Конспект урока биологии "Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости"; 10 класс
Технологическая карта урока
Биология 10 класс
Ф.И.О. учителя |
Дороган Галина Викторовна |
Место работы |
МБОУ СОШ № 3 п. Смидович |
Должность |
Учитель биологии и химии |
Предмет |
Биология |
Продолжительность урока |
45 мин |
Дата проведения |
1.03.2023 г |
Класс |
10 |
Тема урока |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. |
Базовый учебник |
В.И. Сивоглазов, И.В. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология 10 класс,»Дрофа», Москва, 2020 г |
Оборудование |
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями |
Формы деятельности и обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Деятельностный способ обучения. |
Тип урока |
Урок изучения нового учебного материала |
Цель урока |
Формирование и углубление знаний о генетике как науке. |
Задачи урока |
Личностные: способствовать воспитанию независимости суждений, сознательного подхода к процессу обучения. Предметные: формировать определения ключевых понятий; знания о гибридологическом методе; об основоположнике генетики Г. Менделе. Метапредметные: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, а также умений анализировать, делать выводы |
УУД |
ЛУУД: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Предметные: Характеризовать предмет изучения, методы, задачи, основные этапы развития генетики; объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. ПУУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать понятия. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой . Вычитывать все уровни текстовой информации. КУУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы. Добрый день, ребята! Посмотрите на меня и улыбнитесь. Посмотрите на соседей справа и тоже улыбнитесь. Посмотрите на соседей слева и тоже улыбнитесь! Ну что, готовы окунуться в мир знаний с хорошим настроением?
|
Организация рабочего места. Психологический настрой на учебную деятельность |
Актуализация знаний Цель: подготовка к восприятию нового материала |
-Какое домашнее задание вы получили на предыдущем уроке? (Проанализировать степень своего сходства с близкими родственниками: мамой отцом, братом, сестрой и т.д. Установить свои индивидуальные признаки. Сформулировать вывод) Кто готов представить результат своего исследования? -Какие свойства организмов вы исследовали?
|
Отвечают на вопрос
Представляют результаты своих исследований |
Этап выявления места затруднения Цель: постановка учебной задачи |
Наследственность Изменчивость Мендель -С какой наукой связаны эти понятия и имя ученого? -Что вам известно об этой науке? Тема урока Какую учебную задачу необходимо решить?
|
Высказывают предположения, отвечают на вопросы
Определяют тему урока
Ставят учебную задачу |
Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: Осмысление, восприятие и первичное запоминание знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельным выводам |
-Как будете решать поставленную задачу? -Вспомните, характеризуя науку, что мы должны определить? -Что является предметом изучения генетики? -В тексте параграфа 24 найдите определение этих понятий и определите роль для живых организмов этих свойств. Групповая работа -Из текста выберите и запишите, связанные с этими свойствами, генетические понятия и предложите свою логическую цепочку из этих понятий, определив признак, положенный в основу. - Прочитайте последний абзац первого раздела, определите главную мысль данного текста, поделитесь со своим соседом, сформулируйте общую мысль
- Какой вывод можно сформулировать?
Важный шаг в познании закономерностей наследственности сделал Грегор Мендель. Сообщение Грегор Мендель - Благодаря каким особенностям организации работы Г. Менделю удалось открыть законы наследования признаков? - Используя текст раздела «У истоков генетики», определите основные особенности работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха. Достижением Г. Менделя можно считать и разработку основного и специфического метода генетики. Как называется данный метод? В чем его суть? Однако доклад Менделя остался без внимания научной общественности до 1900 года Э Чермак (Австрия) Г Де Фриз (Голландия) К. Корренс (Германия) переоткрыли законы Менделя и именно этот год считается годом основания науки. Итак, обобщим все, что сегодня сказали Продолжить: Генетика – наука. Предмет познания Метод познания Основоположник Год основания |
Предлагают план решения учебной задачи
Отвечают на вопрос Выбирают необходимую информацию из текста
Смысловое чтение, выбирают генетические термины, разрабатывают, предлагают и объясняют свою систему классификации.
Смысловое чтение, определяют главную мысль, работа в паре Проявление признака не всегда зависит только от генетической информации, но и от влияния окружающей среды
(свойства и признаки являются результатом взаимодействия генотипа и среды)
Внимательно слушают
Работают с текстом, выбирают необходимую информацию
Читают определение понятия.
Обобщение , заканчивают предложения
|
Этап первичного закрепления знаний с комментированием во внешней речи Цель: установить осознанность восприятия материала; сформированности умений использовать полученные знания для решения практических задач |
Задание 1. В семье сын очень похож на своего отца, но, в отличие от кареглазого родителя, у мальчика голубые глаза. Как вы это объясните? Задание 2. Выясните, какова вероятность рождения голубоглазых детей в семье кареглазых родителей. Задание 3 Прочитайте отрывки из стихотворения и найдите в них слова, отвечающие за фенотип отца и ребенка. С. В. Михалков ДЯДЯ СТЕПА 1.В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью Каланча, По фамилии — Степанов И по имени — Степан, Из районных великанов Самый главный великан. 2.Возле мамы, на кровати, На виду у прочих мам, Спит ребенок небывалый, Не малыш, а целый малый — Полных восемь килограмм. 3.Родился у дяди Степы Сын по имени Егор! …Богатырь, а не ребенок! Как не верить чудесам? Вырастает из пеленок Не по дням, а по часам. |
Решение практических задач с комментированием во внешней речи |
Оценочно- рефлексивная деятельность Цель: самоанализ и самооценка |
Упражнение «Листок, гуляющий по кругу» Каждая группа получает лист бумаги, каждый в группе отвечает на вопрос: Какие знания я сегодня получил на уроке? Каждый записывает один ответ и передает другому. Второй круг. Вопрос: Почему вам это нужно знать? |
Анализируют результат своей деятельности |
Домашнее задание |
П. 24 читать, отвечать на вопросы По желанию задание 2 из раздела «Подумайте! Выполните!» |
Определяют обязательное задание и делают выбор |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дороган Галина Викторовна
→ Публикатор 08.03.2023 0 1353 42 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы