Конспект урока русского языка "Лексическое богатство русского языка"; 6 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Лексическое богатство русского языка
Урок русского языка в 6 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема. Лексическое богатство русского языка
Тип урока: общеметодологической направленности
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
работа с толковыми словарями разных авторов.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
Структура урока:
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
.5Релаксация. Физкультминутка.
.6Этап включения изученного в систему знаний.
7.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)
8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Эпиграф:
С русским языком можно творить чудеса,
нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, что
нельзя было
передать словом.
К.Паустовский.
Технологическая карта урока
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Здравствуйте, ребята, давайте встанем ровно и красиво, чтобы поприветствовать учителя и друг друга на уроке русского языка. Я приветствую вас, садитесь! Я надеюсь, что все пришли с хорошим настроением, если же нет, то давайте постараемся его поднять. Представьте, что у вас есть маленький питомец, покажите, как вы его держите. А теперь передайте своего питомца соседу. Опишите одним словом, как вы это сделали, чтобы не причинить вред животному. Как называются эти слова, так похожие по лексическому значению, но совершенно различные в написании? Так вот, ребята, эти замечательные синонимы демонстрируют ваше отношение к окружающему миру. Я надеюсь, что так же осторожно вы будете относиться друг к другу.
|
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи.
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
- Ребята, сегодня наш урок я хочу начать со слов русского писателя Константина Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом». - Значит, о чем мы будем говорить на уроке? А подсказкой будет ключевое слово кроссворда. - Разгадайте кроссворд 1. Основная единица языка. 2.Одно из времен года, когда заметно увеличивается день, повышается температура воздуха и просыпается природа. 3. Слова, которые употребляются в определенной местности. 4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 5. Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 6. Запас слов и выражений человека. 7. Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства.
- Запишите число. Тему урока.
- Исходя из темы урока, давайте сформулируем его главную цель. А что нам сегодня предстоит выяснить, мы узнаем, составив кластер. Составление кластера по теме «Лексика»
Чтобы его заполнить - Ребята, выберите нужные слова по теме «Лексика», из написанных на доске.
-Какова цель нашего урока? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.
Работа в группах. Та группа, которая раньше других правильно справится с заданием, получает карточку, на которой изображена определенная буква. Кто наберет все карточки, смогут сложить слово. А какое слово, узнаете позже.
Задание 1 Прочитайте стихотворение Ю. Коринеца. Подумайте только, как много Значений у слова «дорога» Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом. И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне. И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над ними. Подумайте только, как много Значений у слова «дорога»
-Найдите многозначные и однозначные слова . - А что означают слова шлях, караван? -Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. а какие словари знаете вы? А наш эксперт по словарям подготовила небольшое сообщение. |
Предполагаемый ответ:»О словах» «Основная единица языка»
Предполагаемый ответ: «Лексика».
Дети записывают число и тему урока. Предполагаемый ответ: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, прямое и переносное значение слова, метафоры. Предполагаемый ответ: «Повторить изученное по теме «Лексика».
.
Предполагаемый ответ: «словари». Ответ учащегося Есть словарь С.И.Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова- более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук-120480 слов. Мы знаем имя В.И.Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.Релаксация
6. Этап включения изученного в систему знаний. Работа с текстом
7.Рефлексия учебной деятельности
8. Домашнее задание
|
Слово без употребления мертво. Известный русский историк литературы Д.С.Лихачёв говорил: «Язык – самое выразительное, чем человек обладает». А как называется словарный запас человека? Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Задание 2 «Найди ошибку» В этом задании мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?) Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах) Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела». Давайте вспомним, что это за слова и как они называются. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.) Задание 3 «Занимательные задачи» Соедините стрелками фразеологизмы и их значение. Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось С глазу на глаз Часто плачет Глаза разгорелись Узнал истинное положение Глаза открылись Наедине Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания Находить общий язык Отдавать себя целиком Ломать голову Показать себя с лучшей стороны Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал Комар носа не подточит Подвести кого-либо Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии Душа в душу Не к чему придраться
Дружно потянуться, Раз – нагнуться, Два – нагнуться, Малышами станем, На корточки присядем. А чтоб высокими нам стать, Нужно на носочки встать.
Задание 4 -Сейчас
я предлагаю вам послушать прекрасную
музыку известного русского композитора
П.И.Чайковского «Времена года».
Прослушав её, запишите слова, которые
вы услышали. Это должны быть
существительные.
Какие слова вы записали?
Задание 5. Найдите в тексте антонимы, синонимы, слова, употреблённые в переносном значении. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
Давайте
еще раз вспомним, что такое
прямое и переносное значение слова?
Задание
6 Ослиное упрямство, стальные мускулы, волчий аппетит, свинцовый взгляд , острое слово , бодрый шаг, тихий месяц , золотая пора.
-
А как называются изобразительные
средства языка, основанные на переносном
значении слов? -Для чего их употребляют
в речи? Да, слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.
Задание 7 Выпишите из текста метафоры, эпитеты и олицетворения. Задремали
звёзды
золотые, И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И
горят серебряные росы. Обрядилась
ярким перламутром
- А теперь угадайте, о чём речь. - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже.. - Как? С одной-то лапкой? - Нет, еще со шляпкой. Кроме лексических омонимов можно выделить грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы). Проверка групповой домашней работы. Учащихся выполняли проектные домашние задания. 1 группа работала над омоформами 2 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу омофоны 3 группа - омографы
- Найдите в этих каламбурах омонимы, омофоны, омоформы Не щеголяй, приятель, тем, Что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, Где лучшие погибли темы.
Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. Почему
вы улыбнулись?
-Слова
умеют плакать и смеяться, Обливаться, и равнодушно холодом дышать. Я. Козловский
-Мы ставили целью раскрыть красоту, величие, богатство нашего языка, сумели доказать, что с русским словом действительно можно творить чудеса. Мы не побоялись провести большую работу, шагнули вперёд в познании русского языка. Вы показали себя как настоящие исследователи!
Проверьте, получается ли из полученных карточек слово. Какое? (отлично) Задание8 Выполнение теста по теме «Лексика» В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении? Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение В каком ряду не все слова являются синонимами: Подарок, подношение, презент, гостинец Поэт, стихотворец, певец, лауреат Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться Объединение, союз, ассоциация, альянс В каком ряду не все слова являются синонимами: Узы, оковы, путы Воображение, фантазия, вымысел Старание, одолжение, услуга Холм, пригорок, возвышенность Какая пара слов не является антонимами? Редколесье, чащоба Жизнерадостный, печальный Лицемерный, двуличный Закономерный, случайный Какая пара слов не является антонимами? 1)Лучезарный, мрачный 2)Милосердие, безжалостность 3)Немногословный, словоохотливый 4)Жизнерадостный, оптимистичный Какие знания, опыт я сегодня получил? Что я сегодня делал и чего достиг? Каким было сегодня преобладающее настроение? Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание. 1). Упражнение № 369 (базовый уровень). 2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 370. |
Предполагаемый ответ: «Лексикон».
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Предполагаемый ответ: «Фразеологизмы»
Самостоятельная работа. Взаимопроверка
Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.
Учащиеся зачитывают слова. На слайде открываются слова, которые приблизительно могут записать ученики: весна, тепло, птицы, пение, крик, ветер, шум, лес, деревья, листья.
Учащиеся читают эпизод, самостоятельно отвечают на вопросы.
Синонимы: незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; Антонимы: маленький – огромный Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.
Предполагаемый
ответ: « Прямое
значение - это значение слова, которое
соотносится с явлениями действительности.
Работа в парах Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы –стальные трубы, волчий аппетит – волчьи лапы , свинцовый взгляд –свинцовые пули , острое слово –острый меч, , бодрый шаг – бодрый человек, тихий месяц – тихий голос , золотая пора –золотое кольцо
Предполагаемый ответ: «Эпитеты, метафоры. олицетворения. В худ. произведениях»
Задремали звёзды, задрожало зеркало затона, улыбнулись берёзки, крапива обрядилась, крапива шепчет (олицетворение), звёзды золотые, сонные березки, шёлковые косы, серебряные росы (эпитет), зеркало затона , горят росы (метафора)
омонимы -Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.
Представление своей домашней работы.
Предполагаемый ответ: «Омонимы - средство создания юмора».
Самостоятельная работа. Взаимопроверка
Запись учащимися задания в дневники.
|
УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах УУД познавательные (самостоятельное извлечение информации, представленной в разных формах, изложение содержания прочитанного текста, осуществление анализа и синтеза, построение рассуждения).
УУД коммуникативные: (признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения
УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция) Принцип деятельности Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),
Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция) Принцип деятельности Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),
Личностные
умения: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.