Конспект урока истории "СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису"; 9 класс


Конспект урока

для обучающихся 9 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

по учебному предмету «История Отечества».

Тема: СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Дать общее представление о жизни и быте советских людей, об экономическом развитии страны в период правления Л.И.Брежнева.

Задачи урока:

Образовательные:

-способствовать закреплению ранее изученного и усвоению обучающимися нового основного фактического и понятийного материала;

-разъяснить смысл понятий: достаток в быту, кризис, диссиденты;

-на конкретных примерах показать улучшение качества жизни посредством оснащения быта;

-создать условия для анализа возникновения кризиса в экономике в изучаемый период и появления диссидентства.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать организации деятельности обучающихся на уроке;

- создать условия для развития: познавательных способностей, осуществления поиска и использования информации, умения высказать своё отношение к различным явлениям в обществе, делать логические выводы, работать в коллективе и паре,

-закреплять навыки работы с учебником и планом,

-учить объяснять сложные понятия на основе текста учебника.

Воспитательные: создать условия для формирования активной гражданской позиции.

Методы обучения:

-практический метод;

-метод устного сообщения исторического материала;

- метод работы с текстом;

-метод наглядного обучения истории;

-частично – поисковый метод;

-проблемно – поисковый метод;

- метод дифференцированного задания.


Оборудование урока:

-мультимедийные презентации Power Point “СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису»; «Своя игра» по теме «Космос».

-дидактический материал (карточки с заданиями, дидактические игры «Третий лишний», «Деформированное предложение», «Деформированный текст»).



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организации взаимодействия на уроке

БУД

1.Организационный этап


Установление контакта, проверка присутствующих и выполнения единых требований.

Приветствие учителя, проверка принадлежностей.

 Фронтальная работа.


 Формирование аккуратности, самоорганизации и единых требований для обучающихся.

2.Вводно-мотивацияонный этап


Организация работы по включению обучающихся в обсуждение вопросов для определения темы урока, постановки цели и задач урока.




Участвуют в дидактической игре: «Эпоха Хрущёва».

Участвуют в беседе по определению темы урока, постановки цели и задач урока.

Фронтальная работа.

Практический метод.

Частично-поисковый.




Образовательные: осознанно излагать ранее изученный материал,

- определение и формулирование темы, цели и задач урока с помощью учителя.

Коммуникативные: - формирование навыка вступать в контакт,

- слушать и понимать инструкцию.

Личностные: - формирование понимания личной ответственности за свои утверждения и высказывания,

- уважительное отношение к одноклассникам при участии в дискуссии.

3.Актуализация знаний


Создание условий для применения ранее полученных ЗУН по работе с лентой времени, временном восприятии истории.


Организация д/и «Космос – своя игра»

Работа с лентой времени.







Участвуют в д\игре или (по желанию) письменно проходят тест.


Фронтальная, индивидуальная работа, практический метод.





Фронтальная работа, практический метод.




Образовательные: - формирование правильных представлений об историческом периоде с 1953 по 1964г.г. при работе с «Лентой времени», а также с 1964г. по 1982г.;

-закрепление знаний о развитии космонавтики;

- осознанно действовать на основе инструкции при формировании навыка устанавливать соответствие и взаимосвязи при работе со словарными словами и датами в индивидуальной работе по карточкам.

Комм-ые: - инициировать и

поддерживать коммуникацию;

-слушать собеседника, участвовать в обсуждении;

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные: - создание ситуации успеха при выборе уровня сложности вопроса в д\и, формы взаимодействия с одноклассниками и учителем на уроке;

-формирование чувства гордости за успехи в развитии страны в период правление Н.С.Хрущёва.

4.Первичное усвоение новых знаний.


Аналитическое описание -ознакомление учащихся с предметами быта, Разбор интересных или сложных вопросов в ходе рассказа и показа презентации: «СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису»;

Аналитическое описание

и сравнительный анализ предметов быта, краткая характеристика исторических деятелей и экономического положения страны:

показателей экономического развития (количества работающих предприятий, сданных в эксплуатацию отдельных квартир, личных автомобилей в периоды правления Хрущёва и Брежнева.

-краеведение: начало строительства Ленинградской АЭС — сентябрь 1967 года, начало строительства поселка, а потом и города Сосновый Бор. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1973 году.

Работа с текстом учебника (стр. 253): объяснительное комментированное чтение учителем по формированию культурных традиций в обществе в период правления Брежнева.





Создание проблемной ситуации: с чем связано начало кризиса в экономике? (Докажите на примерах, что люди это почувствовали)























Возникновение диссидентского движения.

Словарное слово: «Диссидент».

Статья 70 УК СССР: агитация или пропаганда, проводимая с целью подрыва или ослабления советской власти.

Задание для обучающихся при работе с текстом учебника (стр. 254) при молчаливом чтении: что хотели и за что боролись диссиденты?

Поиск решения проблемы в процессе усвоения новых знаний: происходило улучшение жизни народа?

Доказывают своими ответами, что жизнь людей в этот период улучшилась.





Выбор верного плана (из двух предложенных) рассказа о жизни в стране в изучаемый период.

Делают вывод: произошло значительное улучшение жизни народа в период правления Брежнева.









Высказывания обучающихся о том, что их родственники рассказывали им, как участвовали в строительстве ЛАЭС и объектах городской инфраструктуры, работали в магазинах, клубе, школе.



Делают выводы: в связи с улучшением бытовых условий у людей (в массовом порядке) появилось свободное время для посещения библиотек, театров, занятий спортом, хобби, чтения интересных журналов и т.д. Всё это способствовало формированию культурных традиций в обществе, эти традиции мы продолжаем и сейчас.

Поиск решения проблемы в процессе усвоения новых знаний: почему надвигался кризис в экономике страны?

Доказывают своими ответами:

-Появились очереди во многих городах страны на продукты первой необходимости.

-Достижения науки стали медленнее внедряться в производство.

-Многое из советской продукции не покупалось гражданами: некрасивую, немодную одежду и обувь, устаревшую бытовую технику.

-Жизнь на селе молодёжи не нравилась, она стремилась в города.

-Колхозы не могли накормить страну – зерно и другие продукты питания покупали за границей.

-Много средств уходило на военные предприятия и вооружение.






Записывают в тетрадь для словарных работ слово «диссидент» и его толкование.

Овладение историческим понятием «диссидент»;



работают с текстом учебника (стр.254): молчаливое чтение по предварительному заданию учителя;

устно отвечают на вопросы учителя:

что хотели диссиденты? – демократии и свободы в обществе,

что требовали диссиденты? – свободы слова и печати, освобождения людей, заключённых в тюрьмы за несогласие с политикой партии,

выделяют главную мысль в отрывке текста: диссиденты – не враги народа, а люди, верящие в закон, в конституцию и её свободы; называют фамилию одного из лидеров этого движения – академик А.Д.Сахаров.

Фронтальная, индивидуальная работа, метод устного сообщения исторического материала, проблемно-поисковый метод.

Практический метод, метод дифференцированного задания.







Метод аналитического описания, метод дифференцированного задания.





Практический метод.









Фронтальная работа.

Практический метод, проблемно-поисковый метод.













Фронтальная работа.

Метод работы с печатным текстом.











Практический метод, проблемно-поисковый метод.

Фронтальная работа.






























Метод устного сообщения исторического материала.

Практический метод.











Метод работы с печатным текстом

Образовательные: - формирование исторических понятий и представлений,

-осуществление сравнительного анализа технических средств быта,

-формирование навыка делать выводы;

- разрешение проблемной ситуации: жизнь людей в этот период улучшилась;

- при работе с печатным текстом: пересказ содержания исторического материала близко к тексту при ответе на вопросы учителя;

-выделение главной мысли в отрывке текста;

-умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- устанавливать соответствие между главной мыслью отрывка текста и целью и задачами урока.

Комм-е:- использовать разные виды речевых высказываний

(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях,

- формирование навыка излагать собственное мнение,

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные: -уважительное отношение к одноклассникам, если возникнет дискуссия;

- адекватно эмоционально

откликаться на положительные изменения в жизни людей,

- осознание себя как гражданина России – потомка тех людей (прабабушек и прадедушек), которые трудились на благо страны, формирование активной гражданской позиции;

- формирование чувства гордости за своих близких, активно участвовавших в строительстве родного города и градообразующего предприятия – ЛАЭС.

Физкультминутка

Провожу короткую физкультминутку «Я –сосновоборец» с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.

Выполняют движения, для кратковременного активного отдыха с использованием интеллектуальной «привязки» к теме урока.

Фронтальная работа.

Комм-ые: осознанно действовать на основе инструкции,,

- используют принятые ритуалы

взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Личностные: создание положительных эмоций при снятии мышечного утомления.


5. Первичная проверка понимания.


Создание ситуации успеха:

беседа с проверкой степени понимания и усвоения материала или раздача индивидуальных заданий (по выбору обучающихся) :

-проверка понимания терминов: достаток в быту, кризис, диссиденты;

- установление соответствия предметов быта с изученным периодом,

- формирование навыка выделения признаков стабильности в развитии общества и кризиса в экономике.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы или (по желанию) письменно проходят небольшой тест.

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре (по выбору обучающихся.)

Практический метод.

Частично-поисковый метод.


Образовательные:- репродукция знаний по теме урока с опорой на выбранный план рассказа об улучшении жизни в стране в изучаемый период, понимания терминов: достаток в быту, кризис, диссиденты; ориентировка в социальных ролях граждан страны в изучаемый период.

Комм-ые: - вступают в диалог с учителем, при необходимости, поддерживают его,

- вступают и поддерживают коммуникацию с одноклассниками в разных ситуациях взаимодействия,

-- формирование навыка излагать собственное мнение.

Личностные:

-формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий,

- уважительное отношение к одноклассникам при участии в беседе;


6.Закрепление.


Раздача карточек и постановка проблемы: для закрепления изученного материала необходимо вставить в текст нужные по смыслу слова, используя опорные слова, данные в начале карточки, внимательно прочитайте их.

Выполняют письменную работу: «Деформированный текст» с опорными словами.

Индивидуальная работа, практический метод, проблемно – поисковый метод.


Образовательные: - способствовать формированию навыка восстанавливать деформированный текст, используя опорные слова и цепочки логических связей в тексте,

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.

-осознание выполнения цели и задач урока.


Комм-ые: - вступают в диалог с учителем, при необходимости, поддерживают его,

- вступают и поддерживают коммуникацию с одноклассниками в разных ситуациях взаимодействия,

Личностные:- формирование навыка разрешения проблемной ситуации,

-формирование навыка самостоятельности в выполнении

учебных заданий.


7.Домашнее задание при необходимости.


Создание ситуаций для познания нового.

Сообщение индивидуального задания.

Выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Практический метод.


Образовательные: - планирование выявления новых сведений по изучаемой теме.

Комм-ые:- слушают учителя, вступают в диалог и поддерживать его,

- используют принятые ритуалы

социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Личностные: уважительное отношение к одноклассникам;

-разрешение проблемной ситуации;

- адекватный эмоциональный

отклик на задание.


8. Рефлексия.

Учить детей объективно оценивать свою деятельность.

Оценивает образовательные результаты, формируемые в предмете «История Отечества» предметные и метапредметные компетенции


Самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.


Фронтальная работа.

Частично-поисковый метод (метод незаконченных предложений).




Личностные:

-Размышляют о своём психическом состоянии, анализируют свои переживания, в некоторых случаях переосмысливают продукты собственной активности;

- построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Комм-ые: -развитие общения и межличностного восприятия





2



Полный текст материала Конспект урока истории "СССР в середине 60-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торопчина Елена Михайловна  Публикатор
24.06.2024 0 88 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК