Конспект урока биологии "Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости"; 10 класс


Технологическая карта урока

Биология 10 класс

Ф.И.О. учителя

Дороган Галина Викторовна

Место работы

МБОУ СОШ № 3 п. Смидович

Должность

Учитель биологии и химии

Предмет

Биология

Продолжительность урока

45 мин

Дата проведения

1.03.2023 г

Класс

10

Тема урока

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Базовый учебник

В.И. Сивоглазов, И.В. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология 10 класс,»Дрофа», Москва, 2020 г

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями

Формы деятельности и обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Деятельностный способ обучения.

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Цель урока

Формирование и углубление знаний о генетике как науке.

Задачи урока

Личностные: способствовать воспитанию независимости суждений, сознательного подхода к процессу обучения.

Предметные: формировать определения ключевых понятий; знания о гибридологическом методе; об основоположнике генетики Г. Менделе.

Метапредметные: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, а также умений анализировать, делать выводы

УУД

ЛУУД: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Предметные: Характеризовать предмет изучения, методы, задачи, основные этапы развития генетики; объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки

РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. ПУУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать понятия. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой . Вычитывать все уровни текстовой информации.

КУУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы.

Добрый день, ребята!

Посмотрите на меня и улыбнитесь. Посмотрите на соседей справа и тоже улыбнитесь. Посмотрите на соседей слева и тоже улыбнитесь!

Ну что, готовы окунуться в мир знаний с хорошим настроением?

 

Организация рабочего места. Психологический настрой на учебную деятельность

Актуализация знаний

Цель: подготовка к восприятию нового материала

-Какое домашнее задание вы получили на предыдущем уроке? (Проанализировать степень своего сходства с близкими родственниками: мамой отцом, братом, сестрой и т.д. Установить свои индивидуальные признаки. Сформулировать вывод)

Кто готов представить результат своего исследования?

-Какие свойства организмов вы исследовали?

 

Отвечают на вопрос

 

Представляют результаты своих исследований

Этап выявления места затруднения

Цель: постановка учебной задачи

Наследственность

Изменчивость

Мендель

-С какой наукой связаны эти понятия и имя ученого?

-Что вам известно об этой науке?

Тема урока

Какую учебную задачу необходимо решить?

 

Высказывают предположения, отвечают на вопросы

 

 

Определяют тему урока

 

Ставят учебную задачу

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: Осмысление, восприятие и первичное запоминание знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельным выводам

-Как будете решать поставленную задачу?

-Вспомните, характеризуя науку, что мы должны определить?

-Что является предметом изучения генетики?

-В тексте параграфа 24 найдите определение этих понятий и определите роль для живых организмов этих свойств.

Групповая работа

-Из текста выберите и запишите, связанные с этими свойствами, генетические понятия и предложите свою логическую цепочку из этих понятий, определив признак, положенный в основу.

- Прочитайте последний абзац первого раздела, определите главную мысль данного текста, поделитесь со своим соседом, сформулируйте общую мысль

 

 

 

 

- Какой вывод можно сформулировать?

 

 

Важный шаг в познании закономерностей наследственности сделал Грегор Мендель.

Сообщение Грегор Мендель

- Благодаря каким особенностям организации работы Г.  Менделю удалось открыть законы наследования признаков?

- Используя текст раздела «У истоков генетики», определите основные особенности работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха.

Достижением Г. Менделя можно считать и разработку основного и специфического метода генетики. Как называется данный метод? В чем его суть?

Однако доклад Менделя остался без внимания научной общественности до 1900 года

Э Чермак (Австрия)

Г Де Фриз (Голландия)

К. Корренс (Германия) переоткрыли законы Менделя и именно этот год считается годом основания науки.

Итак, обобщим все, что сегодня сказали

Продолжить:

Генетика – наука.

Предмет познания

Метод познания

Основоположник

Год основания

Предлагают план решения учебной задачи

 

 

Отвечают на вопрос

Выбирают необходимую информацию из текста

 

 

 

Смысловое чтение, выбирают генетические термины, разрабатывают, предлагают и объясняют свою систему классификации.

 

Смысловое чтение, определяют главную мысль, работа в паре

Проявление признака не всегда зависит только от генетической информации, но и от влияния окружающей среды

 

 

(свойства и признаки являются результатом взаимодействия генотипа и среды)

 

 

Внимательно слушают

 

Работают с текстом, выбирают необходимую информацию

 

 

 

 

 

Читают определение понятия.

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение , заканчивают предложения

 

 

 

Этап первичного закрепления знаний с комментированием во внешней речи

Цель: установить осознанность восприятия материала; сформированности умений использовать полученные знания для решения практических задач

Задание 1. В семье сын очень похож на своего отца, но, в отличие от кареглазого родителя, у мальчика голубые глаза. Как вы это объясните?

Задание 2. Выясните, какова вероятность рождения голубоглазых детей в семье кареглазых родителей.

Задание 3 Прочитайте отрывки из стихотворения и найдите в них слова, отвечающие за фенотип отца и ребенка.

С. В. Михалков ДЯДЯ СТЕПА

1.В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча,

По фамилии — Степанов

И по имени — Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

2.Возле мамы, на кровати,

На виду у прочих мам,

Спит ребенок небывалый,

Не малыш, а целый малый —

Полных восемь килограмм.

3.Родился у дяди Степы

Сын по имени Егор!

Богатырь, а не ребенок!

Как не верить чудесам?

Вырастает из пеленок

Не по дням, а по часам.

Решение практических задач с комментированием во внешней речи

Оценочно- рефлексивная деятельность

Цель: самоанализ и самооценка

Упражнение «Листок, гуляющий по кругу»

Каждая группа получает лист бумаги, каждый в группе отвечает на вопрос: Какие знания я сегодня получил на уроке? Каждый записывает один ответ и передает другому.

Второй круг. Вопрос: Почему вам это нужно знать?

Анализируют результат своей деятельности

Домашнее задание

П. 24 читать, отвечать на вопросы

По желанию задание 2 из раздела «Подумайте! Выполните!»

Определяют обязательное задание и делают выбор

 


Полный текст материала Конспект урока биологии "Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дороган Галина Викторовна  Публикатор
08.03.2023 0 986 37

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК