Конспект урока русского языка "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"; 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Знаки препинания
в сложносочиненном предложении (ССП)
Урок русского языка в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: Сформировать у учащихся умение правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознавать важность правильной пунктуации для выражения мысли.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результат.
Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, извлекать информацию из схемы.
Коммуникативные: Умение работать в парах, грамотно выражать свои мысли.
Предметные:
Знать: определение ССП, сочинительные союзы (по группам), правило постановки запятой в ССП.
Понимать: смыслоразличительную роль знаков препинания в ССП.
Уметь: находить ССП в тексте, определять границы простых предложений в его составе, правильно ставить знаки препинания.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, презентация (или доска). Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Блиц-опрос:
Какие предложения называются сложными? (Состоящие из двух и более грамматических основ).
На какие три группы делятся сложные предложения? (Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные).
Что вы уже знаете о сочинительных союзах? (Соединяют однородные члены и простые предложения в составе сложного). Назовите примеры. (И, А, НО, ДА (=И), ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ и т.д.)
Установите соответствия между предложениями и данными схемами (знаки препинания не расставлены)
|
а) |
[ - ], и [ = -]. |
|
1) Липы цветут и пахнет липовым мёдом. |
|
б) |
[- и - =] , и [ - = ]. |
|
2) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. |
|
в) |
[- = и =]. |
|
3) Мороз и под ногами скрипит снег. |
|
г) |
[ = ], и [ = - ]. |
|
4) Цветы и травы покрывают зелёный холм и никогда сюда лучи не проникают. |
|
д) |
[ - = ], и [ = ]. |
|
5) Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города. |
Какие из следующих характеристик предложения В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс верны? (знаки препинания не расставлены)
а) простое, осложнено однородными сказуемыми
б) повествовательное, невосклицательное
в) союз И соединяет однородные члены предложения
г) сложное, союзное
д) союз И соединяет простые предложения в составе сложного
е) союз И передает отношения одновременности событий
Проблемный
вопрос: Всегда
ли между частями ССП ставится
запятая?
Учащиеся анализируют примеры
и приходят к выводу:
Между частями сложносочиненного предложения перед сочинительными союзами ставится ЗАПЯТАЯ.
3. Рассмотрение случаев, когда запятая НЕ СТАВИТСЯ.
Запятая в ССП не ставится, если его части имеют:
1)Общий второстепенный член: [Утром] ветер утих и море успокоилось. (Общий член – «утром»).
2)Общее придаточное предложение: Когда мы приехали на озеро, светило солнце и пели птицы. (Общее придаточное «Когда мы приехали на озеро»).
3)Общую вводную конструкцию: К счастью, гроза прошла стороной и никто не промок.
4)Части связаны вопросительной или восклицательной интонацией: Кто он такой и что ему здесь нужно?
5)Части являются двумя назывными (номинативными) предложениями: Мороз и солнце.
4. Первичное закрепление
Работа в парах
Задание 1. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.
Прозвенел звонок и дети зашли в класс.
На улице похолодало и с крыш закапало.
Не то гремел гром не то проезжал грузовик.
Вдалеке показался лес и мы ускорили шаг.
Когда мы подошли к реке, туман уже рассеялся и солнце пригревало землю.
Задание 2. Спишите текст, расставьте знаки препинания в ССП. Подчеркните грамматические основы.
"Солнце уже скрылось (1) и ночные тени быстро надвигались с востока. Вся окрестность вдруг резко изменилась (2) и приняла мрачный характер. Вот затрепетали осиновые листья (3) и стали похожи на зловещие языки пламени. Где-то далеко в вышине слабо пискнула птичка (4) или раздался странный звук."
6. Включение нового знания в систему знаний
Беседа:
- Где в жизни нам могут пригодиться эти знания? (При написании сочинений, изложений, писем, сообщений).
- Почему важно правильно ставить запятые в ССП? (Чтобы точно передать смысл высказывания, избежать двусмысленности).
10. Домашнее задание: Выучить конспект. Творческое (на выбор): Написать мини-сочинение (5-6 предложений) о первом снеге, используя 3-4 ССП. Составить 5 своих примеров ССП с разными сочинительными союзами.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.