Коррекционно-развивающая работа по ликвидации дизорфографических ошибок у учащихся, имеющих диагноз ЗПР
Материал предназначен для учителей русского языка, логопедов, дефектологов, работающих с детьми, имеющими диагноз задержка психическтго развития. В работе представлена программа коррекционных занятий с учащимися с низким уровнем орфографической грамотнотности, с нарушением лексико- грамматической стороны речи, нарушением языковых и речевых средств языка.
Отличительной особенностью, которой является регулярное использование во время занятий ЭОР: «Фраза», «Грамотей для дома», «Магистр», «Дэльфа-412.1».
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать динамику развития правильной речи и всего коррекционно – образовательного процесса в целом.
Специальные коррекционные классы для детей с задержкой психического развития были созданы на базе нашей школы больше двадцати лет назад. Целью создания этих классов было оказание индивидуально - ориентированной помощи детям, испытывающим стойкие трудности в усвоении школьной программы. Основную роль в коррекционной работе с такими детьми отводится логопеду. В работе логопеда особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются отклонениями психического развития.
Статистика показывает, что 95% детей с задержкой психического развития среднего и старшего возраста имеют ошибки дизорфографического характера. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которым необходима логопедическая помощь. Если у учащихся нарушено произношение, то проводится индивидуально – подгрупповая работа по общепринятой схеме. Если выявляются и дисграфические ошибки, коррекционная работа ведется параллельно. Формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия - дизорфография».
За годы работы учителем русского языка и литературы в коррекционных 5-9 классах мною была выделена следующая закономерность: учащиеся, прошедшие коррекционный курс по устранению дисграфии в начальной школе, избавлялись от дисграфических ошибок, но при этом у них проявляется огромное количество орфографических ошибок, неподдающихся педагогической коррекции. Особенно эти нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю.
Характерными особенностями коррекционно–развивающейся работы с детьми ЗПР является обязательное системное и многократное повторение. Этот фактор обусловлен особенностями процессов памяти таких детей и направлен на отработку и воспроизведение полученных представлений, способствует более прочному усвоению знаний. Поэтому мною была разработана комплексная логопедическая программа по коррекции дисграфии, дислексии, дизорфографии. Эта программа рассчитана на весь период обучения ребенка в классах для детей с задержкой психического развития.
Основополагающие логопедические принципы программы:
- усвоение языковой системы языка должно быть основано на развитие мыслительных операций – это определяет тесную взаимосвязь развития речи с развитием познавательных процессов;
- воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития;
- взаимосвязь речи и моторики;
- осуществление индивидуально – дифференцированного подхода.
Кроме того, при создании программы учитывались психологические особенности детей с диагнозом задержка психического развития:
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
- нарушение пространственно временных представлений;
- снижение слуховой памяти; слабое развитие долговременной памяти;
- нарушение лексико-грамматического строя речи.
При работе с классами коррекции должны соблюдаться следующие условия:
- преемственность – соблюдение единого образовательного пространства при переходе от начального звена обучения к среднему;
- систематичность и непрерывность оказания помощи учащемуся, до полного решения проблемы;
- вариативность – создание условий для оказания индивидуальной помощи детям, имеющим различные недостатки психического развития.
Проанализировав большое количество программ по коррекции дизорфографии, я пришла к выводу о недостаточности методик подготовки обучающихся 8 и 9 классов с ЗПР к итоговой аттестации за курс основной школы. Предлагаю следующую систему совершенствованию навыков письменной речи. В коррекционной работе на занятиях используются карточки для индивидуальной работы, графические диктаты, деформированные тексты.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать динамику развития правильной речи и всего коррекционно – образовательного процесса в целом. В работе по коррекции дизорфографии мною регулярно используются программы «Фраза», «Магистр», «Грамотей для дома»- орфографический тренажер, «Кто хочет стать отличником?» и т.д.
В свей работе использую компьютерный тренажер «Дельфа-142.1» , который представляет собой целостный аппаратно - программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит упражнения направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи, коррекцию лексико – грамматической стороны речи, а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма.
При закреплении нового материала и для проверки знаний использую обучающую программу по русскому языку «Фраза». В этой программе тщательно подобран и систематизирован материал с разбивкой по классам и темам школьной программы. В случае затруднения автоматически включается подсказка. Существует специальный блок для подготовки к выпускным экзаменам. После выполнения всех заданий выбранного варианта программа подводит итог работы. Она подсчитывает количество сделанных ошибок и выставляет оценку.
Хорошим подспорьем в коррекционной работе стала брошюра «Полезные мелочи», выпущенная в серии «Русский язык» (№5 2005 год, Библиотечка «Первого сентября»). В предлагаемой мною программе задания из этого сборника указаны в скобках.
Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут. В ходе проведения занятия учащиеся повторяют материал, изученный на уроках русского языка, для этого систематически используют опорные конспекты, которые мы составляем с учащимися, начиная с 5 класса. После этого отрабатывают правила с помощью компьютерных программ и мини сочинений (изложений) в устной или письменной форме.
Темы занятий |
Коррекционная работа |
Упражнения |
Использование ЭОР |
Сроки проведения |
Повторение материала 7 класса.
|
Проводится анализ письменных работ, процесса чтения, определение состояния звукопроизношения, проверка лексико-грамматического состояния связной речи, выявление индивидуальных особенностей психических процессов. |
Беседа Написание диктанта, проверка техники чтения, Пересказ. |
«Фраза» «Итоговый тест» 7 класс |
1-15 сентября
|
Устное сочинение – рассуждение по картине «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.
|
Коррекция слуховой памяти, внимания связной речи. Развитие и уточнение пространственных представлений. Развитие и уточнение временных представлений. |
Ритм и ударение (8) Составление плана. Устный рассказ. |
«Дэльфа-142.1» |
Сентябрь. Октябрь.
|
Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные и родственные слова. |
Развитие памяти, внимания. Умение применять правила правописания на практике.
|
Игра «Цепочки из однокоренных слов». Поиск родственных слов в литературном тексте. |
«Фраза» «Дэльфа-142.1» |
Октябрь
|
Имя существительное Род. Число. Падеж. Окончание имени существительного.
|
Развитие внимания и памяти. Развитие орфографической грамотности. |
Может, утка, может, бочка (14) Падежи с пеленок (35) |
«Грамотей для дома» |
Ноябрь
|
Глагол как часть речи. Времена глагола. |
Развитие внимания и памяти. Развитие пространственных и временных представлений.
|
Переформулируй предложения из настоящего времени в будущее или прошедшее и наоборот, запиши их. |
«Грамотей для дома» |
Декабрь
|
Изменение глагола по числам и лицам. |
Развитие лексико-грамматического строя речи. |
Игра «Наоборот» |
«Фраза»
|
Декабрь
|
Спряжение глагола. |
Мнемонические правила, развития долговременной памяти. Развитие орфографической грамотности. |
Как запомнить 11 глаголов-исключений? (39) Уж сколько раз твердили миру (34)
|
«Фраза»
|
Декабрь
|
Правописание глаголов. |
Развитие орфографической грамотности. |
Деформированные тексты. |
«Грамотей для дома» |
Декабрь
|
Главные члены предложения. Основа предложения. |
Развитие речи. Умение ставить вопросы и обосновывать ответы.
|
Упражнение «Пересказ», «Рассказ по картине» |
«Фраза» Тренажер «Дэльфа – 142.1» |
Январь
|
Подлежащее.
|
Развитие речи. Умение ставить вопросы и обосновывать ответы. |
Части речи и члены предложения(41) |
«Фраза» Тренажер «Дэльфа– 142.1» |
Январь
|
Сказуемое. |
Развитие речи. Умение ставить вопросы и обосновывать ответы. |
Форма и цвет, или раскрасим глаголы (43) |
«Фраза» Тренажер «Дэльфа – 141» |
Февраль |
Второстепенные члены предложения. Рассказ по картине В. Васнецов «Богатыри». |
Развитие речи, памяти, внимания. Развитие орфографической грамотности. |
На образце рассказа отрабатываются грамматические конструкции. |
Тренажер «Дэльфа – 141» |
Февраль |
Определение |
Развитие речи, памяти, воображения. Умение ставить вопросы и обосновывать ответы. |
«Опиши героя одного из рассказов А.П. Чехова». |
«Дэльфа-142.1» |
Февраль |
Дополнение |
Развитие речи, памяти, мышления.
|
Найди дополнения в предложении. |
«Фраза» «Дэльфа– 142.1» |
Февраль |
Обстоятельство |
Развитие временных и пространственных представлений. Развитие орфографической грамотности. |
Составь предложения с использованием обстоятельств. |
«Фраза» |
Март
|
Приложение |
Умение ставить вопросы и обосновывать ответы. |
Найди приложения в тексте. |
« Фраза» |
Март
|
Местоимение. Изменение местоимений по лицам и числам. |
Умение ставить вопросы. Развитие внимание, слуховой памяти. Развитие орфографической грамотности. |
Дидактический материал для индивидуальной работы. Деформированные тексты |
«Фраза» |
Март
|
Согласование местоимений с существительными и глаголами. |
Развитие логического мышления, внимания, орфографической грамотности. |
«Собери предложение» |
«Грамотей для дома» |
Апрель |
Служебные части речи. Предлог. Союз. |
Развитие смысловой памяти, орфографической грамотности, внимания. |
Изложение по картине Е. Волков «Октябрь». |
«Дэльфа– 142.1» |
Апрель |
Имя числительное. Изменение имени числительного по падежам. |
Развитие орфографической грамотности, долговременной памяти. |
Деформированный текст. |
«Фраза» «Магистр» |
Апрель |
Наречие. Конечные гласные наречий. |
Развитие орфографической грамотности, развитие длительной памяти, умения запоминать с опорой на зрительный образ. |
Разработка ментальной карты для запоминания правильности слитного или раздельного написания наречий. |
«Грамотей для дома» «Фраза» |
Апрель |
Написание итоговых диктантов, изложений, тестов. |
Развитие памяти, орфографической грамотности, развитие критического мышления (умение находить и исправлять свои ошибки). |
«Найти и обезвредить» (24) Исправленное-проверить. «Ершом» (26) |
«Фраза» |
Май |
Результатом систематически проводимой коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз задержка психического развития, к окончанию 8 класса, большинство учащихся показывают стабильное улучшение показателей психического развития. Это позволяет в 9 классе организовать работу по подготовке к итоговой аттестации, опираясь на отработанные в 5-8 классах навыки, и дальнейшую коррекционную работу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савищева Наталья Николаевна
→ Наталья2368 11.08.2015 0 6730 492 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы