Конспект урока русского языка "Средства грамматической связи слов в словосочетании. Разбор словосочетаний"; 5 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Средства грамматической связи слов в словосочетании. Разбор словосочетаний
Урок русского языка в 5 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема. Средства грамматической связи слов в словосочетании. Разбор словосочетаний
Цель: Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
.Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.
УУД:
• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
II. Словарный диктант.
П…мидор, б…клажан, м…рковь, к…бачок, …гурец, к…пуста; …пельсин, м…ндарин, в…ноград, б…нан.
ІІІ.Повторение
1.Словосочетание – это …
2. Что означит “словосочетания связаны грамматически”? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
3. Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
4. Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Физкультминутка
Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
ІV.Изучение новой темы
1.Работа в группах. Работа с учебником.
Задание : подготовить сообщение о способах подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласовании, управлении, примыкании
1 группа. Согласование.
Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.
Звездное
небо
Наш полет.
2 группа. Управление.
Зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа.
Лететь
в космос
Рассказ брата.
3 группа.Примыкание.
Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Чтение
вслух
Очень интересный
2.Зарядка для глаз (звучит музыка).
3.Игра “Фантазеры”.
Учитель: Представь себе, что ты фокусник. Твоя волшебная палочка – словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
Линейка (провел по линейке, торжественная линейка).
Печь (печь пироги, русская печь).
Лук (горький лук, лук со стрелами).
4.Практическое задание
Внимательно прочитать текст. Выбрать 3 словосочетания с разными видами грамматической связи.
Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам, космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством и записывать свои наблюдения в бортовой журналБудьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной. А сейчас мы подлетаем к неизвестной планете, расположенной далеко от Земли. Разглядывая планету в мощный телескоп, мы наблюдаем пустынные горы и вечную мерзлоту.
Мы долго путешествуем, наблюдая и восхищаясь неизвестной планетой. Находясь в звездной системе, мы наблюдали метеоритный дождь и сделали его фотоснимки. Это необыкновенно красиво. А вот и малые неизученные планеты, которые красиво сияют, освещенные светом звезды.
Полет был долгим, интересным. Не обошлось без приключений. Приходилось устранять неполадки, вызванные метеоритным дождем, неудачной посадкой на планету. Нам всем хотелось поскорее вернуться на свою любимую зеленую планету. Мы успешно справились со всеми заданиями и благополучно приземлились на Землю.
5.Разбор словосочетаний
Работа с таблицей
6.Закрепление.
Работа в парах.
Из данного текста выбрать словосочетание и разобрать его.
7.Домашнее задание: Выучить способы подчинительной связи в словосочетании; Составить 4-5 предложений на тему “Путешествие в космосе”.
Выписать 6 словосочетаний, определить тип и способ подчинительной связи.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.