Конспект урока истории "СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису"; 9 класс
Конспект урока
для обучающихся 9 класса с лёгкой степенью умственной отсталости
по учебному предмету «История Отечества».
Тема: СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Дать общее представление о жизни и быте советских людей, об экономическом развитии страны в период правления Л.И.Брежнева.
Задачи урока:
Образовательные:
-способствовать закреплению ранее изученного и усвоению обучающимися нового основного фактического и понятийного материала;
-разъяснить смысл понятий: достаток в быту, кризис, диссиденты;
-на конкретных примерах показать улучшение качества жизни посредством оснащения быта;
-создать условия для анализа возникновения кризиса в экономике в изучаемый период и появления диссидентства.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать организации деятельности обучающихся на уроке;
- создать условия для развития: познавательных способностей, осуществления поиска и использования информации, умения высказать своё отношение к различным явлениям в обществе, делать логические выводы, работать в коллективе и паре,
-закреплять навыки работы с учебником и планом,
-учить объяснять сложные понятия на основе текста учебника.
Воспитательные: создать условия для формирования активной гражданской позиции.
Методы обучения:
-практический метод;
-метод устного сообщения исторического материала;
- метод работы с текстом;
-метод наглядного обучения истории;
-частично – поисковый метод;
-проблемно – поисковый метод;
- метод дифференцированного задания.
Оборудование урока:
-мультимедийные презентации Power Point “СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису»; «Своя игра» по теме «Космос».
-дидактический материал (карточки с заданиями, дидактические игры «Третий лишний», «Деформированное предложение», «Деформированный текст»).
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы и методы организации взаимодействия на уроке |
БУД |
1.Организационный этап
|
Установление контакта, проверка присутствующих и выполнения единых требований. |
Приветствие учителя, проверка принадлежностей. |
Фронтальная работа.
|
Формирование аккуратности, самоорганизации и единых требований для обучающихся. |
2.Вводно-мотивацияонный этап
|
Организация работы по включению обучающихся в обсуждение вопросов для определения темы урока, постановки цели и задач урока.
|
Участвуют в дидактической игре: «Эпоха Хрущёва». Участвуют в беседе по определению темы урока, постановки цели и задач урока. |
Фронтальная работа. Практический метод. Частично-поисковый.
|
Образовательные: осознанно излагать ранее изученный материал, - определение и формулирование темы, цели и задач урока с помощью учителя. Коммуникативные: - формирование навыка вступать в контакт, - слушать и понимать инструкцию. Личностные: - формирование понимания личной ответственности за свои утверждения и высказывания, - уважительное отношение к одноклассникам при участии в дискуссии. |
3.Актуализация знаний
|
Создание условий для применения ранее полученных ЗУН по работе с лентой времени, временном восприятии истории.
Организация д/и «Космос – своя игра» |
Работа с лентой времени.
Участвуют в д\игре или (по желанию) письменно проходят тест.
|
Фронтальная, индивидуальная работа, практический метод.
Фронтальная работа, практический метод.
|
Образовательные: - формирование правильных представлений об историческом периоде с 1953 по 1964г.г. при работе с «Лентой времени», а также с 1964г. по 1982г.; -закрепление знаний о развитии космонавтики; - осознанно действовать на основе инструкции при формировании навыка устанавливать соответствие и взаимосвязи при работе со словарными словами и датами в индивидуальной работе по карточкам. Комм-ые: - инициировать и поддерживать коммуникацию; -слушать собеседника, участвовать в обсуждении; - обращаться за помощью и принимать помощь. Личностные: - создание ситуации успеха при выборе уровня сложности вопроса в д\и, формы взаимодействия с одноклассниками и учителем на уроке; -формирование чувства гордости за успехи в развитии страны в период правление Н.С.Хрущёва. |
4.Первичное усвоение новых знаний.
|
Аналитическое описание -ознакомление учащихся с предметами быта, Разбор интересных или сложных вопросов в ходе рассказа и показа презентации: «СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису»; Аналитическое описание и сравнительный анализ предметов быта, краткая характеристика исторических деятелей и экономического положения страны: показателей экономического развития (количества работающих предприятий, сданных в эксплуатацию отдельных квартир, личных автомобилей в периоды правления Хрущёва и Брежнева. -краеведение: начало строительства Ленинградской АЭС — сентябрь 1967 года, начало строительства поселка, а потом и города Сосновый Бор. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1973 году. Работа с текстом учебника (стр. 253): объяснительное комментированное чтение учителем по формированию культурных традиций в обществе в период правления Брежнева.
Создание проблемной ситуации: с чем связано начало кризиса в экономике? (Докажите на примерах, что люди это почувствовали)
Возникновение диссидентского движения. Словарное слово: «Диссидент». Статья 70 УК СССР: агитация или пропаганда, проводимая с целью подрыва или ослабления советской власти. Задание для обучающихся при работе с текстом учебника (стр. 254) при молчаливом чтении: что хотели и за что боролись диссиденты? |
Поиск решения проблемы в процессе усвоения новых знаний: происходило улучшение жизни народа? Доказывают своими ответами, что жизнь людей в этот период улучшилась.
Выбор верного плана (из двух предложенных) рассказа о жизни в стране в изучаемый период. Делают вывод: произошло значительное улучшение жизни народа в период правления Брежнева.
Высказывания обучающихся о том, что их родственники рассказывали им, как участвовали в строительстве ЛАЭС и объектах городской инфраструктуры, работали в магазинах, клубе, школе.
Делают выводы: в связи с улучшением бытовых условий у людей (в массовом порядке) появилось свободное время для посещения библиотек, театров, занятий спортом, хобби, чтения интересных журналов и т.д. Всё это способствовало формированию культурных традиций в обществе, эти традиции мы продолжаем и сейчас. Поиск решения проблемы в процессе усвоения новых знаний: почему надвигался кризис в экономике страны? Доказывают своими ответами: -Появились очереди во многих городах страны на продукты первой необходимости. -Достижения науки стали медленнее внедряться в производство. -Многое из советской продукции не покупалось гражданами: некрасивую, немодную одежду и обувь, устаревшую бытовую технику. -Жизнь на селе молодёжи не нравилась, она стремилась в города. -Колхозы не могли накормить страну – зерно и другие продукты питания покупали за границей. -Много средств уходило на военные предприятия и вооружение.
Записывают в тетрадь для словарных работ слово «диссидент» и его толкование. Овладение историческим понятием «диссидент»;
работают с текстом учебника (стр.254): молчаливое чтение по предварительному заданию учителя; устно отвечают на вопросы учителя: что хотели диссиденты? – демократии и свободы в обществе, что требовали диссиденты? – свободы слова и печати, освобождения людей, заключённых в тюрьмы за несогласие с политикой партии, выделяют главную мысль в отрывке текста: диссиденты – не враги народа, а люди, верящие в закон, в конституцию и её свободы; называют фамилию одного из лидеров этого движения – академик А.Д.Сахаров. |
Фронтальная, индивидуальная работа, метод устного сообщения исторического материала, проблемно-поисковый метод. Практический метод, метод дифференцированного задания.
Метод аналитического описания, метод дифференцированного задания.
Практический метод.
Фронтальная работа. Практический метод, проблемно-поисковый метод.
Фронтальная работа. Метод работы с печатным текстом.
Практический метод, проблемно-поисковый метод. Фронтальная работа.
Метод устного сообщения исторического материала. Практический метод.
Метод работы с печатным текстом |
Образовательные: - формирование исторических понятий и представлений, -осуществление сравнительного анализа технических средств быта, -формирование навыка делать выводы; - разрешение проблемной ситуации: жизнь людей в этот период улучшилась; - при работе с печатным текстом: пересказ содержания исторического материала близко к тексту при ответе на вопросы учителя; -выделение главной мысли в отрывке текста; -умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - устанавливать соответствие между главной мыслью отрывка текста и целью и задачами урока. Комм-е:- использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях, - формирование навыка излагать собственное мнение, - обращаться за помощью и принимать помощь. Личностные: -уважительное отношение к одноклассникам, если возникнет дискуссия; - адекватно эмоционально откликаться на положительные изменения в жизни людей, - осознание себя как гражданина России – потомка тех людей (прабабушек и прадедушек), которые трудились на благо страны, формирование активной гражданской позиции; - формирование чувства гордости за своих близких, активно участвовавших в строительстве родного города и градообразующего предприятия – ЛАЭС. |
Физкультминутка |
Провожу короткую физкультминутку «Я –сосновоборец» с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. |
Выполняют движения, для кратковременного активного отдыха с использованием интеллектуальной «привязки» к теме урока. |
Фронтальная работа. |
Комм-ые: осознанно действовать на основе инструкции,, - используют принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем. Личностные: создание положительных эмоций при снятии мышечного утомления.
|
5. Первичная проверка понимания.
|
Создание ситуации успеха: беседа с проверкой степени понимания и усвоения материала или раздача индивидуальных заданий (по выбору обучающихся) : -проверка понимания терминов: достаток в быту, кризис, диссиденты; - установление соответствия предметов быта с изученным периодом, - формирование навыка выделения признаков стабильности в развитии общества и кризиса в экономике. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы или (по желанию) письменно проходят небольшой тест. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в паре (по выбору обучающихся.) Практический метод. Частично-поисковый метод.
|
Образовательные:- репродукция знаний по теме урока с опорой на выбранный план рассказа об улучшении жизни в стране в изучаемый период, понимания терминов: достаток в быту, кризис, диссиденты; ориентировка в социальных ролях граждан страны в изучаемый период. Комм-ые: - вступают в диалог с учителем, при необходимости, поддерживают его, - вступают и поддерживают коммуникацию с одноклассниками в разных ситуациях взаимодействия, -- формирование навыка излагать собственное мнение. Личностные: -формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, - уважительное отношение к одноклассникам при участии в беседе;
|
6.Закрепление.
|
Раздача карточек и постановка проблемы: для закрепления изученного материала необходимо вставить в текст нужные по смыслу слова, используя опорные слова, данные в начале карточки, внимательно прочитайте их. |
Выполняют письменную работу: «Деформированный текст» с опорными словами. |
Индивидуальная работа, практический метод, проблемно – поисковый метод.
|
Образовательные: - способствовать формированию навыка восстанавливать деформированный текст, используя опорные слова и цепочки логических связей в тексте, - выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания. -осознание выполнения цели и задач урока.
Комм-ые: - вступают в диалог с учителем, при необходимости, поддерживают его, - вступают и поддерживают коммуникацию с одноклассниками в разных ситуациях взаимодействия, Личностные:- формирование навыка разрешения проблемной ситуации, -формирование навыка самостоятельности в выполнении учебных заданий.
|
7.Домашнее задание при необходимости.
|
Создание ситуаций для познания нового. Сообщение индивидуального задания. |
Выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. |
Фронтальная и индивидуальная работа. Практический метод.
|
Образовательные: - планирование выявления новых сведений по изучаемой теме. Комм-ые:- слушают учителя, вступают в диалог и поддерживать его, - используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Личностные: уважительное отношение к одноклассникам; -разрешение проблемной ситуации; - адекватный эмоциональный отклик на задание.
|
8. Рефлексия. |
Учить детей объективно оценивать свою деятельность. Оценивает образовательные результаты, формируемые в предмете «История Отечества» предметные и метапредметные компетенции
|
Самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
|
Фронтальная работа. Частично-поисковый метод (метод незаконченных предложений).
|
Личностные: -Размышляют о своём психическом состоянии, анализируют свои переживания, в некоторых случаях переосмысливают продукты собственной активности; - построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире. Комм-ые: -развитие общения и межличностного восприятия |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торопчина Елена Михайловна
→ Публикатор 24.06.2024 0 188 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы