УМК «Автодидактика: каллиграфия»
В Москве обсудят вопросы внедрения инновационного УМК по каллиграфии в учебный процесс и подготовки педагогических кадров к его применению
С целью обсуждения механизма внедрения инновационного учебно-методического комплекта на основе прогрессивной технологии обучения каллиграфическому письму обучающихся младшего школьного возраста и вопросов повышения кадрового потенциала педагогических кадров по направлению внедрения образовательных инноваций в сфере обучения детей каллиграфическому письму 13-14 ноября 2020 года в г. Москва ООО СП «Содружество» проводится всероссийская конференция.
К участию в мероприятии приглашаются специалисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования, руководители общеобразовательных организаций, педагогические работники образовательных организаций и эксперты.
Работа конференции продлится два дня, в ходе которых планируются представление целевой аудитории результатов апробации и презентация УМК «Автодидактика: каллиграфия» и электронного приложения к нему. Для участников конференции будет предоставлена возможность участия в обсуждении форматов повышения кадрового потенциала педагогических работников по вопросам внедрения и продвижения новых технологических инициатив и образовательных инноваций в сфере обучения младших школьников каллиграфическому письму.
Выступления докладчиков конференции будут проводиться в ходе работы следующих площадок: пленарного заседания, секции «Результаты практического использования УМК «Автодидактика: каллиграфия» в образовательном процессе» и круглого стола «Повышение кадрового потенциала по направлению внедрения новых технологических инициатив и образовательных инноваций в сфере обучения детей письму».
Мероприятие проводится в рамках проекта «Консультационно-методическое и экспертно-организационное сопровождение распространения технологии обучения каллиграфии обучающихся младшего школьного возраста, для которых русский язык является родным, неродным, иностранным», выполняемого ООО СП «Содружество» по заказу Минпросвещения России.
Справочно
УМК «Автодидактика: каллиграфия» разработан авторским коллективом под руководством Е. А. Сувориной в рамках государственного контракта ООО СП «Содружество» с Минпросвещения России.
Подробнее о событии
Конференция проводится в рамках проекта Минпросвещения России, ключевыми результатом которого является разработанный инновационный УМК для обучения детей младшего школьного возраста каллиграфическому письму, а также программа повышения квалификации учителей и методические материалы к программе.
Интересный факт – в эпоху повсеместной цифровизации, в том числе, и в сфере образования, перехода на электронные форматы документов и использование различных гаджетов Министерство просвещения заказывает разработку и апробацию материалов, повышающих эффективность обучения детей письму, каллиграфии. Казалось бы, откуда возник такой интерес?
Действительно, на первый взгляд значение процесса обучения письму сегодня уменьшается. Если проследить динамику учебной нагрузки для занятий каллиграфией или чистописанием в нашей стране, то можно увидеть четкую кривую, идущую вниз: со времен Пушкина, который, как утверждают, занимался данным предметов 18 часов в неделю, и до нынешних 4-5 часов на обучение письму в неделю. Этой динамике вторит и снижение требований к результатам обучения письму.
Во многих странах и вовсе отказываются от письма – так, американские федеральные общеобразовательные нормативы, опубликованные в 2010 году, призывают учить детей письму только в детском саду и первом классе. Большинство средних школ США не учат детей писать от руки, алфавит преподаётся при помощи клавиатуры. Финляндия вообще стала первой страной, исключившей уроки письма из школьной программы. В школах Швеции и Норвегии использование компьютеров – даже в первом классе — обычное явление.
Однако, если мы рассмотрим глубже сам процесс обучения письму и его значение для развития ребенка, то увидим, что зарубежные коллеги несколько поторопились с реформами. Учась выводить на листе бумаги буквы, первоклассник приобретает намного больше, чем просто навык письма. Еще в середине прошлого века отечественные психологи (в частности, Петр Яковлевич Гальперин) установили, что в процессе формирования двигательного навыка задействуется сложная система психологических процессов: составляется предварительное представление о процессе действия и его результате; учитываются имеющиеся условия действия и его протекания; сопоставление полученного результата действия с принятым образцом, выявление отклонений и их постоянное устранение. Все эти психологические процессы протекают и у ребенка, тренирующегося писать буквы, и все эти процессы лежат в основе формирования метапредметных результатов освоения программы начального общего образования по ФГОС. Чтобы увидеть эту связь, достаточно вспомнить некоторые формулировки этих результатов из ФГОС, например:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Современные исследования подтверждают связь между процессом обучения письму и успешностью обучения в целом.
Так, в 2005 году французские исследователи убедились в следующем: старшие дошкольники легче запоминают отдельные буквы, если учатся писать от руки, а не набирают с помощью клавиатуры компьютера. Это особенно бросалось в глаза, когда детям предлагалось отличить внешне похожие буквы.
В 2006 году были опубликованы результаты работы ученых из университета штата Вашингтон. Они выяснили, что активность головною мозга школьников вторых-пятых классов заметно разнится в зависимости от того, пишут ли они авторучкой или печатают на клавиатуре. Но самое главное, что дети, писавшие от руки, быстрее запоминали слова и лучше обдумывали текст, чем другие дети.
В 2012 году психологи из университета штата Индиана провели эксперимент с пятилетними детьми, которые еще не умели читать и писать. Они наблюдали на томографе активность мозга детей в процессе копирования буквы рукой на бумаге и просто печатания буквы на клавиатуре компьютера. Как выяснилось, у детей, которые сами, своими руками, выводили буквы, развивалась их моторная намять. У них были активны области мозга, которые активизируются и у взрослых людей, когда те пишут или читают.
Обучение каллиграфическому почерку на сегодняшний день считается одной из ключевых проблем начальной школы, выступает объектом исследования ученых, педагогов и методистов. Формирование правильного письма рассматривается с разных точек зрения и становится особо актуальным в условиях стремительной цифровизации и проникновения информационных технологий во все сферы деятельности.
С первых дней в школе ребенка начинают обучать первоначальным навыкам письма, без которых дальнейшее образование невозможно. Обучение письму, наравне с другими предметами, становится средством для формирования как универсальных учебных, так и метапредметных действий регулятивного типа, которые лежат в основе общей адаптации ребенка к учебной деятельности и школе.
Каллиграфические упражнения затрагивают все части тела, для правильного написания буквы большое значение имеет положение пальцев, ладони, запястья, т.е. правильный обхват пера, что в совокупности влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
В современном российском образовании нет единого подхода к обучению каллиграфическим навыкам, и, соответственно, отсутствуют нормы и требования к формированию навыков каллиграфии при письме, поскольку каллиграфии как таковой отдельно по ФГОС НОО не обучают. Наряду с процессом упрощения требований к письму еще с советских времен шло упрощение требований к оценке письменных навыков учащихся начальной школы.
Требования программы начального образования по чистописанию в 1955 году (в этот период на чистописание в 1 классе начальной школы отводится, согласно учебному плану 2 часа в неделю, т.е. 64 часа в год) были следующими:
1 класс – крупное отрывистое письмо всех строчных, прописных букв и цифр с твердым усвоением их правильного строения, и способа их начертания.
2 класс – начертание букв и цифр меньшей высоты (5 мм) в тетради с частыми косыми линейками, затем в тетради с редкими косыми линейками; навык правильного связывания букв, ускоренного безотрывного и плавного письма слов при непременном соблюдении правил посадки, держания ручки и т.д.; устранение индивидуальных отклонений от нормы в почерках отдельных учеников специальными упражнениями в письме элементов, соединений букв, слов и предложений.
3 класс – начертание букв и цифр меньшей высоты (3 мм) в тетради без косых линеек; навык более ускоренного письма по одной линейке.
При этом программа средней школы 1986 года диктует уже куда более скромные требования к письму в 1 классе: закрепление графически правильных букв и способов их соединения их в слове. Объем часов на каллиграфию также уменьшается – теперь в 1 и 2 классах это уже 1 час в неделю, а в третьем – всего 8-10 минут на уроках русского языка.
В настоящее время обучение каллиграфическому письму кардинально изменилось. Написание букв значительно упростилось и, как следствие, сократилось время на освоение каллиграфии. Каллиграфия, как и освоение тем различных предметов, стала подчиняться учебному плану, при этом для оценки письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)» и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
В 2005 году также были созданы «Методические рекомендации по оформлению письменных работ, учащихся школы первой ступени образования» (опубликованы в журнале «Начальная школа» №20/2005).
Однако ни в одном из действующих документов нет четко прописанных требований к письму и критериев оценки формирования навыков каллиграфии при обучении младших школьников письму.
Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) предусматривают получение не только предметных результатов, развития узких компетенций, но и формирование у школьников универсальных учебных действий, которые направлены на общее умение учиться.
На сегодняшний день во ФГОС НОО норм каллиграфии, как таковых, не существует. В новом ФГОС НОО, прошедшем общественно-профессиональное обсуждение в 2019 году, были вынесены следующие требования к предметным результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык» в части письменной речи:
писать разборчиво;
писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений
52 букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Таким образом, если в действующем ФГОСе отсутствовали четкие требования к каллиграфическим навыкам учащихся, то в проекте ФГОС НОО уже появляются некоторые требования к каллиграфии в части письменной речи (правильное списывание слов и предложений без искажений букв и пропусков; написание без искажений прописных букв в начале предложения и в именах собственных, соединений, слов).
Действующая примерная основная образовательная программа начального общего образования в требованиях к содержанию учебного предмета «Русский язык» предусматривает, в том числе:
овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;
письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;
овладение разборчивым, аккуратным письмом;
письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением;
усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Все эти требования носят обобщенный характер и, по большому счету, степень сформированности навыков каллиграфического письма по ним оценить сложно.
Задача формирования у первоклассников в добукварный период обучения грамоте навыков каллиграфического письма остается острой, и, хотя применяемые в работе традиционные методики, подходы и УМК по обучению письму вполне соответствуют требованиям ФГОС НОО, вместе с тем насущными проблемами являются следующие:
1) тенденция к снижению мелкой моторики у учащихся и отсутствие интереса как у детей, так и у родителей к формированию навыков аккуратного письма;
2) низкие темпы внедрения передовых (прогрессивных) методик, технологий, методов, приемов для формирования у учащихся в начальной школе навыков каллиграфического письма;
3) отсутствие широкого выбора разработанных для педагогических работников программ повышения квалификации по формированию у учащихся навыков каллиграфического письма.
Таким образом, процесс обучения письму положительно влияет на развитие ребенка и достижение им образовательных ориентиров. Именно поэтому Министерством просвещения уделено внимание проекту, направленному на повышение эффективности обучения детей каллиграфическому письму.
К слову о цифровизации и гаджетах – проект по каллиграфии тоже идет в ногу со временем. В рамках проекта к печатному УМК было разработано электронное мобильное приложение, повышающее мотивацию детей к обучению письму.
Электронное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» разработано на основе учебно-методического комплекса «Автодидактика: каллиграфия» под редакцией Елены Александровны Сувориной и предназначено для использования в добукварный период обучения письму букв. Это практико-ориентированный цифровой образовательный ресурс, который поможет ребенку свободно ориентироваться в пространстве тетрадного листа и выработать навыки красивого письма. В игровой форме ребенок готовится к письму букв и с интересом включается в сложный процесс письма. Приложение помогает облегчить адаптацию первоклассника к учебной деятельности, а также заинтересовать его уроками чистописания.
Концепция приложения основана на эффективных игровых методах обучения, а также учитывает принципы современного образовательного геймдизайна.
Все задания и игры в приложении озвучены голосом. Таким образом, даже дети, которые еще не умеют читать, смогут пользоваться приложением, чтобы начать подготовку к изучению букв.
Задания в приложении интерактивные и рассчитаны на изучение ребенком элементов букв и на подготовку к их написанию. Для отработки полученных навыков в приложении имеются увлекательные игры. Мотивацию учащихся к занятиям каллиграфией повышают и интересные персонажи: помощник Перышко, проказница Клякса и Госпожа Каллиграфия.
Приложение совместимо с устройствами на базе операционной системы Android не ниже версии 7.0.
В 2020 году электронное приложение было апробировано в рамках курсов повышения квалификации учителей. На основе полученных замечаний и предложений от слушателей курсов программа была доработана и усовершенствована. Большинство учителей-слушателей курсов выразили желание использовать в дальнейшем приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» в процессе обучения младших школьников каллиграфическому письму.
Электронное дополнение к учебному пособию содержит следующие разделы:
«Обучение»;
«Дополнительные материалы»;
«Игры»;
«Профиль»;
«Настройки».
Мобильное приложение может быть использовано в образовательном процессе как на уроке, так и для внеурочной деятельности.
В рамках урока возможно выполнение задания в мобильном приложении после пояснений учителя – ребенок может использовать приложение как тренажер для отработки написания элементов букв. И только получив удовлетворительный результат, переходить к работе в тетради.
Ребенку младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразном действии, и попеременное использование мобильного приложения и тетради при написании символов могут повысить эффективность урока.
Игровая форма подачи материала в мобильном приложении может быть интегрирована учителем в традиционный урок, и дети продолжат игру, обучаясь каллиграфии.
Внеурочная работа ребенка с мобильным приложением «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» позволит не только в комфортной обстановке и в удобное время осваивать азы каллиграфии, но и взять на себя роль «учителя» для младших членов семьи или родителей, что повысит мотивацию к обучению.
Использованию приложения в условиях внеурочной деятельности можно придать характер соревнования, в котором выигрывает тот, кто правильно напишет букву за меньшее число попыток.
Игры, включенные в мобильное приложение, тренируют не только навыки письма, но и внимательность, сосредоточенность и память, поэтому будут полезны не только для обучения письму, но и для общего развития ребенка.
Мобильное приложение, безусловно, станет большим подспорьем учителям в условиях карантина.
Актуальность и целесообразность использования мобильного приложения была подтверждена педагогами, апробировавшими работу приложения в рамках курсов повышения квалификации.
Учителя указали, что его применение в образовательном процессе возможно в качестве дополнительного тренажера для отработки навыков письма на уроке и тренажера для домашних занятий, а также в качестве игровой программы для повышения мотивации ребенка к освоению навыков каллиграфического письма.
После разработки и апробации при их успешном завершении следующим этапом любой инновации является внедрение продукта. В каких направлениях актуально использовать разработанный УМК и мобильное приложение? В каких видах и формах образовательной деятельности? На каких уровнях образования? Какие условия необходимы для успешного внедрения УМК и мобильного приложения в начальные классы школы?
На эти вопросы предлагается ответить, в том числе, и участникам предстоящей всероссийской конференции «Обучение младших школьников каллиграфии: образовательные инновации и повышение кадрового потенциала».
Продолжительность конференции: 2 дня, по 6 часов (с 10.00 до 16.00, время московское).
Место проведения конференции: г. Москва, ул. Воздвиженка, 9, БЦ «Аудиториум», зал «Библиотека».
Цели конференции:
1) обсуждение механизма внедрения разработанного и апробированного в рамках проекта инновационного учебно-методического комплекта на основе прогрессивной технологии обучения каллиграфическому письму обучающихся младшего школьного возраста (далее – УМК) и электронного приложения к нему в образовательный процесс;
2) обсуждение вопросов повышения кадрового потенциала педагогических кадров по направлению внедрения новых технологических инициатив и образовательных инноваций, в том числе электронных учебно-методических комплектов обучения обучающихся младшего школьного возраста каллиграфическому письму.
Задачи конференции:
1) представление целевой аудитории результатов апробации УМК и электронного приложения к нему;
2) презентация и организация обсуждения механизма внедрения УМК и электронного приложения к нему в образовательный процесс обучения обучающихся младшего школьного возраста;
3) формирование перспектив внедрения и продвижения новых технологических инициатив и образовательных инноваций в сфере обучения младших школьников каллиграфическому письму;
4) организация обсуждения форматов повышения кадрового потенциала педагогических работников по данным вопросам в перспективе.
Категории участников конференции:
специалисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования;
руководители общеобразовательных организаций;
педагогические работники образовательных организаций, обучающие обучающихся младшего школьного возраста;
эксперты.
Контактные данные организатора всероссийской конференции:
ООО СП «Содружество»
+7 (499) 455 11 45
mail@caligra.ru
http://каллиграфия.рус/
План-график проведения всероссийской конференции
День первый
День второй
Время |
Тематика и перечень обсуждаемых вопросов |
Работа секции «Механизм внедрения УМК «Автодидактика: каллиграфия» и электронного приложения к нему в образовательный процесс обучения младших школьников» |
|
10.00 – 12.00 |
1) Доклад «Механизм внедрения УМК «Автодидактика: каллиграфия» и электронного приложения к нему в образовательный процесс обучения младших школьников» Суворина Елена Александровна, научный руководитель проекта, автор технологии обучения каллиграфии, канд. филос. наук, доцент
2) Доклад «Инновационный потенциал интеграции УМК «Автодидактика: каллиграфия» в образовательное пространство Калининского р-на Тверской области» Казакова Марина Николаевна, начальник Управления образования администрации Калининского р-на Тверской области, Ильина Наталья Михайловна, руководитель ММП_МП по каллиграфии, заместитель директора по УВР МОУ «Некрасовская СОШ», Зотова Елена Михайловна, руководитель РМО учителей начальных классов Калининского р-на Тверской области, учитель высшей категории МОУ «Заволжская СОШ»
3) Доклад «Интеграция электронного игрового приложения «Каллиграфия» в образовательный процесс в школах отдаленных агломераций Тверской области» Степанова Полина Сергеевна, методист отдела Мобильного технопарка ГБУ ДО ТО ЦЮТ «Кванториум»
4) Доклад «Дети учат детей: интеграция мобильного приложения в проектную внеурочную деятельность младших школьников» Пикалева Юлия Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ «Заволжская СОШ» Калининского р-на Тверской обл., Просина Анна Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Заволжская СОШ» Калининского р-на Тверской обл. |
12.00 – 12.15 |
Перерыв |
Работа секции «Успешные практики применения УМК «Автодидактика: каллиграфия» в образовательном процессе» |
|
12.15 – 13.30 |
1) Доклад «Итоги апробации УМК по каллиграфии в Республике Мордовия» Гришняева Ирина Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления развития профессиональных компетенций педагогов ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», республика Мордовия, г. Саранск
2) Выступления учителей-участников апробации УМК с презентацией успешного опыта применения УМК в образовательном процессе: Лихоносова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б. И. Рябцева», Россошанский муниципальный район, Воронежская область Конькова Елена Федоровна, учитель высшей категории, МОУ «Рождественская СОШ» Калининского района, Тверская область Кудрина Евгения Николаевна, заместитель директора по УВР, МКОУ Старомеловатская СОШ, Петропавловский муниципальный район, Воронежская область Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, Республика Мордовия Шеко Ирина Вячеславовна учитель начальных классов МАОУ «Образовательный центр №11» г. Череповец, Вологодская область Колесник Татьяна Егоровна, учитель начальных классов, МБОУ «Кантемировский лицей», п. Кантемировка, Воронежская область Дьячкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ «Лямбирская СОШ №2», Лямбирский муниципальный район, Республики Мордовия Белоконева Вера Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Кантемировский лицей» р. п. Кантемировка Воронежская область Правдина Лилия Юрьевна, учитель начальных классов МБО «Кантемировский лицей» р. п. Кантемировка Воронежская область Мартасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ« Ромодановская СОШ №1» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Груздова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Гимназия№1 г. Лыткарино, Московская область |
Работа секции «Педагогический мастер-класс» |
|
13.30 – 15.00 |
Мастер-классы учителей-экспертов по использованию УМК «Автодидактика: каллиграфия» в образовательном процессе:
1) Правила госпожи Каллиграфии: правила работы над ошибками Крыжная Ника Николавевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 38 (проект «Русская школа»), г. Тверь
2) Особенности обучения каллиграфии в классе коррекции: трудности обучения и пути их преодоления Вихрова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ УСОШ
3) Родительское собрание «Как помочь первокласснику научиться писать буквы правильно и красиво» Шоричева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 38 (проект «Русская школа»), г. Тверь. |
15.00 – 15.15 |
Перерыв
|
Работа секции «Повышение кадрового потенциала по направлению внедрения новых технологических инициатив и образовательных инноваций в сфере обучения детей письму» |
|
15.15 – 16.00 |
1) Доклад «Формирование каллиграфических навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС» Горбунова Наталья Владимировна, заведующая кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, профессор кафедры, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
2) Доклад «Организация повышения квалификации педагогов начального образования в современных условиях» Койкова Эльзара Имдатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» 3) Доклад «Актуальность повышения квалификации современного педагога по совершенствованию каллиграфических навыков» Лобачева Наталья Александровна, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», кандидат филологических наук |
16.00 |
Подведение итогов и завершение работы конференции |
На странице приведен фрагмент.
Автор: ООО СП «Содружество»
→ Публикатор 05.11.2020 0 2117 212 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы