Конспект дефектологического занятия "Развитие временных представлений"; 4 класс
Конспект дефектологического занятия для обучающихся 4 класса (ОВЗ ЗПР)
На тему: «Развитие временных представлений»
Цель:
- актуализировать и закреплять знания о единицах времени, их соотношении
- развитие зрительного и слухового восприятия:
- формирование зрительных образов предметов, расширение объёма, точности и полноты зрительного восприятия и зрительной памяти об изучаемом предмете;
- формирование умения наблюдать, зрительно обследовать изучаемый предмет;
- совершенствование элементарных представлений о единицах времени, формирование навыков работы с единицами времени (час, минута).
- развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
- развитие общей и мелкой моторики.
- совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков общения.
Задачи
Образовательные:
- развивать навыки перевода из одних единиц времени в другие.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
- упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц и улучшение фокусировки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению времени;
- формировать навыки культуры общения на занятии.
Оборудование: ПК, презентация, рабочие тетради, интерактивная доска.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме.
3. Основная часть. Закрепление знаний. Отработка умений по теме.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия
|
Задачи |
Содержание |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный момент. |
||
|
Создание положительного настроя. |
Здравствуйте ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Вы уже учитесь в школе не первый год. Сколько лет вы уже учитесь? Значит, Вы хорошо знаете буквы русского алфавита. С каких букв начинается моё имя и отчество? Молодцы. А какая по счёту буква «А» стоит в русском алфавите? Да, совершенно верно. Вот и мы с вами сегодня поговорим о первостепенным явлении в нашей жизни. |
Приветствуют учителя и активно слушают. |
|
2. Актуализация знаний |
||
|
Повторение пройденного ранее материала |
А что это за явление вы мне подскажете сами. Я загадаю вам загадку, а вы мне скажете, как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком: Мы ходим ночью, ходим днём, Но никогда мы не уйдём Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. Ну, во-первых, драться — это вообще нехорошо. А кто у нас ходит и днём, и ночью круглосуточно? Правильно, это часы. А часы у нас связаны со временем. Скажите, где мы с вами можем видеть их в жизни? У вас есть часы в кабинете? Правильно, мы можем их увидеть на стене, на столе, на руке, да везде! (На доске наглядность: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век) |
Отвечают на вопрос (обращаются к тетрадям): «На предыдущем занятии мы вспоминали единицы времени» |
|
Да, действительно, первым устройством, с помощью которого человек измерял время, были солнечные часы. Они работают с помощью тени от палочки на часах. Когда солнце движется по небу тень от палочки тоже движется и показывает время, как стрелка. Затем были изобретены водяные часы. Воду наливали в емкость с маленьким отверстием внизу, вода из него медленно капала, уровень воды понижался. Нужно было лишь сравнить, напротив какого деления сейчас находится уровень воды. И сколько воды утекло, значит столько времени прошло. А вот первые механических часы появились в 16 в. н.э., их изобрёл механик Гюйгенс из Голландии. А в наше время наряду с механическими, широкое применение получили электрические, электронные часы, которые мы еще называем цифровые. Давайте посмотрим на часы и скажем из чего они состоят? У них есть циферблат, секундная, минутная и часовая стрелка. Для чего нам нужны часы? Чтобы знать время. А зачем людям надо знать время? Ну чтобы не опаздывать, чтобы правильно планировать распорядок дня, и чтобы понимать, сколько длятся разные дела.
|
По очереди называют единицу времени и в чём она выражается. |
|
|
3. Основная часть |
||
|
Закрепление знаний о временах года, месяцах и их порядке. Развитие слухового внимания
Пальчиковая гимнастика на развитие межполушарных связей
|
Задание 1. А давайте прочитаем эти слова. Какую часть речи составляют эти слова? Правильно, существительные. А можете из этих слов составить предложение? Знаете ли вы эту пословицу? Составляем пословицу на доске: Делу время, потехе час. Ой, какие вы умные. Я думала, для вас это будет сложно, а вы, оказывается всё знаете. А что это за предложения? Это пословица, народная мудрость, которая сложилась веками. Она применима и сейчас, в нынешнее время. Как вы её понимаете? Правильно, делу нужно уделять время. А время очень быстро бежит, и у нас уже прошло 5 минут нашего урока. Ценим наше время, работаем активно. Перевожу на учебных часах минутную стрелку на 5 минут вперед. А потехе – час. Значит мы с вами уделили время занятию, поработали. А теперь поиграем! Пальчиковая гимнастика Из часов складываются сутки, из суток – месяцы и годы. И всё это дорога нашей жизни. И мы сейчас с вами прежде, чем приступить к нашему следующему заданию, поиграем по этой дороге. Она бывает извилистой и ухабистой. Выкладываю карточки с шариками. Мы это время тратим на подготовку к занятию, но это наша с вами дорога к успеху! Делаем задание. Да, вы уже готовы идти, потому что вы учитесь в школе. Вы придете к своим хорошим знаниям, вы получите аттестат, но на это всё вам нужно время. И это время исчисляется главными помощниками, которые помогают его отсчитывать. Возвращаемся к нашей загадке. Поэтому мы сейчас работаем с часами. Выставляю учебные часы. Задание 2. Какие есть помощники у времени? Правильно, самая маленькая часть времени – это секунда. Она такая же быстрая как хлопок в ладоши. Вот как мы можем измерить самую маленькую единичку в времени. А в минуте 60 таких хлопков, значит одна минута равна 60 секундам. Вот как мы можем измерить время. А какая единица времени больше? Правильно, час. А чтобы прошёл один час сколько нужно минут? А что больше одного часа? Одни сутки. А сколько часов в сутках? Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам нужно назвать, в чём можно выразить каждую единицу времени. А нас здесь есть подсказка, помощники. А ну-ка выберите, что чему соответствует. 60 секунд 1 минута 60 минут 1 час 24 часа 1 сутки 7 суток 1 неделя 4 недели 1 месяц 12 месяцев 1 год Какая единичка здесь самая маленькая? (секунда) А какая самая большая? (год) |
Определяют лишний месяц и объясняют, почему: 1) июнь - летний месяц, остальные – весенние; 2) сентябрь - осенний месяц, остальные – зимние; 3) декабрь – зимний месяц, остальные – осенние; 4) март – весенний месяц, остальные – летние. Выполняют пальчиковые упражнения
|
|
Задание 3. Ребята, а посчитайте сколько лет вы проучились уже в школе? А по сколько вам лет уже? А сколько из этих 10 лет вы учитесь в школе? 4 – раз мы в четвертом классе. Давайте подумаем, а мы разве закончили уже 4й класс?) Ещё нет. Значит, вы проучились 3 года и сколько месяцев? (3) А какое сейчас время года началось? А какое время года было до него? Правильно, молодцы! Физкультминутка (1 минута): А теперь давайте немного отдохнём и разомнёмся. Встаньте из-за парт на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Повторяйте движения за мной: Смотри скорей, который час Тик-так, тик-так, тик-так! Налево–раз, направо – раз! Мы тоже можем так! Вот мы и готовы работать дальше. |
Внимательно слушают и называют.
|
|
|
Задание № 4: Математическая задача. 1 неделя – это 7 дней, а в месяце у нас сколько недель? 4 недели, а сколько это дней? Давайте посчитаем и запишем это на листочках: 4*7 = 28 дней Бывает, что дней в месяце 30 и 31, а в феврале их 28 или 29. Давайте мы в среднем возьмём 30 дней в месяце, так как таких месяцев в году большинство. Мы с вами знаем, что одно время года сменяется другим. И каждое время года длится 3 месяца. Ребята, сколько же дней в одном времени года? Давайте посчитаем и запишем это на листочках: 30*3 = 90 дней То есть мы с вами отучились с сентября до конца ноября уже 90 дней, представляете? Что мы для этого сделали, чтобы высчитать: мы 30 умножили на 3 (на сентябрь, октябрь и ноябрь). И когда вы станете чуть старше, вы эти дни переведёте в часы и минуты, научитесь умножать большие числа. И мы к этому будем стремиться. |
Выполняют перевод. Записывают выражение в тетрадь.
|
|
|
Зрительная гимнастика |
Зрительная гимнастика: Вот мы с вами уже ходили по извилистым дорожкам нашими пальцами и ладошками, а теперь мы посмотрим, как эти дорожки складываются на наших часах. Тогда мы включали ручки, а теперь мы включим глазки. Мы будем шагать глазками. Я сейчас вам раздам листочки. Давайте начнем с цифры 3 и идём до крайней точки 9, повторяя взглядом направление зигзага. Давайте пойдем от меньшего к большему, а теперь мы идём назад - от большего к меньшему. Какое из них число больше? 9. Значит мы пойдем с вами от 9 до 3, не кивая головой и не поворачивая её. Идём только глазками. А теперь туда и обратно. И ещё раз повторим этот путь: туда и обратно. А теперь глазками вращаем по часовой стрелке, повторяя рисуя глазками круглую форму циферблата по часовой стрелке и против часовой стрелки. А теперь закройте глазки и попробуйте этот путь пройти, не глядя на циферблат. Вот так и наши часы: они ведут нас всегда вперед, а назад можно только оглянуться на наше прошлое и вспомнить те события, которые нас могут только радовать. Ребята, радуемся следующему моему заданию!) Возьмите домой и повторите вместе с родителями. |
Выполняют гимнастику, повторяя за педагогом. Вариант 1. По очереди называют время друг другу и показывают;
|
|
4. Итог. Рефлексия |
||
|
|
Рефлексия: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? А что вам особенно понравилось? Что у вас вызвало трудности. Итоговое повторение:
Итак, давайте вспомним: 1.О чем мы говорили на нашем занятии? (о единицах времени). 2. Какие единицы времени мы рассмотрели подробно? (час и минута) 3. Какой механизм нам всегда помогает узнать время? (часы) Ребята, вы очень хорошо потрудились. Эти значки вы получаете за прекрасную работу на уроке. Раздаю всем значки. Вы - большие молодцы! Я вас хвалю. А сейчас занятие окончено. До свидания! |
Отвечают на вопрос: «Мы повторили единицы времени, выполняли перевод единиц времени, решали задачки на время» |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Александрова Александра Сергеевна
→ aleksa-ne |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.