Конспект урока физики "Зависимость периода колебаний от жесткости пружины и массы груза"; 8 класс
|
Технологическая карта урока по физике «2.4 Урок-исследование «Зависимость периода колебаний от жесткости пружины и массы груза» (1-й из 1 ч.)»
|
||||||
|
Технологическую карту урока составил учитель физики МУОУ СШ №8 Петрищев Роман Викторович Тульской обл г. Ефремов |
||||||
|
Предмет / Класс / Автор УМК |
Предмет - физика. 8 класс. Перышкин, И. М.. Физика. 8 класс : учебник / И. М. Перышкин, А. И. Иванов. — Москва : Просвещение, 2023. — 256с, |
|||||
|
Используемые ЦОР |
|
|||||
|
Тема урока |
Урок-исследование «Зависимость периода колебаний от жесткости пружины и массы груза» |
|||||
|
Тип урока |
Комбинированный урок с использованием виртуальной лаборатории и классической лабораторной работы |
|||||
|
Форма урока |
Урок решения учебной задачи «Выявления зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза» |
|||||
|
Форма учебной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная, парная, смешанная |
|||||
|
Методы обучения |
1.Основной: учебно-исследовательский метод 2. Дополнительные: – Вербальные – объяснение, беседа в ходе актуализации знаний и выполнения дальнейшей работы. –метод полноценного сотрудничества: работа в паре, группе; – практический метод использования цифровых технологий (виртуальной лаборатории) – практический метод с элементами фронтальной лабораторной работы в парах |
|||||
|
Цель урока |
||||||
|
1.Формированиие УУД в процессе учебно-исследовательской работы 2.Формирование элементов творческого поиска в решении экспериментальной задачи в рамках работы в ЦОР https://efizika.ru/ |
||||||
|
Предметный результат |
Метапредметный результат |
|||||
|
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
|
|||||
|
Личностные |
Педагогические технологии |
|||||
|
-работа в парах -информационно коммуникационная; -учебно-исследовательская работа; -физический эксперимент; -выявление зависимостей и обработка информации. |
|||||
|
Оборудование и материалы у рока |
||||||
|
1.Лист с заданием на каждую парту 2. Ноутбук учебный на каждую парту с доступом в интернет 4. Лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, набор грузов по 100г, пружины различной жесткости, секундомер, калькулятор.
|
||||||
|
ХОД УРОКА |
||||||
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Метод оценивание/формируемые способы деятельности |
||
|
1.Этап мотивации |
1.Проверяет готовность к уроку. 2.Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность путём установления проблемного задания «Исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» 3.Установливает мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности, тематические рамки учебной деятельности ("могу"). 4. Знакомит с целями и задачами урока. Приложение 1.Приложение 1.docx
|
1.Приветствуют учителя. 2.Настраиваются на предстоящую работу в классе. 3.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. 2. Оценивают свою готовность к уроку 3. Знакомятся с целями и задачами урока. 4.Настраиваются на выполнение первого задания. |
|
Метод самопроверки готовности к уроку. Фронтальная форма работы. |
||
|
2.Этап актуализации Задание №1. |
1.Актуализация знаний по темам: Колебания, период колебаний, формулы для расчета периода колебаний. 2. Фронтальный опрос обучающихся. 3. Педагог анализирует ошибки и дополняет ответы обучающихся. 4. Ключевая информация фиксируется на доске. 5.Обучающиеся под руководством учителя формируют план действий(лист 1) |
1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Проводят самопроверку своих ответов и ответов одноклассников. 3.Анализируют свои ошибки. 4.Оценивают правильность ответов. 5. Заносят результаты в лист |
|
Самопроверка.
Фронтальная форма работы. |
||
|
3.Постановка цели и решение задач 1 части работы |
1.Оргнанизует работу в парах. 2.Предлагает ознакомиться с заданиями и порядком их выполнения на листе 3. Контролирует процесс выполнения заданий обучающимися. 4. Консультация по ходу работы индивидуальная/групповая
|
1.Знакомятся с заданиями. 2. Выдвигают гипотезу к первому заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой в виртуальной лаборатории 4.Обсуждают результат эксперимента в парах. 5. Проводят необходимые замеры, вычисления и фиксируют результаты работы. 5. Заполняют таблицу в листе 1. |
|
|
||
|
4.Выполнение 2ой части задания с лабораторным оборудованием |
1. Предлагает провести исследование в рамках эксперимента с лабораторным оборудованием. 2. Знакомит обучающихся с установкой 3. Консультирует обучающихся в ходе работы
|
Знакомятся с заданиями 2й части работы 2. Выдвигают гипотезу ко второму заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой на лабораторном оборудовании. 4.Обсуждают результат эксперимента в парах. 5. Проводят расчёты и заносят результаты в таблицу.
|
|
Развивать навыки самоорганизации. Формировать опыт работы с лабораторным оборудованием. Распределять элементы работы в паре. Совместная деятельность в рамках практической работы с оборудованием. |
||
|
7.Подведение итогов работы, оформление вывода работы обучающимисяРефлексия учебной деятельности (опрос). |
1. Контролирует завершение работы и подводит обучающихся к формированию вывода в работе. 2.Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. 3. Проводит опрос о сложностях и преимуществах разных форм работы в задании 1 и задании 2. Отличие виртуальной лаборатории от реального физического эксперимента.
|
1.Разбирают типичные ошибки в ходе выполнения работы. 2. Формулируют выводы в работе и приводят свои результаты (выводы по заданиям 1 и 2) 3. Соотносят полученные результаты заданий 1 и 2 с формулой зависимости периода колебаний. 4. Оценивают сложности и особенности работы над заданием 1 в виртуальной лаборатории и заданием 2 с реальным лабораторным оборудованием.
|
|
Выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами. Обрабатывать полученную информацию, систематизировать данные, выявлять зависимости и закономерности. Интерпретировать полученные результаты в рамках физического эксперимента. Подводить итоги и оценивать сложность выполненной работы, а также сравнительный анализ различных форм работы(виртуальной и практической) |
||
|
Домашнее задание содержится в электронном журнале и дальнейший пояснений не требует. |
||||||
Приложение 1.
Лист №1
Выполнение эксперимента
Задание 1. Изучение зависимости периода колебаний от массы маятника
-
Установите параметры пружинного маятника m и k в соответствии с вариантом (1ый вариант 0.5 кг и 5 Н/м) (2й вариант масса 0.74 и 6 Н/м)
-
Рассчитайте теоретическое значение периода колебаний пружинного маятника по формуле (2). Рассчитайте частоту колебаний, используя формулу (3).
-
Запустите установку, нажав на кнопку «пуск». На координатной плоскости будет отображаться зависимость смещения колеблющегося груза от времени. Измерьте время t нескольких колебаний N. Для этого нужно нажать на кнопку «пауза», когда отобразится ровно N колебаний. Вычислите экспериментальное значение периода колебаний:
(1)
Результаты измерений и расчетов занесите в таблицу 1.
Сравните теоретическое и экспериментальное значение периода.
(2)
Частота колебаний может быть рассчитана по известной массе и коэффициенту жёсткости:
(3)
-
Измените коэффициент жёсткости пружины маятника на величину шага(1й вариант 7 Н\м, затем 9 Н\м) (2й вариант 8 Н\м, затем 10 Н/м) заданного преподавателем. Проведите измерение периода для трех коэффициентов жёсткости пружины, отличающихся на величину шага.
5 Проанализируйте полученные результаты. От чего и как зависит период и частота колебаний пружинного маятника?
Таблица 2 . Определение периода колебания маятника при различных коэффициентах жёсткости и неизменной массе
|
Параметры маятника |
Теоретические |
Число колебаний
|
Время колебаний
|
Экспериментальные |
||||
|
период |
частота |
период |
частота |
|||||
|
m, кг |
k, Н/м |
Т, с |
,с-1 |
N |
t, с |
Тэ, с |
э ,с-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример оборудования для выполнения задания 2.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Петрищев Роман Викторович
→ Physics71_8 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.