Конспект урока русского языка "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"; 9 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Знаки препинания

в сложносочиненном предложении (ССП)


Урок русского языка в 9 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.











Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Сформировать у учащихся умение правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Осознавать важность правильной пунктуации для выражения мысли.

  • Метапредметные:

Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результат.

Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, извлекать информацию из схемы.

Коммуникативные: Умение работать в парах, грамотно выражать свои мысли.

  • Предметные:

Знать: определение ССП, сочинительные союзы (по группам), правило постановки запятой в ССП.

Понимать: смыслоразличительную роль знаков препинания в ССП.

Уметь: находить ССП в тексте, определять границы простых предложений в его составе, правильно ставить знаки препинания.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, презентация (или доска).  Ход урока:

1. Организационный момент

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Блиц-опрос:

  • Какие предложения называются сложными? (Состоящие из двух и более грамматических основ).

  • На какие три группы делятся сложные предложения? (Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные).

  • Что вы уже знаете о сочинительных союзах? (Соединяют однородные члены и простые предложения в составе сложного). Назовите примеры. (И, А, НО, ДА (=И), ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ и т.д.)

  • Установите соответствия между предложениями и данными схемами (знаки препинания не расставлены)

    а)

    [ - ], и [ = -].


    1) Липы цветут и пахнет липовым мёдом.

    б)

    [- и - =] , и [ - = ].


    2) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

    в)

    [- = и =].


    3) Мороз и под ногами скрипит снег.

    г)

    [ = ], и [ = - ].


    4) Цветы и травы покрывают зелёный холм и никогда сюда лучи не проникают.

    д)

    [ - = ], и [ = ].


    5) Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города.

  • Какие из следующих характеристик предложения В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс верны? (знаки препинания не расставлены)

  • а) простое, осложнено однородными сказуемыми

  • б) повествовательное, невосклицательное

  • в) союз И соединяет однородные члены предложения

  • г) сложное, союзное

  • д) союз И соединяет простые предложения в составе сложного

  • е) союз И передает отношения одновременности событий

Проблемный вопрос: Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
Учащиеся анализируют примеры и приходят к выводу:

Между частями сложносочиненного предложения перед сочинительными союзами ставится ЗАПЯТАЯ.

3. Рассмотрение случаев, когда запятая НЕ СТАВИТСЯ.

 Запятая в ССП не ставится, если его части имеют:

1)Общий второстепенный член: [Утром] ветер утих и море успокоилось. (Общий член – «утром»).

2)Общее придаточное предложение: Когда мы приехали на озеро, светило солнце и пели птицы. (Общее придаточное «Когда мы приехали на озеро»).

3)Общую вводную конструкцию: К счастью, гроза прошла стороной и никто не промок.

4)Части связаны вопросительной или восклицательной интонацией: Кто он такой и что ему здесь нужно?

5)Части являются двумя назывными (номинативными) предложениями: Мороз и солнце.

4. Первичное закрепление

Работа в парах

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

  1. Прозвенел звонок и дети зашли в класс.

  2. На улице похолодало и с крыш закапало.

  3. Не то гремел гром не то проезжал грузовик.

  4. Вдалеке показался лес и мы ускорили шаг.

  5. Когда мы подошли к реке, туман уже рассеялся и солнце пригревало землю.

Задание 2. Спишите текст, расставьте знаки препинания в ССП. Подчеркните грамматические основы.

"Солнце уже скрылось (1) и ночные тени быстро надвигались с востока. Вся окрестность вдруг резко изменилась (2) и приняла мрачный характер. Вот затрепетали осиновые листья (3) и стали похожи на зловещие языки пламени. Где-то далеко в вышине слабо пискнула птичка (4) или раздался странный звук."

6. Включение нового знания в систему знаний

Беседа:

- Где в жизни нам могут пригодиться эти знания? (При написании сочинений, изложений, писем, сообщений).

- Почему важно правильно ставить запятые в ССП? (Чтобы точно передать смысл высказывания, избежать двусмысленности).

10. Домашнее задание: Выучить конспект. Творческое (на выбор): Написать мини-сочинение (5-6 предложений) о первом снеге, используя 3-4 ССП. Составить 5 своих примеров ССП с разными сочинительными союзами.



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
19.11.2025 0 148 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК