Календарно - тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса"
Календарно-тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса" предназначен для учителей специальных образовательных учреждений, учителей - дефектологов, психологов, учителей надомного обучения детей имеющих интеллектуальную недостаточность, и воспитателей ДОУ.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели в году. Содержит семь блоков:
- диагностика
- сенсорное развитие
- коррекция психической деятельности (памяти. внимания, мышления)
- развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики
- развитие графо-моторных навыков
- формирование пространственных представлений
№ п/п |
Наименование раздела, темы занятия |
Элементы содержания занятия |
Основные виды коррекционной работы |
Планируемые результаты |
|
Обследование когнитивной и моторной сферы |
Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования. |
диагностический |
Выявление особенностей психических процессов и школьно-значимых ЗУН. |
|
Обследование когнитивной и моторной сферы |
Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования. |
диагностический |
Выявление особенностей психических процессов и школьно-значимых ЗУН. |
|
Развитие сенсорных эталонов основных цветов и их оттенков |
Работа с цветными полосками. Различие их по цвету. |
Сенсомоторное развитие |
Дифференцировать основные цвета и оттенки и называть их. |
|
Формирование представление о ритмическом зрительном ряде |
Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. |
Сенсомоторное развитие |
Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередования его элементов.
|
|
Развитие тактильного восприятия. |
Определение на ощупь поверхности предметов. |
Сенсомоторное развитие |
Определять на ощупь поверхность предметов, оречевлять свои ощущения. |
|
Совершенствование графических навыков. |
Обводка линий (дорожек, заборчиков) разной конфигурации по показу/по опорным точкам с использованием образца. |
Сенсомоторное развитие |
Обводить по пунктиру, по опорным точкам или писать линии по образцу |
|
Совершенствование графо-моторных навыков |
Рисование, штриховка (различная) и обводка по трафарету (внутреннему или внешнему). |
Сенсомоторное развитие |
Обводить, штриховать и раскрашивать фигуру в трафарете. |
|
Совершенствование зрительно-моторной координации рук. |
Воспроизведение ритмического рисунка (цветового ритма, геометрического ритма) на мозаики, тетради и т.д |
Сенсомоторное развитие |
Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередования его элементов.
|
|
Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «на» |
Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции |
Пространственные представления |
Понимать значение предлога «на», использовать его в своей речи по образцу |
|
Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «под» |
Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции |
Пространственные представления |
Понимать значение предлога «под», использовать его в своей речи по образцу |
|
Развитие зрительно-моторной координации.
|
Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. |
Сенсомоторное развитие |
Понимать что предмет может состоять из отдельных частей. Видеть и раскладывать на отдельные части предмет, составлять из частей целое. |
|
Развитие зрительно-моторной координации рук.
|
Конструирование из цветных палочек, геометрических фигур и полосок бумаги. |
Сенсомоторное развитие |
Осознание возможности творить. Конструировать некоторые объекты из предложенных материалов. |
|
Развитие зрительного восприятия.
|
Поиск фигур в наложенных контурах, их обводка и раскрашивание |
Сенсомоторное развитие |
Тренировка визуальной концентрации, развитие зрительного восприятия, устойчивости произвольного внимания. |
|
Развитие слухового внимания и памяти
|
Различение различных звуков без зрительной опоры, игры на слуховую память. |
Коррекция психических процессов |
Тренировка слухового внимания, памяти, устойчивости внимания и самоконтроля. |
|
Развитие непосредственной вербальной памяти. |
Поиграем в «индейцев»; Угадай, кто говорит; У кого ряд длиннее? |
Коррекция психических процессов |
Тренировка слуховой памяти, устойчивости внимания и самоконтроля. |
|
Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
|
Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец |
Коррекция психических процессов |
Анализировать и сравнивать образец по заданию учителя, находить или искать сходства и различия.
|
|
Развитие зрительной памяти.
|
Нарисуй по памяти; Выполни правильно;
|
Коррекция психических процессов |
Тренировка зрительной памяти, устойчивости внимания и самоконтроля. |
|
Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «в» |
Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции |
Пространственные представления |
Понимать значение предлога «в», использовать его в своей речи по образцу |
|
Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью слов «вверх», «вниз» |
Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции |
Пространственные представления |
Понимать значение слов «вверх/вниз», использовать их в своей речи по образцу |
|
Дифференциация представлений о круге и квадрате. |
Обследование круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Обводка, раскрашивание. |
Сенсомоторное развитие |
Узнавать и называть фигуру круг, квадрат. Знать отличия. |
|
Дифференциация представлений о треугольнике, круге, квадрате. |
Обследование треугольника, круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Рисование по опорным точкам. |
Сенсомоторное развитие |
Узнавать и называть фигуру треугольник, круг, квадрат. Знать отличия. |
|
Формирование представлений о геометрической фигуре: прямоугольник. |
Обследование прямоугольника с помощью зрительной и осязательной систем. Рисование по клеточкам, раскрашивание. |
Сенсомоторное развитие |
Узнавать и называть фигуру прямоугольник. Рисовать по опорным точкам. |
|
Развитие понятийного мышления |
Называние предметов одним обобщающим словом, нахождение лишнего понятия среди других. |
Коррекция психических процессов |
Расширение пассивного и активного словаря; умения подбирать обобщающее слово |
|
Развитие мышления |
Раскладывание серии картинок в правильной последовательности, составление по ним рассказа |
Коррекция психических процессов |
Устанавливать или понимать простейшие причинно-следственные связи |
|
Развитие мышления, навыка группировки |
Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине и др.) |
Коррекция психических процессов |
Группировать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине и др.) |
|
Развитие произвольного управления графическими движениями |
Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча и т.д.), а их раскраска без трафарета |
Сенсомоторное развитие |
Использовать трафарет для рисования предметов, состоящих из геометрических фигур в трафарете |
|
Развитие графического навыка, рисование объектов с натуры. |
Рисование «дорожки, заборчиков», геометрических фигур предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу |
Сенсомоторное развитие |
Развитие зрительно-пространственного опыта ребенка, совершенствование графического навыка. Умение срисовывать/переносить объемные предметы на плоскость листа. |
|
Развитие мышления: процессов анализа |
Найди отличия Дорисуй недостающие детали |
Коррекция психических процессов |
Находить отличия. Актуализация мыслительной деятельности ребенка, развитие произвольного внимания. |
|
Развитие мышления: процессов анализа и синтеза |
Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. |
Коррекция психических процессов |
Собирать и раскладывать на части целые предметы. Вычленять детали. |
|
Ориентировка на листе бумаги |
Моделирование пространственных отношений на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции (вверху, внизу, центр, справа, слева, др) |
Пространственные представления |
Ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, центр, справа, слева, др) |
|
Ориентировка на листе бумаги: диагональная линия |
Графический диктант с использованием всех направлений диагональных линий. |
Пространственные представления |
Ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, вправо-влево, по диагональным сторонам) |
|
Обследование когнитивной и моторной сферы |
Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования. |
диагностический |
Выявление динамики развития психических процессов и школьно-значимых ЗУН. |
|
Обследование когнитивной и моторной сферы |
Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования. |
диагностический |
Выявление динамики развития психических процессов и школьно-значимых ЗУН. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соломаха Любовь Владимировна
→ solyba 12.01.2017 0 13070 1546 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы