Конспект и презентация к интегрированному уроку биологии и химии "Досье на мороженое. Углеводы - польза или вред?"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

Гончарова М.И.

учитель биологии

высшей квалификационной

категории

Сухарева И.Е.

учитель химии

высшей квалификационной

категории

г. Губкинский

2022

Технологическая карта урока

Предметы

Биология + химия

Класс

10

Тема урока

Досье на мороженное. Углеводы – польза или вред?

Тип урока

Бинарный урок формирования новых знаний

Форма урока

Урок-исследование

Цели

Сформировать представление об углеводах, как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении, сравнить, обосновать, проанализировать и доказать наличие углеводов в исследуемых продуктах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение устанавливать внутри- и межпредметные связи; характеризовать состав углеводов, указывать их биологическую роль, физические и химические свойства.

 

Познавательные УУД – умения осуществлять познавательную деятельность различных видов (наблюдение, работа с литературными источниками, таблицами), применять основные методы познания (эксперимент, моделирование) для изучения химических объектов

Ответственное отношение к учебе.

Формирование целостного научного мировоззрения.

Личностные УУД – умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности, осуществлять деятельность по самоорганизации.

Регулятивные УУД – умения определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике.

Коммуникативные УУД – умение сотрудничать с одноклассниками в ходе поиска информации и проведении исследования.

Оборудование

  • компьютер, проектор, экран.

  • Оборудование: микроскопы, индикатор РН, мороженое (фруктовое, овощное, пломбир в вафельном стаканчике с шоколадом), зажим для пробирок, вода, растворы AgNO3, NH3, CuSO4, NaOH, пробирки, круглодонные и плоскодонные колбы, штативы, спиртовки, фильтровальная бумага, фильтровки, йодная настойка, стеклянные палочки.

Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

«Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю, удачи каждому, кто отдается этому делу»

( В. Гете)

Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место

Презентация.

Слайд

1

2 мин.

2

Актуализация знаний

Познавательные: анализ

Коммуникативные: монологическое высказывание

Учитель биологии:

Каждая девушка, которая следит за своей фигурой, знает: от углеводов фантастически легко поправиться. И даже более того, специалисты считают, что можно впасть в углеводную зависимость. Мучное и сладкое доставляет удовольствие, поэтому,  чем больше мы их потребляем, тем ниже чувствительность к ним у нашего организма, и мы их едим  всё больше и больше. И чтобы получить наслаждение от булочек или пастилы, нам приходится все больше увеличивать их «дозу». И лишние килограммы откладываются, и нам все сложнее похудеть. Поэтому углеводы употреблять не нужно. 

Углеводы – это  продукты питания. Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения, которые мы употребляем ежедневно. 

Учитель химии:

Скорее всего, первыми химиками на земле были женщины, которые готовили пищу, в то время как мужчины уходили на охоту. Давай возьмем для опытов что-нибудь доступное и хорошо изученное. Например, сахар. Тот сахар, что в сахарнице носит химическое имя сахарозы. Его ближайшие родственники, сладкие и не очень, зовутся так: сахара, или так: углеводы. Это одно и то же.

Утверждают, что правильнее всего питаться белками, а не углеводами, в мороженом, которое я очень люблю, их много, а углеводов нет, да и вообще они мне совсем ни к чему (интересно, так ли это?). Мороженое может быть овощное или фруктовое.

А что вы знаете из истории мороженого???

 

Слушают диалог учителей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слушают рассказ учащихся об истории мороженого (приложение)

Слайд

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Учитель химии:

«Химик не такой должен быть,

который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы».

М. В. Ломоносов

К данному эпиграфу вернемся в конце урока.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, исходя из этого эпиграфа?

Для этого нужно выдвигать гипотезы и проверять их правильность экспериментально.

Учитель биологии:

Вы сегодня попали в научно-исследовательскую лабораторию, в которой работают две кафедры: химической и биологической экспертизы. На экспертизу мы принесли образцы мороженого (овощное и сливочно-шоколадное). Обращаясь к кафедре биологической экспертизы, мне хотелось бы убедиться в своей правоте, что овощное мороженное полезней и там нет углеводов, оно ведь не сладкое!!!!!

Учитель химии:

А я обращусь к кафедре химической экспертизы, чтобы они выяснили какие углеводы содержатся в сливочно-шоколадном мороженном.

Мы предлагаем сотрудникам лаборатории занять свои места. Этапы работы каждой кафедры представлены на экране. Вам необходимо в течение 3 минут обсудить цель вашей работы и представить свою кафедру!!!!!!!

Учитель биологии:

вы поставили перед собой цель, которую должны достигнуть в результате работы вашей кафедры. А общая цель нашей научно-исследовательской лаборатории: сравнить, обосновать, проанализировать и доказать наличие углеводов в исследуемых продуктах!

У каждой кафедры есть инструкция по практическому исследованию объекта и строгое соблюдение времени выполнения практической части.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути….» (Б. Пастернак)

И не бойтесь ошибиться, ведь еще Гете сказал, что «люди, которые никогда не заблуждаются, просто никогда не задаются никакими разумными мыслями».

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, делают предположения.


 


 


 


 


 


 


 

После представления каждой кафедры ребята формулируют цель работы кафедры и записывают ее на доске.

Цель: качественный анализ содержания углеводов в сливочном мороженом – химическая экспертиза, микроскопический и кислотный анализ и биологическое значение углеводов –биологическая экспертиза.


 


 


 


 


 


 


 


 

.


 


 


 


 

Слушают задание, знакомятся с инструктивными картами

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: высказывают свое мнение.

Практическая работа – исследование.

У учащихся на столах лабораторные лотки с необходимым набором оборудования и реактивов.

Инструктивная карта «Биологическая экспертиза»

  1. Рассматривание микропрепарата томатного мороженого и шпината в электронный микроскоп (в растительной клетке очень прочная клеточная стенка, представленная полисахаридом целлюлозой, выполняющей защитную функцию.

  2. Исследование кислотности мороженого и влияние на работу пищеварительной системы- среда кислотная (кислая) – от 0 до 7, нейтральная = 7, щелочная - от 7 до 14.

  3. Биологическая роль углеводов – работа с информацией.

Инструктивная карта «Химическая экспертиза»- 10 минут

1. Обнаружение углеводов в мороженом.

1. В пробирку налить 1 мл. растаявшего мороженого и добавить 5-6 мл. воды, закрыть пробкой и встряхнуть.

2. Отфильтровать полученную смесь.

3. К 2 мл. фильтрата добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхнуть.

Как изменилась окраска раствора?

О чем говорит эта реакция?

4. Полученный раствор с изменившейся окраской нагреть над спиртовкой.

Как изменилась окраска? Какой вывод о составе мороженого можно сделать?


 

2. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике.

1. Взять вафельный стаканчик и капнуть на него 1-2 капли спиртового раствора йода.

Что происходит с окраской раствора?

2. Взять небольшое количество вафли, поместить кусочек в пробирку, добавить воду, закрыть и встряхнуть.

3. К полученному раствору добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4).

Как изменилась окраска раствора?

О чем говорит эта реакция?

Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.

3. Обнаружение углеводов в шоколаде.

1. Насыпать в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2 мл) воды.

2.Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.

3. Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхнуть.

Как изменилась окраска раствора?

4. Налить в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавить по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка.

5. К полученному раствору прилейте раствор шоколада.

Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке.

Сделайте вывод о составе шоколада.


 

Учитель химии:

сегодня две кафедры доказывали наличие углеводов в разных сортах мороженого. Так полезно или вредно мороженое для нашего организма? Аргументируйте свой ответ и представьте отчёт о проделанной работе каждой кафедры.

 

Выполняют лабораторные опыты и задания, четко следуя выданной инструкции и соблюдая правила ТБ, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Рассказывают о результатах опытов. Делают выводы.

Воспринимают информацию, озвученную вслух для всего класса.

Аргументы кафедры «Химическая экспертиза»: углеводы в сливочно-шоколадном мороженом есть!!! Наше мороженое надо употреблять, так как при физических нагрузках в первую очередь расходуются именно углеводы, а уже после того, как его запасы истощатся, расход энергии начинает восполняться за счет жиров и белков. Полисахариды расщепляются с помощью ферментов до глюкозы,      благодаря которой у нашего сердца есть силы, чтобы биться, у легких — дышать.  Когда садимся на велосипед, отправляемся на пробежку или прогуляться, именно углеводы первыми включаются, чтобы обеспечить нам радость движения.

Аргументы кафедры «Биологическая экспертиза»: из чего состоят клеточные стенки, как влияет кислотность на пищеварительную систему. Они доказывают полезность овощного мороженого, так как, поступая в организм в очень больших количествах, углеводы превращаются в жиры. Именно поэтому, самый легкий и действенный способ  сбросить лишний вес –ограничить потребление углеводов и употреблять овощное мороженое.         Существуют также углеводы практически не перевариваемые организмом. Сюда следует отнести клетчатку, которая образует клеточные стенки растений. Они, подобно хорошей мочалке, чистят кишечник и стабилизируют его микрофлору, улучшают пищеварение. 

Чтобы углеводы приносили организму лишь пользу, следует помнить, что они делятся на полезные (сложные) и вредные (простые).     Большое количество простых углеводов вредно для организма.

        А вот переваривание сложных -  полезных углеводов дается организму сложнее. Сложные углеводы являются очень полезными для организма. Сложные углеводы снижают уровень холестерина в крови, поэтому их регулярное употребление – отличная профилактика атеросклероза.

 

Слайды 6 -11

10 мин.

на практическую работу и

5 мин.

на отчет


 

 

5

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Если ты, придя с мороза,
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
В чашке ложкой помешай.
Виноградную глюкозу,
И медовую фруктозу, |
И молочную лактозу,
Любят взрослый и малыш
Но крахмалом и клетчаткой,
Что совсем-совсем несладки,
Тоже нас не удивишь.
Так устроена природа.
Это тоже углеводы.
(Ж. Цобкало)

Тестирование по теме

Ученикам предлагается выполнить тест (приложение)

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с тестом

Слайд 12

10мин.

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Ответить на вопросы:

  1. Почему животные могут переваривать целлюлозу, а человек не может?

  2. Какая бумага более предпочтительна для жирных продуктов: масла, маргарина. Почему?

  3. Африканские племена, индейцы, корейцы и китайцы довольно часто употребляют в пищу насекомых. Есть ли смысл в употреблении такой пищи? Почему?

  4. Разберите жизненные ситуации с точки зрения химии.

  1. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна из целлюлозы. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.

  2. Почему хлебная мякоть ноздреватая?

  3. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?

Слушают учителя. Задают невыясненные вопросы.

Разбираются с выданным домашним заданием, задают вопросы по д/з, если есть

Записывают домашнее задание.


 


 


 


 

 

Слайд 13

2 мин.

 

 

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

 

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Учитель химии: Мы сегодня с вами, говоря словами Михаила Васильевича Ломоносова, пытались увидеть «дальше дыму и пеплу»;

делали выводы, исследовали природу хорошо всем известного лакомства на основании теоретических знаний и эксперимента.

Учитель биологии: Что нового вы узнали сегодня? Можно ли считать, что поставленные на урок цели достигнуты?

Наш город дальний северный, Закутанный в снега.

Живут здесь люди сильные, Живут здесь люди смелые,

Которых не пугают

Зимовки и пурга…

Поэтому мы к холоду

Привыкаем смолоду.

Есть мороженое можно,

только очень осторожно.

Кто совет не понимает,

тот ангиною страдает!!!

 

Сдают выполненные тестовые задания

 


 


 


 


 


 


 

Слайд 14

3 мин.

 

Из истории мороженого:

Ученик 1: Ещё в 10 в. до н.э. царь Соломон рекомендовал употреблять замороженный сок во время уборки урожая, чтобы не уставать. О целебных свойствах мороженого в 5 в. до н.э. писал Гиппократ: «Надо есть «замёрзшее», ибо «оно оживляет соки и поднимает настроение».

Ученик 2: Во время похода в Персию и Индию Александр Македонский охлаждал жар «снежными соками». Рабы рыли яму, затем носили снег с горных вершин и закладывали ветками, чтобы снег не таял. За победу в сражении воины получали в награду сладкий снег.

Ученик 3: Первая мороженица выглядела следующим образом: бочка, обложенная льдом и снегом, из которой торчала ручка. Её крутил человек и взбивал то, что затем должно стать мороженым.

Ученик 4: В России мороженое стало модным лакомством при Екатерине II, а первая российская фабрика по производству мороженого открылась только в 1936 г .

Ученик 5: Мороженое - это не только десерт и лакомство, мороженое – полноценный продукт питания, содержащий белки, жиры, углеводы, витамины А, Б, а так же кальций, который необходим для роста костей и зубов.

Ученик 6: В настоящее время в России производят свыше 700 тысяч тонн мороженого в год. Необычно разнообразен ассортимент мороженого. Наибольшим спросом пользуются мороженое молочное, сливочное, пломбир, эскимо.

 


 


 


 


 


 


 


 

Представление кафедры «Биологическая экспертиза»

Углеводы являются основным источником энергии для вашего организма. Как раз за счёт них обеспечивается 50—60% энергозатрат. У взрослого человека средняя суточная потребность в углеводах является 400—500 грамм. Будет лучше, если основными их источниками в вашем рационе будут являться продукты растительного происхождения, 75% сухого вещества в которых составляют углеводы. Сейчас, к сожалению, мы все большее количество углеводов получаем, употребляя в больших количествах разнообразные сладости и сахар, а не овощи и фрукты…

        Если в пищевом рационе будет недостаточное содержание углеводов, то может начать развиваться гипогликемия (перевод с латинского - нехватка сахара), в которой основными проявлениями являются – сонливость, общая слабость, головные боли, ухудшение памяти... Углеводное голодание приводит к появлению в моче и накоплению в крови кетоновых соединений.        

        Без углеводов невозможен нормальный обмен веществ. Углеводы необходимы для правильного функционирования печени. Их польза также в том, что они обеспечивают постоянное поступление сахара в кровь. Благодаря высокому содержанию клетчатки, сложные углеводы способствуют снижению уровня холестерина в крови, защищают наш организм от опухолей желудка и кишечника, болезней сердца. Глюкоза используется организмом в качестве источника энергии для мышечных сокращений, в том числе для работы сердечной мышцы, для питания головного мозга.

        Существуют также углеводы практически не перевариваемые организмом. Сюда следует отнести клетчатку и пектин. Они, подобно хорошей мочалке, чистят кишечник и стабилизируют его микрофлору, улучшают пищеварение. 

     При физических нагрузках в первую очередь расходуются именно углеводы, а уже после того, как его запасы истощатся, расход энергии начинает восполняться за счет жиров и белков.

        Благодаря глюкозе у нашего сердца есть силы, чтобы биться, у легких — дышать.  Когда садимся на велосипед, отправляемся на пробежку или прогуляться, именно углеводы первыми включаются, чтобы обеспечить нам радость движения.

 

Представление кафедры «Химическая экспертиза»

Углеводы – это  продукты питания. Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения, которые мы употребляем ежедневно. Углевод, углевод, от него весь огород. 

        Поступая в организм в очень больших количествах, углеводы превращаются в жиры. Именно поэтому, самый легкий и действенный способ сбросить лишний вес – ограничить потребление углеводов. Однако при ограничении потребления углеводов, человек становится забывчивым, вялым, его организм легко и быстро утомляется.

        Чтобы углеводы приносили организму лишь пользу, следует помнить, что они делятся на полезные (сложные) и вредные (простые).

        Простые (вредные)  углеводы  (сахар рафинад, кукурузный сироп, фруктовые соки, карамель, леденцы, торты, пирожные, мороженое, сладкие газированные напитки, промышленные мюсли-смеси, хлебобулочные изделия из рафинированной (не цельной) муки, макаронные изделия из рафинированной (не цельной) муки) моментально перерабатываются организмом из-за своего простого химического состава. Попадая в организм, они резко повышают уровень сахара в крови и насыщают энергией. Но эффект их недолог, уже через короткий промежуток времен мозг начинает подавать сигналы о голоде. Чем выше уровень сахара в крови – тем сильнее голод.

        Вновь поступающий сахар оказывается лишним и по ненадобности отправляется организмом в запасы, из которых позже образуются лишние килограммы. Поэтому, так часто, съев булочку или шоколадку, мы через некоторое время тянемся за следующей и так до бесконечности. Большое количество простых углеводов вредно для организма.

        А вот переваривание сложных -  полезных углеводов дается организму сложнее. Сложные углеводы являются очень полезными для организма: цельная перловая крупа, гречка, геркулес, коричневый рис, грейпфрут, яблоки, сливы, груши, клубника, нежирный йогурт, соевое молоко, брюссельская, брокколи, шпинат, репа, кресс-салат, цукини, спаржа, морковь, огурцы, маринованные огурцы, редис, баклажаны, помидоры, лук. Сложные углеводы снижают уровень холестерина в крови, поэтому их регулярное употребление – отличная профилактика атеросклероза.

        Польза или вред приносимые углеводами, разграничивается и количеством, в котором их употребляют. Конечно же, организм человека не может нормально без них функционировать, но и слишком большие их порции, несомненно, вредны ему. Доля сложных углеводов в ежедневном рационе должна составлять около 70% ото всех углеводов, а доля простых около 30%.


 

Инструктивная карта «Биологическая экспертиза»- 10 минут

  1. Рассматривание микропрепарата томатного мороженого и шпината в электронный микроскоп (в растительной клетке очень прочная клеточная стенка, представленная полисахаридом целлюлозой, выполняющей защитную функцию.

  2. Исследование кислотности мороженого и влияние на работу пищеварительной системы- среда кислотная (кислая) – от 0 до 7, нейтральная = 7, щелочная - от 7 до 14.

  3. Биологическая роль углеводов – работа с информацией.

Функции углеводов:

Энергетическая функция.

Углеводы можно считать основой существования большинства организмов. Они играют роль источника энергии, необходимой для осуществления важнейших жизненных функций организма. Сложные по структуре, богатые энергией, углеводы подвергаются в клетках глубокому расщеплению и в результате превращаются в простые, бедные энергией соединения (СО2 и Н2О). При расщеплении 1г углеводов освобождается 17,6 кДЖ энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 – 7,0 ммоль/л.

Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека. Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению. Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.

Строительная функция.

Нерастворимые полимеры углеводов (целлюлоза, хитин, гемицеллюлоза) входят в состав клеточных оболочек бактерий и растений, а также в соединительные ткани и оболочки клеток животных, входят в состав межклеточного вещества кожи, сухожилий, хрящей, придавая им, прочность и эластичность; образуют покровы членистоногих. Во всех тканях и органах обнаружены углеводы и их производные. Они принимают участие в синтезе многих важнейших веществ. Моносахариды рибоза и дезоксирибоза в качестве структурного фрагмента входят в состав нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, входят в структуру гена.

Запасающая функция.

В организме и клетке углеводы обладают способностью накапливаться в виде крахмала у растений, гликогена у животных, ламинарина у водорослей. Крахмал, гликоген, ламинарин представляют собой запасную форму углеводов и расходуются по мере возникновения потребности в энергии. При полноценном питании в печени может накапливаться до 10% гликогена, а при неблагоприятных условиях его содержание может снижаться до 0,2% массы печени, в этом заключается функция запаса питательных веществ.

Защитная функция.

Вязкие секреты (слизи), выделяемые различными железами, богаты углеводами и их производными, а в частности гликопротеинами. Они предохраняют стенки полых органов (пищевод, кишки, желудок, бронхи) от механических повреждений, проникновения вредных бактерий и вирусов. Углеводы служат в качестве смазки в суставах, у арктических рыб специальные гликопротеины выполняют роль антифриза, препятствующего замерзанию крови и других биологических жидкостей. Гепарин, камеди и слизи препятствуют свертыванию крови и удерживают воду.

Рецепторная функция:

Имеются полимеры сахаров (гликопротеиды, гликолипиды), которые входят в состав клеточных мембран, они обеспечивают взаимодействие клеток одного типа, узнавание клетками друг друга. Если разделенные клетки печени смешать с клетками почек, то они самостоятельно разойдутся в 2 группы, благодаря взаимодействию однотипных клеток: клетки почек соединяются в одну группу, а клетки печени в другую. Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток. Выяснение механизмов узнавания и взаимодействия клеток может иметь очень важное значение в частности для разработки средств лечения рака.

Транспортная функция.

Углеводы (сахароза) в растворенном виде передвигаются в органах растений – в этом заключается транспортная функция углеводов.

 

 

 

 

 


 

Инструктивная карта «Химическая экспертиза»- 10 минут

 

1. Обнаружение углеводов в мороженом.

1. В пробирку налить 1 мл. растаявшего мороженого и добавить 5-6 мл. воды, закрыть пробкой и встряхнуть.

2. Отфильтровать полученную смесь.

3. К 2 мл. фильтрата добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхнуть.

Как изменилась окраска раствора?

О чем говорит эта реакция?

4. Полученный раствор с изменившейся окраской нагреть над спиртовкой.

Как изменилась окраска? Какой вывод о составе мороженого можно сделать?

 


 

 

2. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике.

1. Взять вафельный стаканчик и капнуть на него 1-2 капли спиртового раствора йода.

Что происходит с окраской раствора?

2. Взять небольшое количество вафли, поместить кусочек в пробирку, добавить воду, закрыть и встряхнуть.

3. К полученному раствору добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4).

Как изменилась окраска раствора?

 

О чем говорит эта реакция?

 

Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.

3. Обнаружение углеводов в шоколаде.

1. Насыпать в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2 мл) воды.

2.Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.

3. Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхнуть.

Как изменилась окраска раствора?

4. Налить в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавить по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка.

5. К полученному раствору прилейте раствор шоколада.

Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке.

Сделайте вывод о составе шоколада.

 

 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

Тест к уроку: «Углеводы». 10 класс
 

I. Выбрать одно правильное утверждение из четырех:

1. К углеводам относится вещество, молекулярная формула которого:

A) C6H12O; Б) C6H6O; В) C12H22O11; Г) C6H14O.

2. Какое из веществ не подвергается гидролизу?

А) Крахмал; Б) Глюкоза; В) Целлюлоза; Г) Сахароза.

3. Какое из перечисленных веществ не является углеводом?

А) С12Н22O11; Б) С6H12O6; В) (С6Н10O5 ) n ; Г) С2Н5O H.

4. Полисахаридом является:

А) глюкоза; Б) рибоза; В) сахароза; Г) крахмал.

5. Дисахаридом является углевод, название которого:

А) крахмал; Б) сахароза; В) глюкоза; Г) целлюлоза.

6. Общая формула углеводов условно принята:

А) СnH2nOn ; Б) СnH2nOm ; В) СnH2mOm ; Г) Сn (H2O)m.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

А) Cu(OH)2; Б) FeCl3; В) I2(раствор) ; Г) CuO.

8. Вещества с помощью которых осуществляется реакция фотосинтеза:

А) CO; Д) гемоглобин;
Б) CO2; Е) хлорофилл;
В) O2; Ж) C2H5OH;
Г) H2O; З) C6H12O6.

9. В каком продукте наибольшее содержание углеводов?

А) Мясо; Б) Банан; В) Хлеб; Г) Конфета.

II. Вставить пропущенные слова или формулы:

  1. Углеводы – это вещества с общей формулой…. (Cn(H2O)m).

  2. Углеводы классифицируют на … (моно-, ди-, полисахариды).

  3. К моносахаридам относятся …(глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза).

  4. К полисахаридам относятся … (крахмал, целлюлоза).

  5. К дисахаридам относятся … (сахароза, лактоза).

  6. В состав РНК входит углевод …(рибоза).

  7. В состав ДНК входит углевод… (дезоксирибоза).

  8. Волокнистое вещество нерастворимо в воде. Это … (целлюлоза).

  9. С помощью какого одного реактива можно обнаружить глюкозу, сахарозу и крахмал? (гидрооксида меди Cu(OH)2 ).

  10. Углеводы образуются в клетках в процессе… (фотосинтеза).

 

 

 

 

 

Слайд 1
«Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю, удачи каждому, кто отдается этому делу» ( В. Гете)
Слайд 2
ДОСЬЕ НА МОРОЖЕНОЕ (УГЛЕВОДЫ - ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?)
Слайд 3
«Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы». М. В. Ломоносов
Слайд 4
Этапы работы кафедр: Представление Цели и задачи исследования Представление своих результатов
Слайд 5
Цель научно-исследовательской лаборатории : сравнить, обосновать, проанализировать и доказать наличие углеводов в исследуемых продуктах
Слайд 6
Встречайте: брокколи. Удивительно, что при большом увеличении данный овощ выглядит как бутон тюльпана. Сеточка из белых волокон – это полезная клетчатка(УГЛЕВОДЫ) и вода, которая делают нас здоровыми и красивыми. Все остальное – чистые витамины и микроэлементы.
Слайд 7
Это помидор в разрезе под многократным увеличением. Полезной клетчатки (белые ячейки), в нем тоже много, а еще губчатая кожица, упругая и плотная на вкус. Кстати, под ней можно заметить фиолетовую полосу – это плазматическая мембрана. На втором препарате клетки напоминают прочную «булыжную мостовую» (ТАКЖЕ СЛОЖНЫЕ УГЛЕВОДЫ)
Слайд 8
 
Слайд 9
Функции углеводов
Слайд 10
 
Слайд 11
 
Слайд 12
Если ты, придя с мороза, Наливаешь крепкий чай, Хорошенько сахарозу В чашке ложкой помешай. Виноградную глюкозу, И медовую фруктозу, | И молочную лактозу, Любят взрослый и малыш Но крахмалом и клетчаткой, Что совсем-совсем несладки, Тоже нас не удивишь. Так устроена природа. Это тоже углеводы. (Ж. Цобкало)
Слайд 13
Домашнее задание Ответить на вопросы: 1. Почему животные могут переваривать целлюлозу, а человек не может? 2. Какая бумага более предпочтительна для жирных продуктов: масла, маргарина. Почему? 3. Африканские племена, индейцы, корейцы и китайцы довольно часто употребляют в пищу насекомых. Есть ли смысл в употреблении такой пищи? Почему? Разберите жизненные ситуации с точки зрения химии. 4. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна из целлюлозы. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий. 5. Почему хлебная мякоть ноздреватая? 6. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?
Слайд 14
Наш город дальний северный, Закутанный в снега. Живут здесь люди сильные, Живут здесь люди смелые, Которых не пугают Зимовки и пурга… Поэтому мы к холоду Привыкаем смолоду. Есть мороженое можно, только очень осторожно. Кто совет не понимает, тот ангиною страдает!!!

Полный текст материала Конспект и презентация к интегрированному уроку биологии и химии "Досье на мороженое. Углеводы - польза или вред?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Марина Ивановна  Публикатор
11.03.2022 0 983 140

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК