Конспект урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества"; 9 класс
Урок по теме«Агрегатные состояния вещества»2.4.Текст методической разработки материалов
1. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся слайд презентациис высказываниями«Единственный путь, ведущий к познанию, это деятельность» Б.Шоу и «Физика – наука понимать природу» Э. Роджерс. Ученики читают текст и выдвигают свои предположения – какой вид деятельности их ожидает на этом уроке.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Учащимсяпредлагается заполнить таблицу в рабочем листе, отмечая тот или иной физический процесс, лежащий в основе природного явления, изображенного на слайде.(приложение 1.1)Слайды меняются автоматически. По окончании работы предлагается проверить свой результат, сравнив его с «ключом». По окончании этого задания учащимся предлагается сформулировать тему урока, исходя из потребностей, которые они осознали, выполняя данное задание. Такой подход создает благоприятный психологический климат на уроке. У учащихся исчезают чувство страха, неуверенности. Они осознают свою потребность в обобщении материала и настраиваются на плодотворную работу. Так как внешняя оценка правильности выполнения задания отсутствует, на первое место выходит самооценка и саморегуляция учащихся, их заинтересованность в получении знаний.
3. Мотивационный момент.
Учитель предлагает учащимся открытить конверты, которые находятся на каждом столе. В конвертах учащиеся находят картонную заготовку – агрегатные состояния вещества, спички, кусочек пластилина. Учитель предлагает учащимся самостоятельно поставить задачу, исходя из полученного набора материалов и собственного опыта. Учащиеся обсуждают в парах свои предположения, договариваются и выполняют модели, исходя из уже имеющихся знаний о строении вещества и об изменениях в расположении молекул при переходе из одного агрегатного состояния в другое. Результатом работы является физическая модель трех состояний вещества. Учитель предлагает парам сравнить результаты своей работы с соседними парами и, при необходимости, внести изменения в собственную модель. Также учащиеся могут сравнить свои модели с моделью учителя – посмотреть на слайд.
4. Практическая работа. Работа со схемой. Работа с графиком.
Учитель предлагает учащимя заполнить схему в рабочих листах, пользуясь своими моделями. На интерактивной доске загружается авторское интерактивное приложение, созданное на ресурсе LearningApps и учащиеся по-очереди выходят для ее заполнения. Таким образом, на доске появляется заполненная схема, с которой учащиеся могут сравнить собственный результат.
Учитель обращает внимание на то, что агрегатный переход есть процесс. Он задает вопрос учащимся о том какими еще способами процесс можно представить. Для ответа на этот вопрос учитель предлагает учащимя воспользоваться своим опытом по предмету информатика и математика (непрерывный сигнал, график, функция). Учащиеся приходят к пониманию того, что самым наглядным способом изображения процесса является график. Учитель предлагает прейти к работе с графиком агрегатных переходов некоторого вещества (рабочий лист), пользуясь инструкцией. Важно то, что на рабочем листе график и схема расположены особенным образом – дополняя и поясняя друг друга и в инструкции к работе пункт 6 предполагает объединение схемы и графика в единую конструкцию.(приложение 1.3)
По окончании работы, учитель демонстрирует вариант графика на доске, предлагает учащимся на доске выполнить те же задания и внести коррективы в свои рабочие листы.
Учитель предлагает учащимяпомотреть на следующий слайд и ответить на вопрос. На слайде изображен график изменения температуры некоторого вещества. Необходимо определить, что это за вещество.
Учащиеся высказывают свои предположения, обсуждают все возможные версии и приходят к правильному выводу – подсказкой является температура плавления, по ней можно определить, что данное вещество - свинец.
5.Динамическая пауза
Учитель предлагает учащимявстать и выйти в проходы между колонками. Объясняет учащимися, что игра будет на внимательность и только самые внимательные смогут дойти до конца. Договаривается с учащимися об обозначениях агрегатного состояния при помощи рук и туловища (руки вверх, присед, прыжок, хлопок и тд). Далее выбирается вещество (например вода). Учитель называет температур.учащиеся показывают то состояние, в котором вещество будет находиться при данной температуре. Тот, кто ошибся – садится на свое место. Игра идет сначала в низком, затем в интенсивном темпе.
6. Самостоятельная работа с Электронным Образовательным Комплексом «Живой урок».
Учитель предлагает проблемный вопрос – каждое ли вещество имеет определенную температуру плавления?После того, как учащиеся высказывают свои предположения, на слайде появляются слова: «Не подумав, не отвечай, не проверив на опыте, не утверждай!» Учащимся предлагается провести опыт и ответить на проблемный вопрос.
Задание: Учащимся предлагается войти под собственным паролем в ЭОК «Живой урок» и выполнить эксперимент. В ЭОК для учащихся загружена подробная инструкция по выполнению лабораторной работы, в результате эксперимента с двумя веществами ЭОК «Живой урок» строит графики зависимости температур данных веществ от времени. Сравнивая эти графики, учащиеся делают вывод о том, что есть вещества, не имеющие определенной температуры плавления. Возвращаясь к поставленному вопросу, учащиеся отвечают на него отрицательно и приводят в пример вещество из эксперимента (смола). Результаты отправляются учителю автоматически. Учитель предлагает задуматься – какие еще вещества могут обладать обнаруженным в эксперименте свойством. Пользуясь своим жизненным опытом, учащиеся высказывают предположения.Учитель предлагает учащимся открыть конверт, который находится у них на парте, назвать вещества и отнести их к кристаллическим или аморфным веществам. В конвертах учащиеся находят кусочек рафинированного сахара (кристаллическое вещество) и леденец из сахарного сиропа (аморфное вещество). Обсуждают проблему в паре и делают вывод.Учитель предлагает записать определение аморфного вещества и примеры таких веществ в рабочую тетрадь.Учитель предлагает учащимся пройти тест на ЭОК «Живой урок». Тест составлен индивидуально для каждого ученика и состоит из 5 простых и вопросов и двух заданий повышенной сложности. В конце работы тесты автоматически отправляются черезЭОК «Живой урок» в личный кабинет учителя.
7. Домашнее задание.Проверка домашнего задания. Учитель предлагает учащимся найти и исправить ошибки в задачах из домашнего задания. Учащимся раздаются карточки с решенными задачами, в которых необходимо найти ошибки. Карточки сдаются в конце урока вместе с рабочими листами.Домашнее задание на следующий урок заранее подготовлено и рассылается ученикам через ресурс GetAСlass, где зарегистрирован каждый ученик класса. Учитель демонстрирует задание на доске и комментирует его. При необходимости отвечает на вопросы.
8 . Итог урока. Учитель предлагает подвести итог урока. Для этого учащимся предлагается творческое задание – в пустом кружке на рабочем листе создать образ урока любым доступным способом. После этого учащимся предлагается мысленно вернуться в начало урока и подумать над вопросами: Что я у знал нового на уроке? Какие навыки я приобрел на уроке (чему научился новому) на уроке?Что еще мне необходимо узнать?
Учащимся предлагается провести рефлексию усвоения учебных материалов и собственной активности на каждом этапе урока:
Рефлексия эмоционального состояния учащихся по окончании урока.
Учитель предлагает поднять правую руку тех, кто считает, что урок был полезен. Предлагает поднять левую руку тех, кто считает, что урок был интересен. И наконец предлагает похлопать в ладоши всем, кто работал на уроке.
Использованные ресурсы:
1. УМК «Архимед» по физике;
2. ЭОК «Живойурок»;
3. ЭОРLearning Apps;
4. ЭОРGet A Class.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Надежда Олеговна
→ Публикатор 23.01.2017 0 3022 192 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы