Конспект дефектологического занятия "Развитие временных представлений"; 4 класс




Конспект дефектологического занятия для обучающихся 4 класса (ОВЗ ЗПР)

На тему: «Развитие временных представлений»

Цель:

- актуализировать и закреплять знания о единицах времени, их соотношении

- развитие зрительного и слухового восприятия:

- формирование зрительных образов предметов, расширение объёма, точности и полноты зрительного восприятия и зрительной памяти об изучаемом предмете;

- формирование умения наблюдать, зрительно обследовать изучаемый предмет;

- совершенствование элементарных представлений о единицах времени, формирование навыков работы с единицами времени (час, минута).

- развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

- развитие общей и мелкой моторики.

- совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков общения.



Задачи

Образовательные:

- развивать навыки перевода из одних единиц времени в другие.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

 - упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц и улучшение фокусировки. 

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению времени;

- формировать навыки культуры общения на занятии.

Оборудование: ПК, презентация, рабочие тетради, интерактивная доска.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

3. Основная часть. Закрепление знаний. Отработка умений по теме.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия

Задачи

Содержание

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Создание положительного настроя.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Вы уже учитесь в школе не первый год. Сколько лет вы уже учитесь? Значит, Вы хорошо знаете буквы русского алфавита. С каких букв начинается моё имя и отчество? Молодцы. А какая по счёту буква «А» стоит в русском алфавите? Да, совершенно верно. Вот и мы с вами сегодня поговорим о первостепенным явлении в нашей жизни.

Приветствуют учителя и активно слушают.

2. Актуализация знаний

Повторение пройденного ранее материала

А что это за явление вы мне подскажете сами. Я загадаю вам загадку, а вы мне скажете, как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком:

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никогда мы не уйдём

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Ну, во-первых, драться — это вообще нехорошо.

А кто у нас ходит и днём, и ночью круглосуточно? Правильно, это часы. А часы у нас связаны со временем. Скажите, где мы с вами можем видеть их в жизни? У вас есть часы в кабинете? Правильно, мы можем их увидеть на стене, на столе, на руке, да везде! (На доске наглядность: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век)

Отвечают на вопрос (обращаются к тетрадям): «На предыдущем занятии мы вспоминали единицы времени»

Да, действительно, первым устройством, с помощью которого человек измерял время, были солнечные часы. Они работают с помощью тени от палочки на часах. Когда солнце движется по небу тень от палочки тоже движется и показывает время, как стрелка. Затем были изобретены водяные часы. Воду наливали в емкость с маленьким отверстием внизу, вода из него медленно капала, уровень воды понижался. Нужно было лишь сравнить, напротив какого деления сейчас находится уровень воды. И сколько воды утекло, значит столько времени прошло. А вот первые механических часы появились в 16 в. н.э., их изобрёл механик Гюйгенс из Голландии. А в наше время наряду с механическими, широкое применение получили электрические, электронные часы, которые мы еще называем цифровые.

Давайте посмотрим на часы и скажем из чего они состоят? У них есть циферблат, секундная, минутная и часовая стрелка.

Для чего нам нужны часы? Чтобы знать время.

А зачем людям надо знать время? Ну чтобы не опаздывать, чтобы правильно планировать распорядок дня, и чтобы понимать, сколько длятся разные дела.


По очереди называют единицу времени и в чём она выражается.

3. Основная часть

Закрепление знаний о временах года, месяцах и их порядке.

Развитие слухового внимания









Пальчиковая гимнастика на развитие межполушарных связей


































Задание 1.

А давайте прочитаем эти слова. Какую часть речи составляют эти слова? Правильно, существительные. А можете из этих слов составить предложение? Знаете ли вы эту пословицу? Составляем пословицу на доске: Делу время, потехе час.

Ой, какие вы умные. Я думала, для вас это будет сложно, а вы, оказывается всё знаете. А что это за предложения? Это пословица, народная мудрость, которая сложилась веками. Она применима и сейчас, в нынешнее время. Как вы её понимаете? Правильно, делу нужно уделять время. А время очень быстро бежит, и у нас уже прошло 5 минут нашего урока. Ценим наше время, работаем активно.

Перевожу на учебных часах минутную стрелку на 5 минут вперед.

А потехе – час. Значит мы с вами уделили время занятию, поработали. А теперь поиграем!

Пальчиковая гимнастика

Из часов складываются сутки, из суток – месяцы и годы. И всё это дорога нашей жизни. И мы сейчас с вами прежде, чем приступить к нашему следующему заданию, поиграем по этой дороге. Она бывает извилистой и ухабистой.

Выкладываю карточки с шариками.

Мы это время тратим на подготовку к занятию, но это наша с вами дорога к успеху! Делаем задание. Да, вы уже готовы идти, потому что вы учитесь в школе. Вы придете к своим хорошим знаниям, вы получите аттестат, но на это всё вам нужно время.

И это время исчисляется главными помощниками, которые помогают его отсчитывать. Возвращаемся к нашей загадке. Поэтому мы сейчас работаем с часами. Выставляю учебные часы.

Задание 2.

Какие есть помощники у времени? Правильно, самая маленькая часть времени – это секунда. Она такая же быстрая как хлопок в ладоши. Вот как мы можем измерить самую маленькую единичку в времени. А в минуте 60 таких хлопков, значит одна минута равна 60 секундам. Вот как мы можем измерить время. А какая единица времени больше? Правильно, час. А чтобы прошёл один час сколько нужно минут? А что больше одного часа? Одни сутки. А сколько часов в сутках?

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам нужно назвать, в чём можно выразить каждую единицу времени. А нас здесь есть подсказка, помощники. А ну-ка выберите, что чему соответствует.

60 секунд 1 минута

60 минут 1 час

24 часа 1 сутки

7 суток 1 неделя

4 недели 1 месяц

12 месяцев 1 год

Какая единичка здесь самая маленькая? (секунда) А какая самая большая? (год)

Определяют лишний месяц и объясняют, почему:

1) июнь - летний месяц, остальные – весенние;

2) сентябрь - осенний месяц, остальные – зимние;

3) декабрь – зимний месяц, остальные – осенние;

4) март – весенний месяц, остальные – летние.

Выполняют пальчиковые упражнения


Задание 3.

Ребята, а посчитайте сколько лет вы проучились уже в школе? А по сколько вам лет уже? А сколько из этих 10 лет вы учитесь в школе? 4 – раз мы в четвертом классе. Давайте подумаем, а мы разве закончили уже 4й класс?) Ещё нет. Значит, вы проучились 3 года и сколько месяцев? (3) А какое сейчас время года началось? А какое время года было до него? Правильно, молодцы!

Физкультминутка (1 минута):

А теперь давайте немного отдохнём и разомнёмся. Встаньте из-за парт на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Повторяйте движения за мной:

Смотри скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево–раз, направо – раз!

Мы тоже можем так!

Вот мы и готовы работать дальше.

Внимательно слушают и называют.





Задание № 4: Математическая задача.

1 неделя – это 7 дней, а в месяце у нас сколько недель? 4 недели, а сколько это дней? Давайте посчитаем и запишем это на листочках:

4*7 = 28 дней

Бывает, что дней в месяце 30 и 31, а в феврале их 28 или 29. Давайте мы в среднем возьмём 30 дней в месяце, так как таких месяцев в году большинство.

Мы с вами знаем, что одно время года сменяется другим. И каждое время года длится 3 месяца. Ребята, сколько же дней в одном времени года? Давайте посчитаем и запишем это на листочках:

30*3 = 90 дней

То есть мы с вами отучились с сентября до конца ноября уже 90 дней, представляете? Что мы для этого сделали, чтобы высчитать: мы 30 умножили на 3 (на сентябрь, октябрь и ноябрь). И когда вы станете чуть старше, вы эти дни переведёте в часы и минуты, научитесь умножать большие числа. И мы к этому будем стремиться.

Выполняют перевод. Записывают выражение в тетрадь.







Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика:

Вот мы с вами уже ходили по извилистым дорожкам нашими пальцами и ладошками, а теперь мы посмотрим, как эти дорожки складываются на наших часах. Тогда мы включали ручки, а теперь мы включим глазки. Мы будем шагать глазками. Я сейчас вам раздам листочки. Давайте начнем с цифры 3 и идём до крайней точки 9, повторяя взглядом направление зигзага. Давайте пойдем от меньшего к большему, а теперь мы идём назад - от большего к меньшему. Какое из них число больше? 9. Значит мы пойдем с вами от 9 до 3, не кивая головой и не поворачивая её. Идём только глазками. А теперь туда и обратно. И ещё раз повторим этот путь: туда и обратно. А теперь глазками вращаем по часовой стрелке, повторяя рисуя глазками круглую форму циферблата по часовой стрелке и против часовой стрелки. А теперь закройте глазки и попробуйте этот путь пройти, не глядя на циферблат.

Вот так и наши часы: они ведут нас всегда вперед, а назад можно только оглянуться на наше прошлое и вспомнить те события, которые нас могут только радовать.

Ребята, радуемся следующему моему заданию!) Возьмите домой и повторите вместе с родителями.

Выполняют гимнастику, повторяя за педагогом.

Вариант 1. По очереди называют время друг другу и показывают;


4. Итог. Рефлексия


Рефлексия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? А что вам особенно понравилось? Что у вас вызвало трудности.

Итоговое повторение:


Итак, давайте вспомним:

1.О чем мы говорили на нашем занятии? (о единицах времени).

2. Какие единицы времени мы рассмотрели подробно? (час и минута)

3. Какой механизм нам всегда помогает узнать время? (часы)

Прощание:

Ребята, вы очень хорошо потрудились. Эти значки вы получаете за прекрасную работу на уроке. Раздаю всем значки.

Вы - большие молодцы! Я вас хвалю. А сейчас занятие окончено. До свидания!

Отвечают на вопрос: «Мы повторили единицы времени, выполняли перевод единиц времени, решали задачки на время»




Полный текст материала Конспект дефектологического занятия "Развитие временных представлений"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Александрова Александра Сергеевна  aleksa-ne
15.12.2025 0 15 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК