? - Что вызвало затруднение?
|
||||||||||||||||||||||
V.Новая информация |
- Ребята, а снег – это обычное, привычное для людей явление или всё же необычное, удивительное явление? (Необычное. Для многих людей снег – это чудо, многие его никогда не видели.) В какой части света , на каком материке снега не бывает? (Африка, экватор) - Как люди, которые никогда не видели снега, могут узнать о нём? (По картинам, рассказам очевидцев, по книгам) - Рассмотрите репродукции картин. Какой темой они объединены? (Зима) - Почему вы так решили? (Много снега) - Скажите, а одинаково ли художники изобразили снег на своих картинах? - От чего зависит то, как выглядит снег? (Время суток, начало или конец зимы, в тени он или на солнце, пасмурный или солнечный день и.т.д.) Тренинг «Художник» - Составьте 2-3 предложения по иллюстрациям или вставьте слова вместо точек в данных предложениях: Днём снег…, а вечером … . На солнце снег …, а в тени … . Зимой снег пушистый, а весной … . В лесу и в поле снег …, а на дорогах его почти нет. - Запишите свои варианты предложений на листочках. ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. - Какой принцип лежит в основе построения этих предложений (Противопоставление, антитеза). - А теперь пройдите за последние парты и нарисуйте свой снег (можно вырезать снежинку). Во время этой работы звучит песня «Снег кружится» - Давайте организуем выставку рисунков. Вы, как настоящие художники, по-разному чувствуете снег, поэтому на рисунках снег тоже разный. - К рисункам мы ещё вернёмся, а пока послушайте текст № 2 и ответьте на вопрос: какие «снежные» слова существуют в русском языке? Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твёрдые белые шарики больно секут щёки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовётся «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течёт по земле. Это низовая метель – «позёмка». Если ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это «вьюга». А в степи может разыграться и настоящая снежная буря – «буран». Зимние ветры повсюду наметают холмы из снега - сугробы. В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого чёрствого снега есть в русском языке своё жёсткое слово «наст». «Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки. Н. Надеждина. -Какие «снежные» слова существуют в русском языке? -Какие снежные слова знаете вы? Запишите на листочек. ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ. - Благодаря вашим рисункам у нас получился настоящий снегопад. А ведь «такого снегопада давно не знали здешние места» (звучит куплет из песни «Снег кружится»). - О чём эта песня? - Какую картину вы себе представили? - Какие чувства вызывает песня? - Какие прилагательные помогают лучше представить снег? (белый, чистый, невесомый) - На что похожа земля в этой песне? (На чистый лист бумаги) |
||||||||||||||||||||||
VI.Корректировка или создание нового варианта версии, гипотезы… |
На чистом листе бумаги напишите письмо африканскому мальчику Джиму о сибирской зиме, о снеге, используя накопленную информацию. |
||||||||||||||||||||||
VII.Социализация. |
Чтение лучших работ от каждой группы |
||||||||||||||||||||||
VIII. Общая рефлексия. |
Поставьте оценки в бланке. - Какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными? - Какие моменты понравились, запомнились? - Где в будущем вам пригодятся знания, полученные на уроке? |
Анализ
урока русского языка в 6 классе по теме
«Мастерская творческого письма «Снежные истории»
Дата проведения: 28.01.2015 г.
Учитель: Фильшина М.А.
Тип урока: урок развития речи
Ведущая педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Урок-мастерская творческого письма «Снежные истории» в 6 классе соответствует заявленной технологии, так как учителем соблюдены основные требования к проведению уроков-мастерских.
Одна из ведущих задач урока заключается в подготовке обучающихся к написанию сочинения. В структуре урока представлены основные этапы, направленные на создание запланированного творческого продукта через социализацию, рефлексию, самокоррекцию и т.д.
Учитель в течение урока использовал активные методы обучения, побуждающие учащихся к познавательной, творческой, самостоятельной и рефлексивной деятельности. Различные тренинги, работа по заполнению таблиц, анализ текстов художественного стиля, работа со словарём позволили учащимся собрать необходимый языковой материал для создания собственного текста.
Расширению рамок восприятия учебного материала способствовало обращение к репродукциям картин известных художников, музыкальным произведениям, что обеспечило интеграцию различных видов искусств и более глубокое погружение учащихся в тему урока.
В процессе учебной деятельности учащиеся продемонстрировали умение пользоваться методами познания и приемами построения нового знания, умение аргументированного говорения и письма, умение преобразовывать информацию, создавать и афишировать собственный творческий продукт, умение взаимодействовать в группе и др.
Выбранная учителем педагогическая технология позволила достичь поставленных целей, решить задачи личностного саморазвития и обеспечила реализацию системно-деятельный подхода.
28.01.2015 г. Директор школы:________/
Ознакомлена:___________/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фильшина Марина Александровна
→ Публикатор 04.03.2021 0 2207 252 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы