Деловая игра "Акулы пера"; 7 - 8 классы


Деловая игра «Акулы пера» для учащихся 7-8 классов


Тема. Ранняя профессиональная ориентация учащихся по профессии «Журналист»

Тип мероприятия – деловая командная игра по профессиональной ориентации.

Цель: Формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии журналиста.

Задачи: 1. Создание условия для развития конкретно-наглядных представлений о профессии журналиста.

2. Создание у учащихся впечатления о мире журналистики через практическое участие в игровой деятельности.

3. Развитие у учащихся способностей, имеющих отношение к профессии журналиста.

4. Включение учащихся в деятельность, согласованную с гуманитарной направленностью образования в гимназии.

5. Формирование навыка работы в команде.

Формируемые результаты

Личностные:

- готовность к самообразованию на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений,

- умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- способность ведения диалога с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД:

- умение строить прямое доказательство;

- умение анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации;

- умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;

- умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты.

Русский язык.

- умение участвовать в диалогическом общении,

- умение создавать устные монологические высказывания для убеждения собеседника,

- умение писать очерк,

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.


Оборудование: Средства мультимедиа, презентация, смартфоны, планшеты, бумага, карандаши, листочки.

Для успешного проведения игры каждый член команды должен иметь смартфон, планшет с выходом в сеть Интернет.

Участники: в игре участвуют три команды по 5 человек.

Время проведения: мероприятие рассчитано на 45 минут.

Оценивание: каждый конкурс оценивается в баллах, победитель набирает наибольшее количество баллов.

Моделируемая ситуация: группа молодых журналистов, желая работать в популярном журнале, доказывает свою профессиональную состоятельность, участвуя в конкурсном отборе.

Задания к игре:

  1. Придумать название своего журнала и его фирменный знак.

  2. Подготовить вступительную речь, обращенную к главному редактору, в которой обосновать, что группа молодых журналистов будет очень полезна редакции популярного журнала.

  3. Написать небольшой очерк о животном, рыбе, птице так, чтобы он был коротким, веселым и интересным.


Ведущий: игру проводит ведущий, выступающий в роли главного редактора популярного журнала.

Жюри: жюри дают оценку после каждого конкурса. В конце игры выявляется победитель, набравший наибольшее количество баллов.

Ход игры «Акулы пера»:

Этапы

Деятельность учителя (ведущего)

Деятельность учащегося

1. Разминка. Постановка проблемы.

Цель: создание условий для самоопределения к деятельности, для формирования положительной мотивации.


Ведущий. Здравствуйте, коллеги.

Администрация журнала получила ваши резюме и знает ваше желание работать у нас. Но так как нам нужна только одна команда молодых журналистов, а мы получили три заявки, мы решили, что определим победителя в конкурсных испытаниях.

Мы попросили вас заранее

1) придумать новое название для нашего журнала и его новый фирменный знак, обосновать свой выбор,

2) подготовить вступительную речь, обращенную к главному редактору, в которой обосновать, что ваша группа молодых журналистов будет очень полезна редакции нашего журнала,

3) написать очерк о животном, рыбе, птице так, чтобы он был коротким, веселым и интересным.

Помимо названных конкурсов, у нас будет работа, которую вы выполните непосредственно в редакции без предварительной подготовки.

Судить наше состязание будет компетентное жюри в составе……. (в роли жюри выступают сотрудники редакции журнала: заведующие отделами информации, связи с общественностью, корректуры, др.)

























Разминка.




Ведущий. Давайте немного разомнемся. Уважаемые юные журналисты, каждая профессия обладает набором слов, понятных для ее представителей и не совсем понятных окружающим людям. Определите лексическое значение слов, относящихся к журналистскому сленгу.

Дают ответы:

Что такое в журналистике «рыба»?


Заранее написанная заготовка для статей, своеобразный каркас, который постепенно заполняется информацией.

Что такое в журналистике «шапка»?


Крупный заголовок, общий для нескольких материалов

Что в журнале можно назвать словом «аншлаг»?


Заголовок сенсационного характера.

Что в прессе называется воздухом?


Свободные пространства между статьями

Что значит для журналиста работать «в поле»?

На месте событий

Что значит «дать в ухо» журналисту?

Передавать оперативную информацию в ушную гарнитуру ведущего

Оценивание:

За каждое названное слово – 0,5 балла.

Слово жюри.


Основная часть



Цель: создание условий для применения знаний и умений в выполнении заданий в процессе игровой деятельности



Знакомство.

Ведущий. А теперь переходим к работе. Капитаны команд, представьте свою команду, новое название журнала и его фирменный знак!

Оценивание – 3 балла.

Название журнала– 1 балл

Фирменный знак – 1 балл

Обоснование выбора названия и фирменного знака – 1 балл.

Слово жюри.

Капитаны команд представляют новое название журнала и его фирменный знак, объясняет выбор. Участники команды могут ему помогать в ответе.

Конкурс 1. В мире профессий


Ведущий. В редакции глянцевого журнала работает много сотрудников. У каждого из них свой функционал. Соотнесите должность работника и его функции. Чем занимаются издатель, главный редактор, редактор отдела, эксперт, верстальщик и корректор?

1. Издатель

А. Пишет статьи в номер, находит внештатных авторов, предлагает и обсуждает с ними темы, готовит статьи к публикации.

2. Главный редактор

Б. По факту является генеральным директор компании, издающей глянцевый журнал; также выступает в роли политика на переговорах с компанией, которая предоставила лицензию на издание.

3. Редактор отдела.

В. Выполняет корректорскую правку и литературное редактирование.

4. Эксперт

Г. Верстает глянцевый журнал

5.Верстальщик

Д. Отвечает за творческий и организационный процессы в редакции

6.Корректор

Е. К нему обращаются для получения научного комментария.

Оценивание:

Всего – 3 балла.

За каждое соответствие – 0,5 балла

Слово жюри

Учащиеся работают с таблицей и соотносят должность и ее функционал: каждой цифре подбирают соответствующую букву:

1-

2-

3-

4-

5-

6-

Конкурс № 2. Ораторское мастерство

Ведущий. Второй конкурс нашего состязания «Ораторское мастерство».

Журналист как оратор должен уметь воздействовать на общественное мнение, формировать убеждения, взгляды аудитории.

Команде нужно убедить работодателя в профессионализме своей команды молодых журналистов.

Важен подбор аргументов, убедительность интонации.

Оценивание:

- Подбор аргументов – 4 балла,

- убедительность интонации – 2 балла.

Слово жюри

Один член команды выступает с речью, в которой доказывается профессиональная состоятельность молодых журналистов и то, в чем журнал выиграет, если заключит контракт именно с их командой.

Конкурс № 3. Чувство стиля.


Ведущий. Третий конкурс - «Чувство стиля». Конкурс проверяет ваш лексический запас, точность речи, чувство слова.

Перед вами стихотворение С. Есенина «Черемуха». В нем пропущено шесть эпитетов. На место пропусков команды должны подобрать эпитеты, максимально сюда подходящие.

Черемуха_________

С весною расцвела
И ветки ____________,
Что кудри, завила.
Кругом роса _________
Сползает по коре,
Под нею зелень _______
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
____________ ручей.
Черемуха __________
Развесившись, стоит,
А зелень __________
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Оценивание:

за каждый правильный эпитет – 0,5 балла

Слово жюри

Учащиеся подбирают эпитеты, объясняют свой выбор

Конкурс № 4. Другими словами.


Ведущий. Для журналиста очень важно умение выражать мысль. В конкурсе «Другими словами» мы предлагаем вам 4 предложения, которые надо переделать так, чтобы сохранить смысл. Есть одно условие: слова данного предложения в новом предложении использовать нельзя.

Команды получают предложения:

1. Нынешнее лето было очень теплым.

2. Быть журналистом иногда опасно.

3. Учитель должен учить.

4. Пришла весна, прилетели грачи.

Оценивание:

По 0,5 балла за каждое удачное переделанное предложение.

Слово жюри

Учащиеся составляют новые предложения, сохраняя смысл данных. Слова данного предложения в новом предложении не используются.


Конкурс № 5. Интервью.


Ведущий. Каждый журналист должен уметь задавать интересные вопросы¸ вытягивать вопросами, казалось бы, практически безнадежные интервью, репортажи. Сейчас я прочитаю вам маленький рассказ Феликса Кривина «Радость». Команда должна подготовить по четыре необычных, интересных вопроса автору данного рассказа Феликсу Кривину.

Феликс Кривин. «Радость».

Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост.

Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить.

И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.

Оценивание:

По 1 баллу за каждый интересный вопрос.

Слово жюри

На подготовку вопросов дается 2 минуты.

Учащиеся готовят вопросы к автору произведения, писателю Феликсу Кривину.

Конкурс № 6. Творчество


Ведущий. А теперь прошу команды представить свой очерк о животном, рыбе, птице. Мы просили вас, чтобы он был коротким, веселым и интересным. Это было вашим домашним заданием.

Если вы желаете, то можете чтение сопровождать инсценировкой. За нее будет дан дополнительный балл.

Оценивание. Всего 5 баллов:

Хорошо прорисованная сюжетная линия – 1 Умение держать интригу – 1

Юмор – 1 Стиль изложения – 1

Инсценировка – 1. Слово жюри

Учащиеся представляют подготовленный заранее очерк о животном, рыбе или птице.

При желании инсценируют его (без предварительной подготовки)

Конкурс 7.

Кто владеет информацией – тот владеет миром.


Ведущий. Для журналиста очень важно знать информацию, уметь ее получить и передать. Сейчас капитан команды получит от нас конверт с очень важной информацией, возьмет свой мобильный телефон и выйдет из кабинета. Он должен передать информацию вам, пользуясь социальными сетями, электронной почтой или другими мобильными средствами связи. В этом конкурсе победит та команда, у каждого члена которой в мобильном телефоне или планшете будет открыта переданная информация.

Оценивание

Команда, первая получившая информацию, – 4 балла, вторая – 3 балла, третья – 1 балл. Слово жюри

Командир передает полученную информацию

Заключительный этап



Рефлексия. Подведение итогов. Цель: создание условий для осмысления собственной деятельности, осознания своего профессионального интереса.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами побывали в увлекательном мире глянцевого журнала и попробовали себя в роли журналиста.

Вы поняли, что попасть на работу в престижное издание может только самая компетентная, мобильная, креативная команда. Пока жюри подводит итоги, кто же будет работать в нашем журнале, давайте с вами проанализируем игру.

1. Какое впечатление на вас произвела игра? Была ли она для вас полезна? Какое задание было самым сложным?

2. Что нового вы узнали о мире журналистики? Понравилось ли вам быть журналистом?

3. Кто из вас захотел написать статью в нашу гимназическую газету? Добро пожаловать в нашу редакцию. Мы рады будем с вами сотрудничать.

А теперь слово жюри.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями, мнением.


Экспертный лист жюри:

Конкурс

Оценивание

1

Разминка. Команды определяют лексическое значение слов, относящихся к журналистскому сленгу.

Что такое в журналистике «рыба»?


Заранее написанная заготовка для статей, своеобразный каркас, который постепенно заполняется информацией.

Что такое в журналистике «шапка»?

Крупный заголовок, общий для нескольких материалов

Что в журнале можно назвать словом «аншлаг»?

Заголовок сенсационного характера.

Что в прессе называется воздухом?

Свободные пространства между статьями

Что значит для журналиста работать «в поле»?

На месте событий

Что значит «дать в ухо» журналисту?

Передавать оперативную информацию в ушную гарнитуру ведущего


Всего – 3 балла

За каждое названное слово – 0,5 балла.


2

Знакомство. Капитаны команд представляют название журнала и его фирменный знак, объясняют свой выбор

Всего – 3 балла

Название журнала– 1 балл

Фирменный знак – 1 балл

Обоснование выбора названия команды и девиза – 1 балл.

3

Конкурс 1. В мире профессий.

Учащиеся работают с таблицей и соотносят должность и ее функционал: каждой цифре подбирают соответствующую букву. Правильный ответ

1-Б, 2–Д, 3-А, 4-Е, 5-Г, 6-В

1. Издатель

Б. По факту является генеральным директор компании, издающей глянцевый журнал; также выступает в роли политика на переговорах с компанией, которая предоставила лицензию на издание.

2. Главный редактор

Д. Отвечает за творческий и организационный процессы в редакции.

3. Редактор отдела.

А. Пишет статьи в номер, находит внештатных авторов, предлагает и обсуждает с ними темы, готовит статьи к публикации.

4. Эксперт

Е. К нему обращаются для получения научного комментария.

5. Верстальщик

Г. Верстает глянцевый журнал

6. Корректор

В. Выполняет корректорскую правку и литературное редактирование.


Всего – 3 балла

За каждое соответствие – 0,5 балла

4

Конкурс 2. Ораторское мастерство.

Один член команды выступает с речью, в которой доказывается профессиональная состоятельность молодых журналистов и то, в чем журнал выиграет, если заключит контракт именно с их командой.

Всего – 5 баллов

Подбор аргументов – 3 балла,

Убедительность интонации – 2 балла



Конкурс 3. Чувство стиля.

Учащиеся подбирают подходящие по смыслу эпитеты.

С. Есенин «Черемуха».

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Всего 3 балла.

За каждый правильный эпитет – 0,5 балла

5

Конкурс 4. Другими словами.

Учащиеся составляют новые предложения, сохраняя смысл данных. Слова данного предложения в новом предложении использовать нельзя.

Команды получают предложения:

1.Нынешнее лето было очень теплым.

2.Быть журналистом иногда опасно.

3.Учитель должен учить.

4.Пришла весна, прилетели грачи

Всего 2 балла

За каждое удачное переработанное предложение – 0,5 балла

6

Конкурс 5. Интервью.

Учащиеся готовят по четыре необычных, интересных вопроса автору рассказа «Радость Феликсу Кривину.

Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост.

Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить.

И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.


Всего – 4 балла

По 1 баллу за каждый интересный вопрос

7

Конкурс 6. Творческий потенциал.

Учащиеся представляют свой очерк о животном, рыбе, птице. Соблюдают требования: чтобы он был коротким, веселым и интересным. При желании чтение сопровождается инсценировкой.


Оценивание:

Всего 5 баллов

Хорошо прорисованная сюжетная линия – 1

Умение держать интригу – 1

Юмор – 1

Стиль изложения – 1

Инсценировка -1

8

Конкурс 7. Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Капитан команды передает информацию членам команды, пользуясь социальными сетями, электронной почтой или другими мобильными средствами связи. В этом конкурсе победит та команда, у каждого члена которой в мобильном телефоне или планшете будет открыта переданная информация.


Оценивание

Команда первая получившая информацию – 4 балла, вторая – 3 балла, третья – 1 балл




Полный текст материала Деловая игра "Акулы пера"; 7 - 8 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Екатерина Васильевна  Публикатор
14.04.2024 0 369 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК