Деловая игра "Акулы пера"; 7 - 8 классы
Деловая игра «Акулы пера» для учащихся 7-8 классов
Тема. Ранняя профессиональная ориентация учащихся по профессии «Журналист»
Тип мероприятия – деловая командная игра по профессиональной ориентации.
Цель: Формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии журналиста.
Задачи: 1. Создание условия для развития конкретно-наглядных представлений о профессии журналиста.
2. Создание у учащихся впечатления о мире журналистики через практическое участие в игровой деятельности.
3. Развитие у учащихся способностей, имеющих отношение к профессии журналиста.
4. Включение учащихся в деятельность, согласованную с гуманитарной направленностью образования в гимназии.
5. Формирование навыка работы в команде.
Формируемые результаты
Личностные:
- готовность к самообразованию на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений,
- умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- способность ведения диалога с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД:
- умение строить прямое доказательство;
- умение анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации;
- умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
- умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты.
Русский язык.
- умение участвовать в диалогическом общении,
- умение создавать устные монологические высказывания для убеждения собеседника,
- умение писать очерк,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Оборудование: Средства мультимедиа, презентация, смартфоны, планшеты, бумага, карандаши, листочки.
Для успешного проведения игры каждый член команды должен иметь смартфон, планшет с выходом в сеть Интернет.
Участники: в игре участвуют три команды по 5 человек.
Время проведения: мероприятие рассчитано на 45 минут.
Оценивание: каждый конкурс оценивается в баллах, победитель набирает наибольшее количество баллов.
Моделируемая ситуация: группа молодых журналистов, желая работать в популярном журнале, доказывает свою профессиональную состоятельность, участвуя в конкурсном отборе.
Задания к игре:
Придумать название своего журнала и его фирменный знак.
Подготовить вступительную речь, обращенную к главному редактору, в которой обосновать, что группа молодых журналистов будет очень полезна редакции популярного журнала.
Написать небольшой очерк о животном, рыбе, птице так, чтобы он был коротким, веселым и интересным.
Ведущий: игру проводит ведущий, выступающий в роли главного редактора популярного журнала.
Жюри: жюри дают оценку после каждого конкурса. В конце игры выявляется победитель, набравший наибольшее количество баллов.
Ход игры «Акулы пера»:
Этапы |
Деятельность учителя (ведущего) |
Деятельность учащегося |
||||||||||||
1. Разминка. Постановка проблемы.
Цель: создание условий для самоопределения к деятельности, для формирования положительной мотивации.
|
Ведущий. Здравствуйте, коллеги. Администрация журнала получила ваши резюме и знает ваше желание работать у нас. Но так как нам нужна только одна команда молодых журналистов, а мы получили три заявки, мы решили, что определим победителя в конкурсных испытаниях. Мы попросили вас заранее 1) придумать новое название для нашего журнала и его новый фирменный знак, обосновать свой выбор, 2) подготовить вступительную речь, обращенную к главному редактору, в которой обосновать, что ваша группа молодых журналистов будет очень полезна редакции нашего журнала, 3) написать очерк о животном, рыбе, птице так, чтобы он был коротким, веселым и интересным. Помимо названных конкурсов, у нас будет работа, которую вы выполните непосредственно в редакции без предварительной подготовки. Судить наше состязание будет компетентное жюри в составе……. (в роли жюри выступают сотрудники редакции журнала: заведующие отделами информации, связи с общественностью, корректуры, др.) |
|
||||||||||||
Разминка. |
|
|
||||||||||||
|
Ведущий. Давайте немного разомнемся. Уважаемые юные журналисты, каждая профессия обладает набором слов, понятных для ее представителей и не совсем понятных окружающим людям. Определите лексическое значение слов, относящихся к журналистскому сленгу. |
Дают ответы: |
||||||||||||
Что такое в журналистике «рыба»?
|
Заранее написанная заготовка для статей, своеобразный каркас, который постепенно заполняется информацией. |
|||||||||||||
Что такое в журналистике «шапка»?
|
Крупный заголовок, общий для нескольких материалов |
|||||||||||||
Что в журнале можно назвать словом «аншлаг»?
|
Заголовок сенсационного характера. |
|||||||||||||
Что в прессе называется воздухом?
|
Свободные пространства между статьями |
|||||||||||||
Что значит для журналиста работать «в поле»? |
На месте событий |
|||||||||||||
Что значит «дать в ухо» журналисту? |
Передавать оперативную информацию в ушную гарнитуру ведущего |
|||||||||||||
Оценивание: За каждое названное слово – 0,5 балла. Слово жюри. |
|
|||||||||||||
Основная часть |
|
|
||||||||||||
Цель: создание условий для применения знаний и умений в выполнении заданий в процессе игровой деятельности
|
Знакомство. Ведущий. А теперь переходим к работе. Капитаны команд, представьте свою команду, новое название журнала и его фирменный знак! Оценивание – 3 балла. Название журнала– 1 балл Фирменный знак – 1 балл Обоснование выбора названия и фирменного знака – 1 балл. Слово жюри. |
Капитаны команд представляют новое название журнала и его фирменный знак, объясняет выбор. Участники команды могут ему помогать в ответе. |
||||||||||||
Конкурс 1. В мире профессий
|
Ведущий. В редакции глянцевого журнала работает много сотрудников. У каждого из них свой функционал. Соотнесите должность работника и его функции. Чем занимаются издатель, главный редактор, редактор отдела, эксперт, верстальщик и корректор?
Оценивание: Всего – 3 балла. За каждое соответствие – 0,5 балла Слово жюри |
Учащиеся работают с таблицей и соотносят должность и ее функционал: каждой цифре подбирают соответствующую букву: 1- 2- 3- 4- 5- 6- |
||||||||||||
Конкурс № 2. Ораторское мастерство |
Ведущий. Второй конкурс нашего состязания «Ораторское мастерство». Журналист как оратор должен уметь воздействовать на общественное мнение, формировать убеждения, взгляды аудитории. Команде нужно убедить работодателя в профессионализме своей команды молодых журналистов. Важен подбор аргументов, убедительность интонации. Оценивание: - Подбор аргументов – 4 балла, - убедительность интонации – 2 балла. Слово жюри |
Один член команды выступает с речью, в которой доказывается профессиональная состоятельность молодых журналистов и то, в чем журнал выиграет, если заключит контракт именно с их командой. |
||||||||||||
Конкурс № 3. Чувство стиля.
|
Ведущий. Третий конкурс - «Чувство стиля». Конкурс проверяет ваш лексический запас, точность речи, чувство слова. Перед вами стихотворение С. Есенина «Черемуха». В нем пропущено шесть эпитетов. На место пропусков команды должны подобрать эпитеты, максимально сюда подходящие. Черемуха_________ С
весною расцвела Оценивание: за каждый правильный эпитет – 0,5 балла Слово жюри |
Учащиеся подбирают эпитеты, объясняют свой выбор |
||||||||||||
Конкурс № 4. Другими словами.
|
Ведущий. Для журналиста очень важно умение выражать мысль. В конкурсе «Другими словами» мы предлагаем вам 4 предложения, которые надо переделать так, чтобы сохранить смысл. Есть одно условие: слова данного предложения в новом предложении использовать нельзя. Команды получают предложения: 1. Нынешнее лето было очень теплым. 2. Быть журналистом иногда опасно. 3. Учитель должен учить. 4. Пришла весна, прилетели грачи. Оценивание: По 0,5 балла за каждое удачное переделанное предложение. Слово жюри |
Учащиеся составляют новые предложения, сохраняя смысл данных. Слова данного предложения в новом предложении не используются.
|
||||||||||||
Конкурс № 5. Интервью.
|
Ведущий. Каждый журналист должен уметь задавать интересные вопросы¸ вытягивать вопросами, казалось бы, практически безнадежные интервью, репортажи. Сейчас я прочитаю вам маленький рассказ Феликса Кривина «Радость». Команда должна подготовить по четыре необычных, интересных вопроса автору данного рассказа Феликсу Кривину. Феликс Кривин. «Радость». Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост. Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить. И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик. Оценивание: По 1 баллу за каждый интересный вопрос. Слово жюри |
На подготовку вопросов дается 2 минуты. Учащиеся готовят вопросы к автору произведения, писателю Феликсу Кривину. |
||||||||||||
Конкурс № 6. Творчество
|
Ведущий. А теперь прошу команды представить свой очерк о животном, рыбе, птице. Мы просили вас, чтобы он был коротким, веселым и интересным. Это было вашим домашним заданием. Если вы желаете, то можете чтение сопровождать инсценировкой. За нее будет дан дополнительный балл. Оценивание. Всего 5 баллов: Хорошо прорисованная сюжетная линия – 1 Умение держать интригу – 1 Юмор – 1 Стиль изложения – 1 Инсценировка – 1. Слово жюри |
Учащиеся представляют подготовленный заранее очерк о животном, рыбе или птице. При желании инсценируют его (без предварительной подготовки) |
||||||||||||
Конкурс 7. Кто владеет информацией – тот владеет миром.
|
Ведущий. Для журналиста очень важно знать информацию, уметь ее получить и передать. Сейчас капитан команды получит от нас конверт с очень важной информацией, возьмет свой мобильный телефон и выйдет из кабинета. Он должен передать информацию вам, пользуясь социальными сетями, электронной почтой или другими мобильными средствами связи. В этом конкурсе победит та команда, у каждого члена которой в мобильном телефоне или планшете будет открыта переданная информация. Оценивание Команда, первая получившая информацию, – 4 балла, вторая – 3 балла, третья – 1 балл. Слово жюри |
Командир передает полученную информацию |
||||||||||||
Заключительный этап |
|
|
||||||||||||
Рефлексия. Подведение итогов. Цель: создание условий для осмысления собственной деятельности, осознания своего профессионального интереса. |
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами побывали в увлекательном мире глянцевого журнала и попробовали себя в роли журналиста. Вы поняли, что попасть на работу в престижное издание может только самая компетентная, мобильная, креативная команда. Пока жюри подводит итоги, кто же будет работать в нашем журнале, давайте с вами проанализируем игру. 1. Какое впечатление на вас произвела игра? Была ли она для вас полезна? Какое задание было самым сложным? 2. Что нового вы узнали о мире журналистики? Понравилось ли вам быть журналистом? 3. Кто из вас захотел написать статью в нашу гимназическую газету? Добро пожаловать в нашу редакцию. Мы рады будем с вами сотрудничать. А теперь слово жюри. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями, мнением. |
Экспертный лист жюри:
№ |
Конкурс |
Оценивание |
||||||||||||
1 |
Разминка. Команды определяют лексическое значение слов, относящихся к журналистскому сленгу.
|
Всего – 3 балла За каждое названное слово – 0,5 балла.
|
||||||||||||
2 |
Знакомство. Капитаны команд представляют название журнала и его фирменный знак, объясняют свой выбор |
Всего – 3 балла Название журнала– 1 балл Фирменный знак – 1 балл Обоснование выбора названия команды и девиза – 1 балл. |
||||||||||||
3 |
Конкурс 1. В мире профессий. Учащиеся работают с таблицей и соотносят должность и ее функционал: каждой цифре подбирают соответствующую букву. Правильный ответ 1-Б, 2–Д, 3-А, 4-Е, 5-Г, 6-В
|
Всего – 3 балла За каждое соответствие – 0,5 балла |
||||||||||||
4 |
Конкурс 2. Ораторское мастерство. Один член команды выступает с речью, в которой доказывается профессиональная состоятельность молодых журналистов и то, в чем журнал выиграет, если заключит контракт именно с их командой. |
Всего – 5 баллов Подбор аргументов – 3 балла, Убедительность интонации – 2 балла
|
||||||||||||
|
Конкурс 3. Чувство стиля. Учащиеся подбирают подходящие по смыслу эпитеты. С. Есенин «Черемуха». Черемуха
душистая |
Всего 3 балла. За каждый правильный эпитет – 0,5 балла |
||||||||||||
5 |
Конкурс 4. Другими словами. Учащиеся составляют новые предложения, сохраняя смысл данных. Слова данного предложения в новом предложении использовать нельзя. Команды получают предложения: 1.Нынешнее лето было очень теплым. 2.Быть журналистом иногда опасно. 3.Учитель должен учить. 4.Пришла весна, прилетели грачи |
Всего 2 балла За каждое удачное переработанное предложение – 0,5 балла |
||||||||||||
6 |
Конкурс 5. Интервью. Учащиеся готовят по четыре необычных, интересных вопроса автору рассказа «Радость Феликсу Кривину. Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост. Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить. И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.
|
Всего – 4 балла По 1 баллу за каждый интересный вопрос |
||||||||||||
7 |
Конкурс 6. Творческий потенциал. Учащиеся представляют свой очерк о животном, рыбе, птице. Соблюдают требования: чтобы он был коротким, веселым и интересным. При желании чтение сопровождается инсценировкой.
|
Оценивание: Всего 5 баллов Хорошо прорисованная сюжетная линия – 1 Умение держать интригу – 1 Юмор – 1 Стиль изложения – 1 Инсценировка -1 |
||||||||||||
8 |
Конкурс 7. Кто владеет информацией – тот владеет миром. Капитан команды передает информацию членам команды, пользуясь социальными сетями, электронной почтой или другими мобильными средствами связи. В этом конкурсе победит та команда, у каждого члена которой в мобильном телефоне или планшете будет открыта переданная информация.
|
Оценивание Команда первая получившая информацию – 4 балла, вторая – 3 балла, третья – 1 балл |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Екатерина Васильевна
→ Публикатор 14.04.2024 0 427 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы