Конспект урока русского языка "Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Пунктуационный практикум"; 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум.
Урок русского языка в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум.
Цель урока: обобщение и закрепление по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Задачи:
1. Образовательные:
-Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).
-Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.
-Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.
2. Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельного анализа текста.
- Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.
- Воспитание сплочённости, доброжелательности.
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные:
формулировать тему и цели урока, искать
пути их решения. Определять степень
успешности своей работы.
Познавательные:
выделять главную информацию в прочитанном
тексте, находить способы решения
проблемы, строить логически обоснованные
суждения, группировать предложения по
самостоятельно выбранным
основаниям.
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками, соблюдать
правила речевого поведения.
Тип
урока:
урок
обобщения и закрепления знаний
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа .
Оборудование:
Таблицы: «Группы сложносочинённых предложений», «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»; компьютер, на столах учащихся карточки с заданием расставить знаки препинания, карточки с дифференцированным заданием.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Продолжите мысль в следующих суждениях, используя варианты ответов. Обратите внимание, что среди вариантов ответов есть заведомо неверные.
а) Сложное предложение отличается от простого наличием…
б) Если простое предложение строится из слов и словосочетаний, то сложное строится из…
в) Сложные предложения по способу соединения частей делятся на…
г) Союзные сложные предложения подразделяются на два типа…
д) В сложносочинённом предложении его части сохраняют … и …
е) В сложноподчинённом предложении одна или несколько частей…
ж) Бессоюзное предложение определяется по такому признаку, как…
з) Смысловые и синтаксические связи между частями сложного предложения передаются при помощи следующих средств: 1)… 2)… 3)… 4)…
Варианты ответов:
сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП)
смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие
ароморфоз и идиоадаптация
определённо-личные и неопределённо-личные
по смыслу и синтаксически подчинены главной части
противопоставлены друг другу
ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и лабиализация
отсутствие союзов на стыке частей предложения
митоз и мейоз
наличие союзов между однородными членами
союзов, относительных (союзных) слов, порядка частей, интонации
двух или нескольких грамматических основ (предикативных единиц)
союзные и бессоюзные
слов и словосочетаний
простых предложений
Задание 1. Работа у доски. Пояснение простановки знаков препинания
1.Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.
1) и 2) запятые выделяют деепричастный оборот.
3) запятая на границе частей в сложноподчинённом предложении.
4) запятая между однородными дополнениями (возможно: определениями).
6) запятая между основами, связанными сочинительным союзом А.
Ответ: 12346.
2.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
1*Вода на мелководье была прозрачной (1), 2* и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)
Обоснование ответа
- запятая разделяет две части сложносочинённого предложения (связь сочинительная).
- запятая отделяет обособленное обстоятельство во второй части ССП. Ответ:1
Задание 2 ( работа в парах)Учащимся раздаются карточки с заданием: расставьте знаки препинания
1.Не то дождь пошёл , не то воробьи пробежали по крыше.
2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.
3.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.
4.Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
5.В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.
Задание 3. Дифференцированная самостоятельная работа в тетрадях. (по карточкам ). Взаимопроверка.
1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.
Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало.
Ключ
В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь.
Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало.
4. Тест. Соотнести схему и предложение.
1.[---- ===== ], да [==== -----].
2.[=== -----], или [------ ====].
3.[------- ====], и [------- =====].
4.[====], и [-------- =====].
5.[===== ------- да =====].
6.[===== --------], либо [===== -------].
7.[ --------- ======], и [=======].
8.[===== ---------- и =======].
9.[ ====== или =====]
1.Черемуха душистая, развесившись, стоит, и зелень золотистая на солнышке горит.
2.А потом позвонил медведь да как начал реветь.
3. Чуть слышно по земле прошелся ветер и разбудил камыш на берегу.
4. Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.
5. Я сидел у костра, и мне было тепло.
6. Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле.
7. На струях воды мерцали отражения звезд, или волна бежала к ним.
8. Лишь составы идут за составами, да кого-то скликают гудки.
9.Раздавался громкий смех, либо гремела веселая песня.
.
Ключ: 1-8, 2-7, 3-1, 4-4, 5-2, 6-6, 7-5, 8-3, 9-6.
5. Определите, наличие какого общего компонента не позволяет поставить запятую между частями сложносочинённого предложения.
1) Было ветрено и свежо (Ч.).
2) В голове у Василия шумело и на сердце было тяжело (Сер.).
3) В непроглядную осень туманны огни и холодные брызги летят (Ан.).
4) Его здесь никто не любит и все боятся (Гонч.).
5) Чужды вам страсти и чужды страдания (Л.).
6) Изредка выстрел раздастся или ракета осветит местность (Сим.).
7) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить (П.).
8) Стало быть, ей было известно её положение и она понимала его (Ч.).
9) Но только Бог весть отчего всем что-то в ту ночь не спалось и было как будто жутко и неспокойно (Н.Л.).
10) Между тем наступил вечер и в небо вышла полная, в соку и силе луна (Сол.).
11) Едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос ... (Ч.)
12) Говорили: тот был хороший человек и другой казался хорош, но, однако, все проворовались (Н.Л.).
13) Когда Каштанка опомнилась, музыка уже не играла и полка не было (Ч.).
6.Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом
Прочтите текст, расставьте недостающие знаки препинания и выполните задания.
(1)Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами но с отсутствием всякой определённой идеи всякой сосредоточенности в чертах лица. (2)Мысль гуляла вольной птицей по лицу порхала в глазах садилась на полуотворённые губы пряталась в складках лба потом совсем пропадала и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.
1. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1)простое
2)сложносочинённое
3)сложное бессоюзное
4)сложноподчинённое
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия во втором (2) предложении:
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3. К какому типу речи относится приведённый выше текст?
1)описание
2)рассуждение и описание
3)повествование и рассуждение
4)повествование и описание
4. Из предложения 1 выпишите местоимения.
5. Из предложения 2 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ключ.
|
1 |
2 |
|
2 |
2 |
|
3 |
4 |
|
4 |
Это, всякой |
|
5 |
Совсем пропадала, Пропадала потом, Теплица тогда |
7.Рефлексия Учитель: А сейчас я попрошу вас высказать своё мнение об уроке, выбрав в качестве начала одно из предложений:
– Урок мне понравился, потому что…
– Урок мне не совсем понравился, потому что…
– Я ожидал от урока большего, потому что…
8.Домашнее задание. Подготовить алгоритм синтаксического и пунктуационного анализа сложносочинённого предложения.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.