Статья "Интерактивные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Интерактивные методы и приемы обучения
на уроках русского языка и литературы
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях являются интерактивные методы обучения.
В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.
Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Стараюсь организовывать обучение таким образом, чтобы учащиеся могли свободно общаться, совместно действовать, самостоятельно добывать знания. Теме моей работы созвучны слова Б Шоу, который сказал: « Если у тебя есть идея и у меня есть идея, то, обменявшись ими, мы будем иметь уже по две идеи».
Задачами интерактивных форм обучения являются следующие , среди которых основные:
пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;
самостоятельный поиск решений поставленной учебной задачи;
самоанализ, самооценка учащимися своей деятельности .
На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для того, чтобы учить ребят не только самим добывать знания, но и закреплять полученные знания, обучая других. Работу с детьми провожу в зависимости от специфики учебного материала, этапа его усвоения, уровня подготовки учащихся, что позволяет создать оптимальные условия для образования детей, охраны здоровья.
В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии - технологии кооперативного обучения;
- технологии коллективно-группового обучения;
- технологии ситуационного обучения;
- технологии обработки дискуссионных вопросов.
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока
|
Этап урока |
Методическая цель |
Примерные методики |
|
1.Мотивация к учебной деятельности |
Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. |
Через эпиграф, слово, название
|
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения. |
Мозговой штурм, блицопрос, микрофон |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух. |
Прием «Четвертый лишний» |
|
4.Построение проекта выхода из затруднения |
Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. . |
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. |
|
5. Реализация построенного проекта |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Мини – лекция, презентация домашнего задания, исследование, ролевая игра, работа в парах, группах |
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. |
Фронтально, в группах или в парах. |
|
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка. |
Кластер- таблица, «Магический квадрат» |
|
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. |
Создание творческого продукта.Работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс», дебаты, семинар |
|
9.Объяснение домашнего задания |
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. |
|
|
10. Рефлексия |
Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. |
«Продолжи предложение», «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование. |
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах (технологии кооперативного обучения). Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Устно можно поработать с домашним упражнением. Форма работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
На отдельной карточке (листке) каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных
словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.
Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.
На этапе определения темы урока и целеполаганияс помощью подводящего или побуждающего диалога подвожу к тому, что ребята самостоятельно называют тему и стараются обозначить цели своей работы. Например, при изучении однородных членов предложения…
С целью краткого обобщения знаний предлагаю составить синквейн.
Использую прием «Тонких и толстых вопросов»
При работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Например, в 6 классе при изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» применяла следующие приемы:
Ступенчатый прием (ранжирование) — прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности
|
Утверждение |
Ранг |
|
1. Найди в слове суффикс 2. Определи способ образования слова 3. Найди корень слова 4. Найди в слове приставку |
|
Поиск
соответствий — прием (Слайд10) Задание:
Соотнеси
термин и его определение
Прием «верно-неверно» Задание: Определить правильность следующих утверждений.
|
Утверждение Словообразование — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. Корень — главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов. Слова не могут образовываться сложением основ. Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень. |
Верно/Неверно |
Классификация —Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах)
Пригород; безграничный, военный, теннисистка; завгар; многообещающий, быстрорастворимый, лесостепь, водопровод, сообщество, столовая.
|
Способ образования Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Сложение (основ или целых слов) Сложение сокращенных слов Переход одной части речи в другую |
Примеры слов |
Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Например, учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень. Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый? «Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:
1). Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс — УЧЕНИК, окончание — МАШИНКИ (подснежники);
2). Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс — ПАЛЬЦЫ, окончание — ГОЛОВЫ (молодцы);
3). Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень — ПРИГОРОД, суффикс — ДЫРКА, окончание — СОБАКА (загородка);
4). Корень в слове — ДВОРОВЫЙ, суффикс — ЕЖОВЫЙ, окончание — КРАСНЫЙ (дворовый);
5). Приставка в слове УДИВИТЬ, корень — НАКАЗАНИЕ, суффикс — ВЫСОТКА, окончание — ЛАМПА (указка);
6). Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс — ДОЧЕНЬКА, окончание — ГЕРБАРИЙ (зелененький).
Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.
По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.
По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.
Применение технологии ситуационного обучения
Приём «Телеграмма». Применяю на этапе рефлексии. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
«Помоги героям». Предлагаю ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий. Например, при изучении повести А.Пушкина «Дубровский», задаю учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь героям избежать ошибок, которые привели ко многим несчастьям».
«Продолжение сюжетной линии». Предлагаю ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев. Например, при изучении рассказа А.Чехова «Толстый и тонкий» учащиеся изменяют поведение тонкого в конце рассказа.
Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситуация, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.
Преимущества интерактивных методов:
1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды.
2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта.
3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы.
4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.
5.Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.