Конспект урока русского языка "Правописание приставок на -з-, -с-"; 5 класс
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».
Цель урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.
Задачи:
1.
сообщить способ действия при выборе
з,с на конце приставок;
отрабатывать
навык определения согласных по звонкости
– глухости, навык выделения приставки
слова.
2. развивать умение самостоятельно
находить в словах изучаемую орфограмму,
обозначать её графически, объяснять
правописание;
развивать внимание,
орфографическую зоркость, зрительную,
слуховую и моторную память.
3.
воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности.
Оборудование: карточки, оценочные листы.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Вступительное слово учителя.
- У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:
Ну-ка, юный мой дружок!
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы получить знания,
Нам нужны старания!
3.Запись в тетрадях числа.
4.Фронтальный опрос по пройденному материалу в разделе «Морфемика»
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Почему он так называется?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вы знаете?
- Что такое приставка?
- Послушайте высказывание К.Чуковского. Слайд 2
- Согласны ли вы с автором?
- Что вы узнали об их правописании на прошлом уроке? Устно составьте слова со словом ходить Слайд 3.
5.Изучение нового материала.
Решите лингвистическую задачу. Полученные ответы запишите в 2 столбика. Отступите строчку.
Лингвистическая задача. Работаем в парах.
1) Из слова разжечь возьмите приставку.
2) Из слова метить – корень.
3) Из слова упаковка – суффикс.
4) И окончание – из слова справка.
1) Из слова бескрайний возьмите приставку.
2)Из слова покой - корень
3) Из слова богатство - суффикс
4) Из слова облако - окончание
Раз+мет+к+а Бес+покой+ств+о
- Какие слова получились?
Какая буква согласного ( по звонкости / глухости) пишется после приставки ? - Выделите её.
-
А какая в слове беспокойство?
-
Выделите.
- Запишите их в 2 столбика
6. Работа с учебником.
- Запишем тему урока. Правописание приставок на З и С. Слайд 7.
- Сформулируйте цель урока
Цель урока: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с.
Задачи урока:
научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
научиться правильно писать слова с изученной орфограммой;
научиться графически обозначать условия выбора написания приставок.
Внимательно рассмотрите Слайд 8
- Проверьте себя. Откройте учебник и прочитайте правило.
Рассмотрите Слайд 9 и найдите чем он отличается от правила в учебнике ( -з- в приставке пишется не только перед звонким согласным но и перед гласным)
- Встаньте, найдите среди одноклассников того с кем совпадет ваша фигурка из цветного картона и негромко расскажите поочерёдно правило, с которым познакомились.
7. Закрепление изученного.
- Дополните свои столбики примерами из упражнения.
- Упражнение
8. Игра «Прятки с приставками».
В учебнике даны слова в рамочке на с. 176
Объясните их правописание.
- Сделайте вывод.
Приставки З не бывает. Есть только приставка С. Слайд 9
9. Диктант на замену (лексический) Слайд 10-11
Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным.
Ночь
без сна - Бессонная ночь
Труд без
пользы - Бесполезный труд
Небо без
звёзд - Беззвёздное небо
Зима без
снега - Бесснежная зима
Мотор без
шума - Бесшумный мотор
Образуется из
пара - Испарение воды.
10. Игра «Пятое лишнее». (Слайд 12)
1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.
2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.
3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.
11.Подведём итоги. Слайд 8.
- В какой последовательности будем действовать, чтобы правильно написать слова с приставкой на З и С?
Выдели в слове приставку.
Посмотри на букву согласного после приставки.
Глухой согласный – пишем С.
Звонкий согласный – пишем З.
12.Творческая работа. (Работа в группах).
Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать текст из 3-5 предложений, связанных одной темой «Дружба – это чудо». Слайд.13
13. Домашнее задание. Слайд 14
Выучить пр стр
Упр « или РЭШ русский язык 5 класс урок 62 контрольный тест
14. Тест. Лист контроля
15. Взаимопроверка. Оценивание.
17. Рефлексия.
- Я задаю вопрос. Вы отвечаете аплодисментами. Если ответ да - хлопаете 3 раза в ладоши, если нет – сидите тихо.
- Понравился вам урок?
- Помогали вы друг другу?
- Настроение приподнятое?
- Я вам желаю, чтобы вы всегда жили дружно и никогда не ссорились.
Тест
1.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется…
а) з б) с
2.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед глухими согласными пишется…
а) з б) с
3. Выберите приставку. Несколько дней стреляли бе..прерывно.
а) бес- б) без-
4. Выберите приставку. Наутро решили ра..бить крепость..
а) раз- б) рас-
5. Выберите приставку. Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала.
а) воз- б) вос-
6. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках…
а) пишется буква с б) пишется буква з
7. Перед согласными ч, щ, ц, в приставках бес-, вос-, ис-, нис-, рас- и других всегда пишется…
а) пишется буква с б) пишется буква з
8. В каком слове на конце приставки пишется буква С?
а) бе..вредный в) ра..жалобить
б) бе..злобный г) и..целять
9. В каком слове на конце приставки пишется буква З?
а) ра..писание в) и..вестить
б) бе..козырка г) ра..чертить
10. Выберите пропущенную букву в словах.
Во..сиять, ..чистить, ..гинуть, ..делать.
а) з б) с
Ключ к тесту.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б а а б б а г в б
Критерии оценивания
баллы оценка
10-9 5
7-8 4
5-6 3
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Градобоева Наталья Борисовна
→ Молекула0104 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.